Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Обобщение знаний об имени сущевствительном и его падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках;
  • развивать умения выполнять грамматические разборы;
  • развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков;
  • воспитывать любовь к предмету, окружающему миру.

Оборудование:

  • карта «Город слов»,
  • Дом падежей с карточками по каждому падежу,
  • словесный поезд,
  • слова для разбора по составу,
  • вагончики со схемами,
  • карточки-телеграммы,
  • перфокарты для индивидуальной работы.

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в город слов (Обратить внимание на карту). Цель нашего путешествия: обобщить знания об имени существительном; мы будем выполнять различные задания по определению падежей имен существительных, делать грамматические разборы. С собой возьмем багаж ваших знаний, логическое мышление, память, внимание, грамотную речь и орфографическую зоркость.

II. Подготовка к обобщающей деятельности

1. Таблица со словами:

Моро…
П…льто
Ко…байн
М…тель
С…стье
Лес…ница
М…дведь
Со…нце
Ил…я
Ван…а
Ш…ссе

  • Назовите пропущенные орфограммы в словах

(парные согласные на конце слова, безударные гласные в корне слов, удвоенные согласные, сочетание ЧА, разделительный Ь, непроизносимые согласные в корне слова).

Минута чистописания

  • Оформление титульной записи в тетрадях.
  • Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы и сочетания (з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).
  • Соедините буквы вместе на следующей строке
  • Что получилось?

(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы.

III Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных.

1-ый блок вопросов и заданий

  • Что общего у слов, написанных на таблице? (они все – имена существительные)
  • Давайте вспомним, что же называется именем существительным?

Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.

2- ой блок вопросов и заданий

  • На какие группы можно разделить все имена существительные?
    (одушевленные – КТО? и неодушевленные – ЧТО?)
  • Превратите записанные на доске неодушевленные имена сущ. в одушевленные (однокоренные)
    сила – силач (на доске)
    труба- …
    журнал- …
    добро- …
  • При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить)
  • Учитель рассказывает о карте города. Дорогой город разделен на два района. Слева от дороги – постоянные признаки существительного, справа – непостоянные признаки. Каждый район в свою очередь поделен на микроучастки.
  • Куда мы поместим табличку «Одушевленные – неодушевленные»?
    (В постоянные признаки; учитель с помощью магнитов закрепляет эту и далее упоминаемые таблички)

3-ий блок вопросов и заданий

  • Какие ещё постоянные признаки вы знаете?
    (нарицательные и собственные)
  • Подобрать к нарицательным именам существительным собственные:
    (исходные слова записаны на доске)

река …
столица…
журнал…
собака…

  • Как пишутся имена собственные?
    (с прописной буквы и названия в кавычках)
  • Разместите табличку «нарицательные и собственные» на карте.

4- ый блок вопросов и заданий

  • На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)
  • Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!

  • Выпишите из слов, с которых была начата работа на уроке, имена существительные:
1 ряд - женский род 2 ряд – мужской род 3 ряд – средний род
метель мороз пальто
лестница комбайн счастье
ванна Илья солнце
медведь шоссе
  • Прикрепляем табличку «Женский, мужской, средний роды» на карту. Повторить. Слева - все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу «существительные БЫВАЮТ».

5 – ый блок вопросов и заданий

  • Посмотрите внимательно на существительные, с которых началась вся работа на уроке, и назовите несклоняемые имена существительные. (пальто, шоссе)
  • Почему эти существительные называются несклоняемыми?
    (не изменяются по падежам)
  • А как вы думаете, какое слово здесь может быть лишним?
    (лестница)
  • Почему?
    (в этом слове 3 слога)
  • Найдите слова, в которых буквы Я, Е обозначают 2 звука?
    (Илья, счастье)
  • Когда же подобные буквы обозначают 2 звука?
    (дети называют 3 позиции)
  • Найдите имя существительное, которое отвечает на вопрос ЧТО?
    (неодушевленное) и все согласные в нем мягкие? (метель)

6. Фонетический разбор слов

3 ученика у доски: Илья, метель, солнце

7-ой блок вопросов и заданий

  • Пока ребята работают у доски, давайте мы с вами посмотрим на словесный поезд, который прибыл в наш город.
  • Почему первые два вагона соединяются цепью, а последний – на крючок?
  • Почему такие же вагончики стоят на запасном пути?

Эти имена существительные записаны на доске: походы, полюшко, верхолазы, полоса .

  • Слова хотят сесть в свои вагончики, давайте мы им поможем.

 

Для этого надо разобрать слова по составу.

Пока вызванные к доске дети разбирают слова, Проверяем фонетический разбор слов.

8-ой блок вопросов и заданий

  • Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (по числам)
  • Изменение существительных по числам:

…-лица
ухо-…
молоко-…
…-косы
друг-…
волос-…
…-ножницы

  • Все ли имена сущ. изменяются по числам?

(приводим примеры - ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро; мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели)

  • Какой это признак имени существительного.?

(непостоянный)

  • Разместить табличку справа в городе Слов

Физминутка:

1) показ картинок – одушевленные – хлопки:
неодушевленные – маршировка.

