Использование практико-ориентированных технологий в экологическом образовании детей

Разделы: Внеклассная работа, Экология


XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая.

Новое содержание образования должно быть ориентировано на “погружение” ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.

К сожалению, в нашей школе нет учебного предмета экология, поэтому восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения их конкретного применения в реальных жизненных ситуациях учащимся помогает творческое объединение школьников “Экологическое краеведение”, которое существует в школе более трёх лет. За время существования объединения изменился возрастной состав участников, возросло их количество, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения.

Это применение технологий творческого характера, связанных с развитием опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Цель которых – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.

Организация образовательного процесса в объединении характеризуется следующими особенностями:

  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог)
  • психологическая атмосфера носит неформальный характер;
  • учащимся предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной творческой группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития) .

Объединение является официально зарегистрированной детской организацией, имеет свой паспорт, устав и свои традиции.

ПАСПОРТ

1. Название: Творческое объединение школьников:“Экологическое краеведение”.

2. Колличество членов: 30 человек.

3. Система приёма в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление. 4. Цель объединения: Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, изучение природы родного края. 5. Направлени работы:

  • заседания объединения;
  • исследовательская работа;
  • участие в школьных и городских олимпиадах;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • лекторская работа.

6. формы и методы, используемые в работе объединения: Исследовательская работа на природе, экскурсии и встречи, практические работы, экологические акции, сюжетно-ролевые игры.

7. Руководитель: Чудова Светлана Витальевна учитель биологии МСОШ . №10 г. Тейково.

8. Адрес объединения: г. Тейково. М. СОШ. №10.

УСТАВ ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. Юным экологом может быть любой учащийся школы, любящий природу , желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы. 2. Юные экологи обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
  • изучать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе.

3. Юные экологи объединения имеют право:

  • принимать участие в городских и областных экологических акциях и мероприятия;
  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе.

4. Юный эколог всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Одной из важных форм работы учащихся в объединении является проектная деятельность, которая носит творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности школьников.

В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении определённого промежутка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные проекты

Примеры исследовательских проектов:

“Красота вокруг нас” - (проект состоит из двух частей:

1) определение плодородия почвы различными методами;

2) творческие работы по проектированию пришкольной клумбы) .

“Какую воду мы пьём?”;

“Экологическое состояние скверов нашего города”;

“Сударыня-речка”;

  • информационные – “Экология сада”; “Экология нашего дома”; “Заповедные места моего города”;
  • творческие – “Проект создания экологической тропы Рубское озеро – памятник природы Ивановской области”; “Красота и индивидуальность нашего города”;
  • практико-ориентированные – “Экологические проблемы города Тейково и возможные пути их решения”; “Школа – наш дом” и др.

Проект: “Экологические проблемы г. Тейково”

Целью проекта стало исследование противоречий “общество – природа” на уровне города, в котором мы живём.

В ходе исследования ребята провели:

  • социологический опрос населения.
  • изучили и проанализировали материалы СМИ Ивановской области за прошедшие три года.
  • организовали встречи:
  1. С председателем комитета по экологии города и района.
  2. Посетили Центр Госэпиднадзора г. Тейково и побеседовали с главным санитарным врачом города.
  3. Совершили экскурсию в лабораторию СЭС.
  4. Побывали на очистных сооружениях АО “Тейково – Текстиль”.

По результатам исследования были выявлены основные экологические проблемы города Тейково и предложены меры по их устранению.

Проект был представлен на региональной исследовательской конференции “Молодёжь изучает окружающий мир” в г. Иваново.

Проект “Заповедные места моего города”

Интерес к своему прошлому, к истории своей малой родины возникает и сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. От прошлого остаются памятники духовной и материальной культуры. Они достаточно удачно вписаны в окружающие природные ландшафты, и вместе с ними составляют единое целое и неразрывное наследие, являющееся своеобразной “визитной карточкой” местности.

Целью проекта было выявление таких мест и природных объектов в нашем городе.

