Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни.

Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.

Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших, жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.

Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.

Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.

Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильного обучения.

Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
  • Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
  • Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
  • Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.

ППС профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).

Психолого-педагогическое сопровождение 8-х классов (предподготовительный цикл).

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.

Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

Задачи:

  • Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
  • Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
  • Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.

Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных курсов, консультаций для учащихся по методике выбора элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся; презентацию программ элективных курсов для учащихся и их родителей.

Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников “Профессиональных склонностей”, “Престижная профессия”, “Сейчас и потом” и др.

В целях создания условий для профессионального самоопределения используется практический курс “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 12 занятий:

  1. Давайте познакомимся! (Знакомство.)
  2. Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
  3. Дороги, которые мы выбираем.
  4. В мир профессий – по компасу. (Ознакомление с профессиональными типами Дж. Голланда. Выявление индивидуального профессионального типа.)
  5. Палитра ваших способностей.
  6. Тест Р.Амтхауера.
  7. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.
  8. В “круге Айзенка”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
  9. “Формула темперамента”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
  10. Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
  11. Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.)
  12. Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.

Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).

Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.

Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.

Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:

1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;

2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:

1. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз.

2. “Тест для профессионального ориентирования и определения своих возможностей требованиям профессии” (А.К. Осницкий)

3. Карта интересов.

Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.

Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.

Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.

Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Твой профессиональный выбор”.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).

Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

Задачи:

1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;

2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;

3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.

4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 11-х классов (заключительный цикл).

К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.

Основной целью психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.

Задачи:

1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;

2) проведение развивающей работы с учащимися;

3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью опросников:

1. “Профессиональная готовность” Чернявской.

2. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз. и др.

Результаты исследования заносятся психологом в “Перспективную карту старшеклассника” и выдаются на совместном родительском собрании.

Необходимым этапом сопровождения является работа по развивающей программе “Новая жизнь”.

Цель программы – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

Программа состоит из 6 занятий:

1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.

2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.

3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.

4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.

5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.

6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Литература:

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.

3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.

4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528 с.

5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.

6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.

8.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

10.Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.

11. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.

12. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.

13. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.