Классный час на тему: "Умею ли я слушать"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цели:

  • Осознать понятия “слушать” и “слышать”.
  • Определить собственное умение слушать другого человека.

Оборудование:

  • 2 рисунка с изображением уха (Приложение 1).
  • Таблички (2 комплекта): воспринимаю, анализирую, думаю, соглашаюсь, не соглашаюсь.
  • Комплект цветных табличек для рефлексии.
  • 2 короны для короля и королевы.
  • Блюдо с углями.
  • Тексты с пословицами, поговорками, высказываниями (Приложение 2).

Красна речь слушаньем,
А беседа – смиреньем. (
Народная пословица.)

План урока:

  1. Сценка
  2. Сравнение понятий “слышать” и “слушать”.
  3. Тест “Умеете ли вы слушать?”
  4. Работа с табличками.
  5. Работа в группах с пословицами.
  6. Рефлексия.

Ход урока

1. Сценка “Королевский обед”.

Действующие лица:

Король

Королева

Глашатай

1 ученик

2 ученик

Повар

Король: Где мой королевский обед? Подать мне лучшие блюда!

Королева: Но, Ваше Величество, вы же не нашли нового повара. А прежний повар покинул наше королевство.

Король: Издам указ, любой согласится стать поваром и я, наконец, полакомлюсь.

Глашатай: Указ его Величества! Срочно требуется повар!

1 ученик: Кто пойдет?

2 ученик: Давайте посчитаемся. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич.

(Выбранный по жребию повар входит в королевские покои.)

Король: И что у нас сегодня на обед?

Повар: Позвольте подать Вашему Величеству жареную дичь!

(Открывает, а на блюде угли.)

Король: Что это? Вон всех отсюда. Всех казнить!

Учитель: Почему произошел конфликт в королевской семье?

(Ребята в ходе обсуждения сами выходят на проблему).

Проблема: Неумение слышать приводит к конфликту!

Что, значит, слышать человека?

2. Понятия “слушать” и “слышать” зачитать определения данные в словаре.

  • Слушать – внимать всему, что слышит ухо.
  • Слышать – усвоять себе слухом; освоить полученную информацию, осознавать и уметь ею пользоваться.

Определить сходства и различия (сравнить). В двух понятиях звучит одно и тоже слово “УХО”! Концентрировать внимание на доску, где расположены 2 схематичных изображения ушей (Приложение 1).

- Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?

(чтобы человек больше слушал и видел, чем говорил).

- Что важнее: чтобы тебя слышали или слушали?

- Что для вас является самым ценным и самым главным в жизни?

- Когда человеку бывает хорошо?

(Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.)
- Когда человека понимают?

(Когда его слушают.)

Слушать – первоначально, как результат – слышать.

Вывод: можно слушать и не слышать.

3. Тест “Умеете ли вы слушать?”

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Ключ к тесту: чем больше у вас ответов “да”, тем хуже вы умеете слушать.

Поднимите руки у кого нет “+”. Поднимите руки у кого 1“+”. Поднимите руки у кого 2“+”. Я рада, что в вашем классе есть такие ребята! Но все-таки большинство не подняли руку, следовательно, у вас в классе такая проблема существует и я думаю, что решение этой проблемы необходимо вам продолжить на другом классном часе.

4. А сейчас проверим, как вы меня слушали. На доске расположены 2 схематичных изображения ушей, какое из них соответствует понятию “слушать”, а какое “слышать” (после верного ответа открыть подписи).

На доске таблички (в 2 экземплярах). Необходимо определить, что относится к понятиям “слушать” и “слышать”.

Воспринимаю Анализирую Думаю Соглашаюсь Не соглашаюсь

5. Работа в группах.

Задание: на листах написаны пословицы, поговорки, афоризмы (Приложение 2). Необходимо выбрать те, которые больше всего подходят для сегодняшнего классного часа, и объяснить свой выбор.

6. Рефлексия:

На столе лежат цветные таблички. Выберете и поднимите те карточки, которые на ваш взгляд соответствуют следующему:

  • красная – я осознаю, что умение слышать мне необходимо,
  • зеленая – услышанное на классном часе расширило мой кругозор,
  • желтая – могу предложить свой план действий и помочь в решении проблемы,
  • черная – равнодушен к данной теме.

7. Итог.

Как улучшить способность слышать человека – это проблема, которую необходимо решать на следующем уроке.