Открытый урок по геометрии на тему: "Решение задач на построение"

Разделы: Математика


Тема урока: Решение задач на построение

Цель урока: опираясь на свойства и признаки параллелограмма и других фигур, уметь решать задачи на построение.

План урока.

I. Буквенный диктант.

Сейчас вам предлагается отвечать на вопросы в уме и записывать только первые буквы ответов: если вы все сделаете правильно, у нас должно появиться слово, которому следует дать определение.

  1. Как называется угол в 900 градусов?
  2. Утверждение, принимаемое без доказательства.
  3. В каких отношениях находятся ? и 0,5?
  4. Как с точки зрения русского языка называются слова типа: плюс–минут, умножить–разделить? (Антонимы)
  5. Она бывает и ломаная, и прямая, и кривая.
  6. Часть прямой, ограниченная с одной стороны.
  7. Шестая по счету буква в определении: “Самая длинная сторона в прямоугольном треугольнике”.
  8. Каким действием можно получить пятую часть числа? Выпишите третью букву определения.
  9. Как называется угол меньший, чем прямой?
  10. Наука, в переводе с греческого означающая “землемерение”.
  11. “Квадрат”, у которого углы равны попарно: два острых и два тупых.
  12. Четвертая буква в имени владельца штанов, у которого они “во все стороны равны”.
  13. Математический знак в азбуке Морзе.
  14. Шестая буква в определении понятия: “утверждение, устанавливающееся путем рассуждений” (параллелограмм).

II. Какое утверждение не является истинным для всех прямоугольников:

  • противоположные стороны параллельны;
  • противоположные стороны равны;
  • все углы прямые;
  • диагонали равны;
  • диагонали взаимно перпендикулярны.

Работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

На рисунке изображен параллелограмм, и внутри него заштрихованный прямоугольник чему равна площадь заштрихованного прямоугольника?

 

 

 

Карточка № 4.

Диагонали трапеции взаимно перпендикулярны и равны 4 см и 10 см. Найдите площадь этой трапеции.

Карточка № 5.

Постройте равнобедренную трапецию ABCD: по основанию AD, углу А и боковой стороне АВ.

Карточка № 6.

Постройте равнобедренную трапецию ABCD: по основанию ВС, боковой стороне АВ и диагонали BD.

III. Сколько элементов определяют параллелограмм?

Что в основном задействовано при построении параллелограмма: какая фигура?

По каким данным на предлагаемых рисунках можно построить трапецию?

Как и при построении параллелограмма, построение трапеции иногда начинается с построения вспомогательного треугольника, который потом достраивается до трапеции.

На чертеже–наброске может не быть вспомогательного треугольника из-за того, что данные разбросаны (далеко находятся друг от друга), и поэтому их нужно сблизить. Это можно осуществить с помощью некоторых дополнительных построений.

Например, проведение прямой, проходящей через одну из вершин, параллельной одной из боковых сторон или одной из диагоналей трапеции.

Решим случай (г, д).

Построение

Доказательство:

1) BC || AD, значит ABCD – трапеция.

2. AB = a, BC = b по построению

ABDM – параллелограмм, значит CD = BM = c, тогда AD = d-b+b=d.

Проанализировать построение случая (д)

Вывод. Задача считается решенной. Если указан способ построения фигуры и доказано, что в результате выполнения указанных построений получается фигура с требуемыми свойствами: “Решение задачи состоит не столько в построении фигуры, сколько в решении вопроса о том, как это сделать и в соответствующем доказательстве!”

Дома: № 397(а), № 398 и построить трапецию (случай д).