Урок по внеклассному чтению во 2-м классе на тему: "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с устным народным творчеством.
  • Развивать интерес к книгам.
  • Формирование культуры речи.
  • Развивать память.
  • Обагощение словарного запаса.
  • Расширять кругозор учащихся.

Метод: комбинированный (словарно-наглядно-практический).

Наглядность: плакат, таблички, выставка книг, костюмы для постановки сказки.

Оборудование: экран, видео и аудио кассеты, баян.

ТСО: телевизор, компьютеры, проектор, видео- и аудиомагнитофоны

ХОД УРОКА

I. Вступление

– Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков.

II. Новый материал урока

– Мы сегодня на уроке познакомимся с “Устным народным творчеством” с “ Детским фольклором”.

ФОЛЬКЛОР – народное творчество.
ТВОРЧЕСТВО – сочиняют, придумывают.

– Познакомимся мы с вами с небылицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками. К нам на урок пришёл один из героев сказки, это скоморох. Давайте послушаем, что хочет сказать нам скоморох.

Слушайте, честной народ,
Базар-ярмарка идёт!
Здесь найдёте что хотите,
Набегайте! Подходите!
Веселись, честной народ,
Базар-ярмарка идёт.

– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)

– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)

– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?

– Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране детского фольклора. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать.

1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.Посмотрите все внимательно на экран.

– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле?
– Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
– А теперь давайте послушаем Лилию, она прочитает нам наизусть эту небылицу.
– А вот еще одна небылица, что здесь необычного заметили? (наизусть читает...)
– Вам понравились небылицы?
– А для чего нужны небылицы?

Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.

2. Русские народные песни – в детских песнях живут и действуют обыкновенные герои, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки. Песни знают в каждой семье. Мы слышим их от старших.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам песни русские.

Просмотр мультфильма “Два веселых гуся”.

– Вам понравился мультфильм? Ребята, как вы думаете, почему бабушка плакала, когда потерялись гуси?

Вывод: в этой песне мы можем увидеть любовь человека к домашним животным. Поэтичны и красивы наши песни народные. Есть у нас задушевные, нежные. Есть веселые, шуточные.

Разучивание р.н. песни “Во поле береза стояла”.

3. Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.

–  Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам прибаутки. Посмотрите на экран, не знакома ли вам эта прибаутка? Как она называется?

Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”, прибаутки “Петушок золотой гребешок”.

– А эта прибаутка о ком?
– Что мы узнали из неё?
– Вам понравились прибаутки?
– Для чего сочиняли прибаутки?

Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.

4. Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам потешки.

– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
– Вам понравились потешки?
– А какая больше?

Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.

5. Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам скороговорки.

– Произнесите и с лёта несколько раз повторите: ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ.

– Ну что получилось? Не тут то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

Вывод: Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.

– Как разучить скороговорку.

– Помогите разобраться, где коса, где косой, кто из них косит, а кто косит?

6. Сказки – сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам сказки русские.

– Вы любите сказки? Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.

– Ребята послушайте сейчас отрывок из сказки, и скажите, что это за сказка?

Четырём ученикам даётся индивидуальное задание. На четырёх компьютерах размещены иллюстрации к разным русским народным сказкам, отрывки из сказок. Дети должны вспомнить эти сказки.

Прослушивание отрывка из сказки “Курочка ряба” с магнитофонной записи.

– А теперь давайте посмотрим эту сказку в постановке наших учащихся.

– Вам понравилась эта сказка? Чему она нас учит?

Проверка учащихся работавших индивидуально за компьютерами.

Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.

III. Обобщение

– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.

– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.

IV. Домашнее задание

– К следующему уроку подготовить одно произведений из наиболее понравившихся разделов устного народного творчества.