Проект: “Исследование экологии парков”

6 сентября 2005 года знаменательное событие для нашего города – это день его рождения. 78-летний путь, пройденный им, отмечен многими событиями. Тысячи людей были их участниками, писали своими судьбами страницы городской биографии. Учащиеся попытались заглянуть в прошлое с помощью архивов и воспоминаний свидетелей тех событий, чтобы поразмыслить о настоящем и будущем нашего города.

Парки города были исследованы по плану:

  • История создания сквера (парка) ;
  • Экологическое состояние сквера (парка) на сегодняшний день;
  • Меры по улучшению состояния зелёных насаждений.

Проект Создания экологической тропы: “Рубское озеро – памятник природы Ивановской области”

Рубское озеро - жемчужина нашей области. Мы любим там отдыхать и купаться. Прекрасное место отдыха. Но это ещё и памятник природы, нуждающийся в нашем бережном отношении.

Цель проекта: исследовать экологические проблемы этого памятника природы и попытаться найти пути их решения.

В ходе исследования была выявлена главная проблема охраняемых территорий несущих рекреационную нагрузку – это недостаток экологической культуры населения.

Одним из решений этой проблемы на наш взгляд это создание экологической тропы.

Главной задачей, которой является воспитание экологической культуры и экологического сознания, чувства гражданина, патриота, хозяина своей земли, своей малой Родины.

Назначение экологической тропы:

  • формирование экологической культуры;
  • экскурсионная работа;
  • учебно-исследовательская деятельность;
  • экологический мониторинг.

Краткое описание маршрута:

Озеро Рубское турбаза Чайка, далее через хвойный лес, пересекая автотрассу через сосновый бор, низинку, берёзовую рощу, заканчивается на пляже около домика рыбака.

Режим пользования:

Озеро Рубское турбаза Чайка, далее через хвойный лес, пересекая автотрассу через сосновый бор, низинку, берёзовую рощу, заканчивается на пляже около домика рыбака.

Режим пользования:

Проведение экскурсий, экологический мониторинг, исследовательские работы.

Разработка маршрута и стоянок.

Маршрут имеет общую протяжённость 1400 метров. В зависимости от целей посещения он может быть сокращён до 700 метров.

Маршрут позволяет посетителям ознакомиться с различными природными сообществами, а также с редкими и особо охраняемыми растениями местной флоры, изучить последствия антропогенного влияния.

Информативность тропы определяется тем, что на ней представлены все основные природные сообщества нашего края: (водное – озеро Рубское, тёмнохвойный лес, светлохвойный лес, мелколиственный лес, болото) .

В самом озере и его окрестностях обитают редкие и охраняемые растения и животные. Среди обитателей леса много легендарных растений. О них и других загадках природы рассказывают наши экскурсоводы

Акция “Дерево – наш друг”

Найдётся ли среди Вас друзья такой человек, который бы не мечтал, проснувшись однажды утром, оказаться в … своей любимой сказке?

Волны бьются о берег чудного острова. Ты вступаешь на неведомую землю и – не может быть! – тебя встречает его верный страж” У Лукоморья дуб зелёный…”

Сказка начинается.

Не верится? А ведь можно отыскать заповедный остров в родном городе и сказочный “дуб зелёный” может быть рядом – во дворе дома, возле школы, в ближайшем парке.

Просто раньше никто не обращал на него внимания.

Цель акции: выявить примечательные деревья своего микрорайона.

Анкета:

  • - вид дерева
  • - возраст
  • - узнать историю его жизни
  • - отметить в каком состоянии оно находится в данный момент, нет ли на нём повреждений ран
  • - адрес, где оно находится.

Успешно реализованный экологический проект способствует решению целого ряда задач.

Во-первых, участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.

Во-вторых, взаимодействие со сверстниками, жителями микрорайона, учителями во время работы над проектом способствует социализации ребёнка.

В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы.

В результате работы над проектом школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

С помощью технологии проекта можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей ребят.

Технология проекта помогает преодолеть господство “знаниевого” подхода в пользу “деятельностного”, позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Поэтапность проекта, чёткая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетенций позволяет решить основную задачу – создание условий для достижения подростками определённого уровня образованности, т. е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельностный опыт.