Тема урока: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  • образовательная: в результате урока ученики узнают: возникновение выталкивающей силы, ее действие в жидкостях и газах, установят, от каких величин зависит эта сила.
  • развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, логическое мышление, умение самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.
  • воспитательная: учащиеся продолжают формировать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы, исследовательскую культуру.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа в парах.

Оборудование урока: динамометры, стаканы и мензурки с водой, гири по 100 г, грузы по 100 г, металлические цилиндры одинакового объема, соль.

Хронометраж урока:

  1. организационный этап – 1 мин.
  2. постановка учебной проблемы и ее обсуждение – 3-5 мин.
  3. усвоение новых знаний – 10 мин.
  4. проведение фронтального эксперимента – 20 мин.
  5. общий вывод – 5 мин.
  6. рефлексия – 5 мин.

Ход урока

I. Организационный этап (психологически подготовить учащихся к работе на уроке).

II. Изложение нового.

1. Постановка учебной проблемы.

Учитель читает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

“Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх”.

Вопрос: О какой силе идет речь в этом отрывке?

Вопрос: Вы ее на себе испытывали?

Беседуя с учащимися, учитель подводит их к понятию “выталкивающая сила”.

После беседы записывается тема на доске.

2. Давайте рассмотрим возникновение этой силы. На доске заранее сделан рисунок: (без сил)

Задание учащимся: расставить силы, действующие на тело.

Беседуя, учащиеся приходят к выводу, что а) ; б) , так как , то и . Именно за счет разности этих сил и возникает выталкивающая сила – Fв, направленная вертикально вверх.

Вопрос: Действует ли выталкивающая сила на все тела погруженные в жидкость?

Вопрос: Действует ли выталкивающая сила на тела, погруженные в газ?

Разбирается рисунок 138 на стр.116.

С учащимися обсуждается вывод №1 и записывается.

Вывод №1: На все тела, погруженные в жидкость или газ действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.

3. Продолжая беседу, учитель подводит детей к вопросу о необходимости измерения силы и способе измерения.

Вывод №2: Для измерения силы необходимо измерить с помощью динамометра вес тела в воздухе и в воде, найти между ними разность.

, где Р2 – вес тела в воде, Р1 – вес тела в воздухе.

4. Итак, вы узнали, как возникает данная сила и как ее измеряют?

Вопрос: что необходимо сделать на следующем этапе?

Беседуя, выясняют, что необходимо узнать от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Учащиеся проделывают опыты и заполняют таблицу, предварительно обсудив план экспериментальной работы. Для учащихся, затрудняющихся в выполнении работы, на столах лежат руководства по выполнению экспериментальной работы.

В ходе выполнения учащиеся заполняют таблицу.

Величина Р1 – вес тела в воздухе Р2 – вес тела в воде Вывод
Глубина h1      
h2  
Плотность тела        
   
Объем тела        
   
Плотность жидкости        
   

После обсуждения результатов на основании анализа таблицы делается вывод.

Вывод №3. Выталкивающая сила зависит от объема тела и плотности жидкости.

Общий вывод по уроку. (объединяются вывод №1 и 3)

Все записывается в тетради учащихся.

На следующем уроке вместе с вами выведем формулу выталкивающей силы.

III. Закрепление: решение качественных задач.

1) К. Паустовский “Кара-Бугаз”

“…Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал ноги, и при всем желании так погрузиться в воду и не смог”. Почему?

2) Пробовали, купаясь, запихнуть мяч в воду? Ну и как?

3) Почему яйцо со стола падает быстро, а в кастрюле с водой опускается на дно медленно?

4) Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода сильнее выталкивает и почему?

5) Первоклассник нырнул на 3 метра, а десятиклассник на 1 метр. Кого сильнее выталкивает вода?

6) Подводная лодка вышла из моря в реку. Изменилась ли выталкивающая сила.

7) Тульчинский №187, 188, 189, 190, 195, 201.

IV. Д/з. §48 (I абзац; стр.116-117), записи в тетради.