Классный час "Наши верные друзья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

– воспитание у детей общечеловеческих и нравственных ценностей;

– воспитание любви к животным;

– повышение ответственности за тех, кого приручил;

– воспитание культуры общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать;

– развитие умения работать с печатными изданиями через самостоятельную подготовку к классному часу.

Оборудование: открытки с изображением разных пород собак, детские рисунки, книги.

Подготовка: класс разбит на четыре группы. Каждой группе дано задание в соответствии с уровнем развития.

I группа: В библиотеке взять книгу “Что есть что”, “Собаки” и найти ответы на следующие вопросы:

– Сколько пород собак существует?

– На какие группы делятся собаки?

– Как собака познает окружающий мир?

– Хорошо ли слышат собаки?

– На что способны ищейки?

– Отчего у собак глаза горят?

II группа: Найти и выучить стихи о собаках. Можно использовать книгу “Лучшие стихи современных детских писателей” “Дет. лит-ра” 2003г.

III группа: Найти пословицы и поговорки, загадки, народные приметы о собаках.

IV группа: Найти и прочитать рассказы, в которых главный герой – собака. Понравившиеся рассказы кратко рассказать детям.

Все учащиеся должны были узнать названия различных пород собак и нарисовать рисунки. По итогам проведенной работы и был разработан данный сценарий классного часа “Наши верные друзья”

Ход занятия

Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом – собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далекое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки. Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак.

Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.

Мы любим собаку ради нее самой, ценим ее доверчивость и непосредственность, ее привязанность и постоянство симпатий. Эти качества мы, люди, высоко ценим и, как бы очеловечивая животное, говорим о его верности.

Хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобретешь ни за какие деньги. Цена дружбы – доверие! Ежедневно и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.

Ученик 1:

“Мой щенок”

Как две лодки, две ладони,
Задвигаю под животик,
Поднимаю вверх.
И тонет в двух ладонях мой щеночек.
Он с восторженным сопеньем
И визжаньем и кряхтеньем
Заполняет две ладошки…
И всего меня до крошки!

Лев Яковлев

Учитель: Сколько пород собак существует в мире? На какие группы делятся собаки?

Ученик 2: Современная кинология насчитывает свыше 400 различных пород собак. Существует разделение на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.

В группу служебных собак входят овчарки (немецкая, кавказская, средне-азиатская, южнорусская, шотландская), ротвейлеры, эрдель-терьеры, ризеншнауцеры, водолазы, московские сторожевые.

Охотничьи породы – легавые, гончие, борзые, спаниели, таксы, охотничьи терьеры.

Комнатно-декоративные – мопс, болонка, пудель, пекинес, чихуа-хуа.

Ученик 3:

“О тех, кто лает”.

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных, пограничных,
Дворовых “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов всегда голодных.

Ученик 4:

Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны – это доги!
Коротконогие бульдоги
И жесткошерстные терьеры.
Одни – черны, другие – серы,
А на иных смотреть обидно –
Так заросли, что глаз не видно!
Друзей домашних – тех, что лают
По кличкам люди называют:
“Рамзес”, “Валет”, “Изольда”, “Яна”,
Я “Джильду” знал, я знал “Баяна”,
Ловил преступников “Пират”
И на цепи сидел “Сократ”.
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это все – от послушанья!

С.В.Михалков

Учитель: Как собака познает окружающий мир?

Ученик 5: Окружающий мир собака воспринимает совсем не так, как человек. Для нее он состоит прежде всего из множества запахов, большинство из которых мы и представить не можем. Особенно привлекательны для них метки других собак у фонарей, углов зданий, деревьев. Поэтому на прогулке собака стремиться обнюхать все места, где побывали ее сородичи.

Что для нас глаза, то для собаки нос. Недаром говорят, что собака “видит носом”. Утрата зрения для нее менее существенна, чем потеря обоняния. Если ей надо уловить определенный запах, она начинает принюхиваться, втягивая воздух расширенными ноздрями.

Ученик 6:

“Собака”.

Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться
Большая, рыжая, как львица,
Она лежит, не шевелиться
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача.

Собака спит.
Ей снится детство:
Она щенок,
И все кричат:
- Да замолчи ты,
Наконец – то!
Опять ты лаешь на грачат!

А.Барто

Учитель: Пригодился ли человеку острый нюх собаки?

Ученик 7: Еще в древности люди научились пользоваться исключительно тонким чутьем собак, например, для поиска дичи. В Китае с давних пор специально обученных ищеек посылали вынюхивать контрабандный опиум. Сегодня такие ищейки куда больше, чем прежде, помогают таможенникам: они чуют наркотики, упакованные в плотно закрытые коробки или спрятанные в полом каблуке. Другие собаки обнаруживают утечку газа из труб, проложенных под землей. Во Франции и Италии специально обученные собаки извлекают из-под земли трюфели – обладающие изысканным вкусом и ароматом грибы, которые высоко ценят гурманы.