2) единственное число – руки вверх
множественное число – сели

9-ый блок вопросов и заданий

  • Справа, в одном из микрорайонов города, слова строят высокий дом, в нем живут мама-склонение и шесть её сыновей-падежей. Живущие в городе слова очень любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопрос и выполнить задание. (показать увеличенный дом)
  • Какой это признак? – непостоянный (Здесь повторить синтаксическую роль существительных).
  • На верхнем этаже живет… (И.п.)
  • Он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения …. Помогите! (подлежащим)
  • Правда, как говорит мама-склонение, ему приходится соглашаться и на сказуемое.
  • Любимые вопросы этого падежа? (кто? что?)
  • Давайте ещё вспомним, что мы знаем о существительном в Именительном .падеже? (начальная форма имени существительного, всегда без предлогов)
  • Упр.277 с.79 Найти предложения, где выделенное имя существительное будет являться подлежащим. (2,4)
  • Вставить карточку «Именительный падеж» в домик
  • Почему выделен Именительный падеж другим цветом? (главный падеж, остальные – косвенные)

10-ый блок вопросов и заданий

  • Этажом ниже живет Родительный падеж. Родился и стал родительный
  • На какие вопросы отвечают существительные в Родительном падеже.? (Кого? Что? Откуда?)
  • С какими предлогами этот падеж употребляется? (у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после)
  • Каковы значения существительных в Родительном падеже? (принадлежность, часть, место, материал)
  • Поставьте существительные в форму родительного падежа.
1ряд 2ряд 3 ряд
Цвет (небо) следы (зверь) краски (осень)
Звуки (лес) капли (дождь) шелест (листва)

(дети объясняют – убирают скобки и пишут правильные окончания)

  • Вставляем карточку « Родительный падеж»

11-ый блок вопросов и заданий

  • Ещё ниже живет Дательный падеж . – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь и его любимые вопросы…

(кому? чему?)

  • Какие предлоги употребляются с Дательным падежом?

(к, по)

  • Скажите, а в каком падеже мы пишем имя существительное на почтовой открытке, конверте, указывая, кому оно адресовано?
  • Вам пришла телеграмма

(у каждого на парте лежат телеграммы)

 

  • Прочтите строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительными в Дательном падеже (6 вариантов) отвечает 1 ученик с каждого варианта.

А) уж сколько раз твердили миру
Б) вороне где-то бог послал кусочек сыру…
В) плутовка к дереву на цыпочках подходит…
Г) к муравью ползет она…
Д) по улицам слона водили…
Е) случилось соловью на шум их прилететь…

  • Строки из каких произведений вы прочитали?

(Басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Квартет»).

  • Поставить карточку «Дательный падеж»

12-ый блок вопросов и заданий

  • А вот Винительный падеж. Он всегда всех и во всем обвиняет и даже своих братьев падежей за то, что они разобрали все вопросы, а ему пришлось заимствовать вопросы кого? что? у Родительного и Именительного падежей.
  • Посмотрите внимательно на столбики словосочетаний и исключите лишнее в каждом столбике, ответ обоснуйте.
1 вариант 2 вариант
срубили б..резу пер..летел через дорогу
залез на дерево подкрался к двери
плыл по реке посадил репку
  • Карточка с «Винительный падеж» ставится в домик
  • Разбираем предложение по членам предложения (синтаксический разбор)

3 ученика у доски:

1 – с комментарием записываем
2 – списываем с карточки и разбираем
3 – самостоятельно

  1. Леса украшают природу нашей страны.
  2. Они защищают поля от засухи.
  3. Деревья очищают воздух от пыли.
  • 1-ый ученик отвечает, характеризует и разбирает предложение, проверяем работу 2 и 3 учеников.

Воспитательный момент: о значимости леса и бережном отношении к природе.

13-ый блок вопросов и заданий

  • Следующий брат - Творительный падеж. Этот падеж – мастер на все руки. Постоянно что-то пилит, строгает, чертит, творит.
  • Назовите вопросы – кем? чем? Предлоги?
  • Нам тоже предстоит построить, но не дом и не башню, а пословицу. (на доске разбросаны слова: не, пишут, пером, умом, а)
  • Составьте пословицу и запишите её. Не пером пишут, а умом.
  • Как понимаете смысл этой пословицы?
  • Определить падеж имен существительных.
  • Карточку «Творительный падеж» – в домик.

14-ый блок вопросов и заданий.

  • Предложный падеж в нашей речи встречается очень часто. Он занимает второе место после Именительного и без предлогов никогда не употребляется, отсюда его название.
  • Назовите вопросы Предложного падежа. (О ком? О чем?)
  • А какие предлоги употребляются с ним? (о, об, в, на и др.)
  • Задание – тест на перфокарте (индивидуально для каждого)

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

 

Заданий шесть

Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. привез на берег и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й
  • Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.
  • Ставим карточку «Предложный падеж» в домик
  • Ещё раз возвращаемся к карте Города слов, повторяем все постоянные и непостоянные признаки существительного.

15. Морфологический разбор

Давайте ещё вместе сделаем морфологический разбор имени существительного.

В воде – (в чем?) сущ., начальная форма – вода, неодушевленное, нарицательное, ж.р.; в ед.ч., в П.п., второстепенный член

III Итог урока:

  • Чем занимались на уроке?
  • Парад падежей
  • Дети (коронки на голове) читают стихотворения о падежах.

1

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют.

2

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

3

А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

4

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

5

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.

6

А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!

7

А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять