Система работы по развитию творческих способностей детей посредством ряжения и обыгрывания (на примере детей третьего года жизни)

Разделы: Работа с дошкольниками


Деятельность педагога – это всегда творчество, требующее самостоятельности, инициативы, постоянного саморазвития. Проявляя интерес к творчеству, я экспериментировала, проверяла на практике новые идеи. Занявшись исследовательской деятельностью, сумела научно подтвердить, что ряжение и обыгрывание действительно помогают повысить уровень творческой активности детей и развить их способности.

Всем известно, что период раннего детства является самым важным в развитии ребёнка. Учёные едины во мнении о том, что именно в этот период, с рождения до 3-х лет, дети имеют особую чувствительность к развитию различных способностей. Важным условием развития является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство с различными видами искусства. Одним из них является театр. Особый интерес в этой связи вызывают исследования С. И. Мерзляковой о развитии творческих способностей детей через музыку, фольклор, театр [5], идеи Н. Сорокиной о развитии детского творчества на основе развития различных видов театра [2]. При этом не следует забывать, что основным видом деятельности детей от 2 до 7 лет является игра.

Взрослые и дети всегда играют ради удовольствия. Именно с помощью игры человек может развить в себе те или иные качества, в том числе внимание и воображение – основные компоненты творческого процесса. Для того чтобы ребёнок мог перейти от свободной игры к театральной, ему нужен переходный мостик. Этим мостиком может быть ряжение и обыгрывание. Обыгрывание как новых, так и знакомых игрушек помогает вызвать у детей интерес, желание играть и фантазировать.

Ребёнок проходит огромный путь от манипуляции игрушкой к участию в диалоге, сценках. Игры с куклами настольного театра побуждают к сочинению вначале диалогов, затем коротких рассказов, развивают фантазию, воображение, эмоциональность речи. Игры с ряжением развивают у детей способность к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «курочка». Дети подражают интонации, выполняют несложные действия по тексту. Основные эмоции учатся передавать мимикой, позой, жестами, движением, а также учатся понимать эмоциональное состояние другого человека.

Исходя из этого, актуальность моего исследования заключается в следующем: ряжение и обыгрывание являются отличным средством для игрового творчества и прекрасным способом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Как известно, исследовательская работа проводится по этапам. Определила для себя следующие этапы:

  • обследование или педагогическая оценка
  • обобщение апробированного практического материала
  • создание условий
  • выбор направлений деятельности.

Педагогическая оценка.

Передо мной стояли следующие задачи:

  • составление диагностических методик по теме проекта для отслеживания творческой активности детей в процессе ряжения и обыгрывания,
  • составление педагогических характеристик на воспитанников группы,
  • беседы, наблюдения, опросы родителей с целью выявления интереса к театру,
  • составление анализа-справки частоты общения родителей с детьми.

Используя вышеназванные методы обследования, определила:

  • состояние творческой активности детей на начало года,
  • предрасположенность детей к творчеству,
  • наличие интереса к театральной деятельности, а

также отношение родителей к развитию творческих способностей своих детей.

При составлении таблицы уровня творческой активности детей, столкнулась с тем, что в методической литературе задачи по развитию творческих способностей средствами театрального искусства определены только начиная с 3-х лет. Опираясь на свой опыт работы с детьми 3-его года жизни, модифицировала задачи, изложенные в Программе Н. Ф. Сорокиной «Театр – Творчество – Дети» [2].

На основе задач составила параметры определения уровня активности детей в процессе ряжения и обыгрывания:

  • активная речь, общительность, желание участвовать в театральных играх, эмоциональная отзывчивость, способность к имитации движений животных и птиц и звукоподражание их голосу, умение соотносить слова с движением, умение сопровождать действие игрушкой словами, подходить к умению передавать мимикой и жестами основные эмоции, умение импровизировать в диалогах знакомых сказок, подходить к сочинению коротких рассказов, сказок.

Наблюдая детей в различных видах игровой деятельности, составила педагогическую характеристику предрасположенности детей к театральному творчеству.

Кроме того, составила карты индивидуального творческого маршрута на каждого ребёнка. С их помощью можно оценить эффективность тех или иных видов игровой деятельности и осуществить индивидуальный подход к ребёнку.

Таким образом, своевременно проведённая педагогическая оценка творческой активности детей, выявление их предрасположенности к творчеству, а также интереса к театральной деятельности у родителей – всё это вместе позволило правильно спланировать работу с детьми и родителями.

Обобщение апробированного практического материала:

  • потешек, стихов, историй, сказок для обыгрывания, иллюстративного материала к сказкам и историям, написание сказок, историй для обыгрывания (сотворчество взрослых и детей).

Создание условий для реализации задуманного:

  • изготовление элементов костюмов, декораций для театральной деятельности,
  • изготовление различных видов театра, создание предметной среды с учётом возрастных особенностей, организация сотрудничества с родителями.

Дальнейшую работу спланировала в трёх направлениях:

деятельность с детьми, сотрудничество с родителями, деятельность с педагогами. Определила содержание работы по каждому направлению.

Первое направление – деятельность с детьми.

Для развития творческих способностей в процессе ряжения и обыгрывания наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: кукольный театр, дидактические игры, театральные игры, игры-занятия, игры-превращения, игры-инсценировки, подвижные игры с ряжением, творческие и самостоятельные игры, праздники, развлечения.

Показ настольного театра, обыгрывание потешек, стихов, историй, сказок с помощью игрушек, картинок. Ему может предшествовать чтение соответствующих текстов, рассматривание картинок, иллюстраций. Наблюдая за вашими действиями, ребёнок сам начинает манипулировать с куклами настольного театра. Действуя с игрушками, ребёнок осваивает умение соотносить движение со словом. На 3-ем году жизни он уже может сам сопровождать текст взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступать в диалог. Ребёнок начинает участвовать в спектакле с игрушками. Для обыгрывания подойдут стихи А. Барто из цикла «Игрушки», потешки, короткие стихи, песенки. Удобно для обыгрывания использовать плоскостной театр, театр игрушки, театр картинок на фланелеграфе, магнитный театр, театр варежек, пальчиковый, театр с куклами би- ба- бо.

Параллельно с обыгрыванием проводим дидактические игры. С их помощью у ребёнка можно развить внимание и память, закреплять правильное произношение детьми звуков в словах, умение соотносить высоту звука, пополнять словарный запас детей, импровизировать в диалогах. Эти навыки и умения помогут ему активно участвовать в разных видах игровой деятельности.

Театральные игры, игры-занятия решают задачи развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражанию, развивают воображение, способность выражать основные чувства мимикой и другие.

Игры-превращения.

По мнению Н. Ф. Сорокиной [2], театральные этюды «…должны проводиться постоянно в каждой возрастной группе», «…это своеобразная школа, в которой постигаются азы актёрского мастерства, основы кукловождения. На 3-ем году жизни лучше использовать игры-превращения, которые подготовят детей к этюдам. (Приложение 1). Ребёнок поначалу копирует действия взрослых, а затем при соответствующих условиях (например, зазвучала песенка петушка и т.п.) импровизирует самостоятельно. Перед проведением игр-превращений планируется предварительная работа: чтение стихов, текстов, в которых есть, упоминание о внешнем виде, повадках животного или птицы, характере (хитрый, злой). Рассматривая иллюстрации, педагог обращает внимание на детали. Для большей выразительности образа, можно надеть деталь костюма.

С помощью игр-превращений ребёнок учится сопровождать свой показ выразительными движениями, мимикой и жестами. Малыш учится быть эмоциональным и в речи и в показе движений.

По мере развития ребёнок начинает не только участвовать в общих действиях, копировать их, подговаривать слова, но и проговаривать текст, импровизировать в ответах. Появляется больше самостоятельности в играх. Элементы театральных игр малыш вносит в самостоятельную игру.

Освоив вождение игрушек под текст, ребёнок с удовольствием участвует в инсценировках, надевая на себя элементы костюмов. Для инсценирования подходят потешки, стихи, песни, сказки и истории.

Ребёнок, надев шапочку птички, начинает имитировать её движения, звукоподражать ей. Он сможет мимикой отразить чувства (печаль деда и бабы, когда разбилось яйцо в сказке), пантомимой – состояние (холодно). Жесты приобретают выразительность. Итак, ребёнок подходит к «вхождению в образ». В творческих играх ребёнок берёт на себя определенную роль. Первая ролевая игра – это копирование действий взрослых. Если вначале малыш переносит инсценирование коротких ситуаций в игру, то к 3-3,5 годам он может самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Может объединять их в простейший сюжет, беря на себя соответствующую роль. Он обыгрывает доступные его пониманию сюжеты из жизни. Инсценирование потешек, коротких стихотворений перерастает в инсценирование по мотивам сказок.

Дети продолжают обыгрывание, придумывая самостоятельные сюжеты. В этом случае вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребёнка, ограничивающие его активность. Полезно вызвать ребёнка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли. Тот опыт, который ребёнок получает в процессе театрализованных игр, к концу 3-его жизни малыш переносит в самостоятельную игру.

Театральные игры, игры-инсценировки с ряжением помогают детям выплеснуть свои эмоции, чувства.

Подвижные игры с ряжением – одна из эффективных форм работы с детьми по развитию творческих способностей. Для игр с ряжением больше всего подходят подвижные игры с сюжетом. До разучивания игры планируется предварительная работа. Слушая рассказы взрослого, стихи, потешки, сказки, рассматривая иллюстрации, дети узнают, что зайчики хорошо прыгают. Они маленькие и боятся лисы, волка. Птички быстро летают, размахивая крылышками. Лошадка быстро бегает и скачет. Беря на себя определённую роль в игре, дети имитируют ходьбу животных, звукоподражают им («Лиса и зайцы», «Курочка и цыплята»). При этом движения совершенствуются, и ребёнок подходит к импровизации образных движений.

В других подвижных играх дети подражают движениям, звукам разнообразных машин («Поезд», «Машина»). Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения детей. Дети подпевают и подговаривают текст, диктующий действие.

Таким образом, в подвижных играх дети не только испытывают радостные эмоции, но и развивается их двигательная активность, укрепляется здоровье, решаются многие воспитательные задачи.

Праздники и развлечения с ряжением и обыгрыванием доставляют детям огромное удовольствие. Они могут включать в себя разнообразные игровые действия, музыкальное сопровождение. Детей побуждают выполнять и импровизировать простейшие танцевальные движения, петь, импровизировать на детских музыкальных инструментах. Всё это даёт возможность обогатить опыт детей, который создаст основы его будущей творческой деятельности.

Таким образом, разнообразная игровая деятельность складывается в систему игр-занятий, позволяющую повысить творческую активность детей в процессе ряжения и обыгрывания. К концу года мы подходим к сочинению коротких рассказов для обыгрывания (сотворчество взрослого и ребёнка).

Второе направление деятельности - сотрудничество с родителями.

Оно является важной составляющей частью системы работы по развитию у детей творческой активности в процессе ряжения и обыгрывания. Крайне необходимо сделать родителей своими союзниками.

Родительский клуб соединяет как традиционные, так и интерактивные формы сотрудничества с родителями.

Традиционные:

  • анкетирование, посещение на дому, беседы, консультации, собрания, папки-передвижки, тематические выставки, совместные мероприятия, праздники, досуги, развлечения, день полезных встреч.

Интерактивные формы:

  • тренинги, лекции-беседы, дискуссии, обучающие занятия

Направления работы клуба:

  • формирование социального партнёрства, повышение педагогической грамотности родителей, участие семей воспитанников в организации предметной среды группы,
  • проведение совместных праздников и развлечений в детском саду

Деятельность клуба начинается с анкетирования родителей, собеседования с каждой семьёй, с целью узнать, какие вопросы их интересуют, какой помощи ждут от нас. В результате составляется тематический план работы. Любая встреча начинается с игры или упражнения, чтобы воодушевить или заинтриговать родителей. Результаты анкетирования и бесед с родителями, а также посещения семей на дому дали основания сделать вывод о необходимости повышения педагогической компетентности родителей, вовлечения их в процесс интересной работы.

Цикл консультаций о том, как сделать жизнь детей более радостной и интересной, развить способности детей – первые шаги на пути оказания помощи родителям. Наиболее эффективными вариантами общения с родителями оказались совместные праздники и развлечения в детском саду. Интерес вызвали и обучающие занятия, показ видеороликов о жизни детей в группе, фотосессии. Для успешного решения задачи повышения творческой активности детей необходимо создать условия, как в группе детского сада, так и дома.

Родители понимают, что цель у нас одна – мы делаем всё для блага детей, поэтому из сторонников превращаются в партнёров. Начинают с удовольствием откликаться на просьбы.

Третье направление - деятельность с педагогами.

В организации этого направления использую такие методы как:

Мастер-класс, «школа молодых специалистов, городской лекторий, городская научно-практическая конференция, руководство профессиональным объединением педагогов.

Повторная педагогическая оценка в конце года показала, что уровень творческой активности повысился.

Сравнительный анализ с параллельной группой показал, если в начале года показатели в обеих группах примерно похожи, то в конце года они различаются.

Начало года Конец года
Экспериментальная группа: Контрольная группа:
Высокий - 47% 20%
Средний - 41% 53%
Ниже среднего - 12% 27%

Таким образом, данная система работы позволяет говорить о повышении уровня творческой активности детей в процессе ряжения и обыгрывания.

Предлагаемая система работы позволяет не только наполнить жизнь детей радостью, но и решать многие образовательные и воспитательные задачи, а именно:

  1. Содействовать полноценному физическому развитию, создавая условия для двигательной активности.
  2. Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей, развивая целенаправленность в деятельности, активную речь, формируя математические представления.
  3. Закладывать основы будущей личности, развивая активность, инициативность, самостоятельность; закладывая основы доброжелательного отношения к сверстникам; поддерживая познавательное отношение к миру, пробуждая эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
  4. Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В заключение хочу добавить, что готовится к печати Методическое пособие по выше обозначенной теме, куда войдёт и перспективно-тематическое планирование практического материала.

Литература.

  1. «Радуга» Программа и руководство по воспитанию и развитию детей двух-трёх лет в детском саду. Издание второе переработанное. Часть 1, 2. Москва. Линка-пресс. 1996.
  2. Сорокина. Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - творчество - дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 4-ое изд., и доп.- М.:АРКТИ, 2004.
  3. Алябьева Е.А. тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.- М. ТЦ СФЕРА, 2005.
  4. Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
  5. Мерзлякова С. И. Фольклор. Музыка. Театр. Пособие для воспитателей и музыкальных работников.-СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
  6. Г. Любина. Детская речь: «нормы и диагностика речевого развития».
  7. Е. Г. Юдина. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. Образоват учреждений.-2-е изд.- М.: Просвещение,2003.