Чтобы выполнять такие сложные задачи, собака совсем не обязательно должна быть породистой. Правильно обученная дворняжка вполне может справиться со всеми этими нелегкими делами, чутье у нее не хуже.

Ученик 8:

“Придворный пес”

Хвастался дворнягам пес:
– При дворе я, братцы рос!
Благородного сословья
Весь от носа до хвоста!
Не таскал чужих мослов я,
Вам, дворовым - не чета!
– При дворе?
– Скажите – чьем?
– Карла?
– Карла – ни при чем!
– Может быть, Людовиков?
– Нет, друзья, берите выше –
При дворе у дяди Гриши,
Лучшего из дворников!

Ученик 9: Поиском заблудившихся в горах или жертв снежных лавин уже 300 лет занимаются сербернары. Самый знаменитый из них – легендарный Барри. Барри удалось спасти 40 человек, а откопанный им 41-й застрелил своего спасителя, приняв его за волка. Это случилось в 1814 г. В наше время горноспасателям помогают немецкие овчарки. Они отлично показали себя и при поиске жертв землетрясений.

Специальный курс дрессировки “Собаки – спасатели на водах” проходили в Риге лабрадоры. Нырнуть на 10 м в шторм и проплыть под водой 25 м, спасая утопающего – не предел для этой породы.

Ученик 10:

“Бульдог на остановке”

На остановке скучает бульдог –
Он без зонта и до ниток промок.
Проходят трамваи – набиты битком.
Все люди да люди, и в этом, и в том.
Бульдог терпеливо вздыхает и ждет –
Когда же бульдожий трамвай подойдет?

Учитель: Хорошо ли собаки слышат?

Ученик11: Иногда нас удивляет, что дремлющая собака внезапно поворачивает морду к двери. Задолго до того, как мы что-то услышим, она уже уловила звук шагов. Так что у собак не только обоняние лучше нашего, но и слух куда острее. Они прекрасно различают отдельные звуки и очень точно определяют, откуда они доносятся. Уши играют роль локаторов независимо от того, какой формы и размера они у той или иной породы. Человек с острым слухом иногда еще может на расстоянии 3 м уловить тиканье часов, собака же слышит его на расстоянии 25 м.

Учитель: Отчего у собак глаза горят?

Ученик 12: Собаки плохо видят в сумерках, поэтому глаз собаки имеет особое строение. Вероятно, этим объясняется тот факт, что глаза у собаки горят в темноте, когда на них падает, скажем, свет от автомобильных фар.

Учитель: Какие загадки, пословицы и поговорки приготовила для нас третья группа?

Загадки.

1. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.

3. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

4. Не говорит и не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает.

Пословицы и поговорки.

1. Собака помнит, кто ее кормит.

2. Собака за зайцем, а заяц за волей.

3. Собака человеку неизменный друг.

4. Кошка – баба в избе, а собака – мужик во дворе.

Учитель: Ребята четвертой группы покажут, какие книги о собаках они нашли, какие книги вы посоветуете прочитать ребятам?

Учитель: Ну а сейчас проверим, как вы все запомнили.

Выбери правильный ответ.

1. Что такое кинология?

– наука о кино
наука о собаках
– наука о путешествиях

2. Что важнее для собаки?

нос
– глаза
– умение быстро бегать

3. Собака виляет хвостом…

– просится на прогулку
– отгоняет мух
выражает дружелюбие

4. Если собаке жарко, она…

высовывает язык
– обмахивается хвостом
– купается в луже

5. Если собачий хвост опущен  между задними лапами, это означает…

– у собаки замерзли лапы
– таким образом заметает следы
собака что – то натворила и боится неприятностей

6. Собака визжит, если…

– она голодна
случается неприятная ситуация
– гонится за кошкой

7. Назовите любимую породу В.В.Путина.

– доберман
лабрадор
– бассет

8. Назовите породу Артемона из сказки “Золотой ключик” А.Толстого.

– спаниель
пудель
– колли

9. Назовите породу собак, которая умещается на ладошке и выгуливать ее не надо:

– чау-чау
– ап-чхи
чихуа-хуа

Учитель: Что нового вы узнали о собаках во время подготовки к классному часу?

– Есть ли какие то правила, которых надо придерживаться во время общения с собакой?

Ученик 13:

Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес – хороший друг –
Зависит от хороших рук!

Ученик 14: Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью. Если вы увидели на улице бездомную собаку, покормите ее.

Многим не хватает пониманья:
Кости, попадающие в баки,
Могут пригодиться для питания
Уличной какой-нибудь собаки.
Если вы не в мусор кость выносите,
А тому, кто в ней всегда нуждается,
То и вам однажды все, что просите
Прямо в руки, прямо с неба свалится.

И. Плохих

Учитель: Давайте закончим наш классный час песней “Пропала собака”.