Психопрофилактический урок в 7-м классе на тему: "Есть на свете такая дружба, такое чувство есть на земле…"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель урока: Формирование позитивных коммуникативных навыков как одного из важнейших условий в развитии дружеских отношений подростков.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие «дружба» как одно из составляющих человеческого общения.
  • Создать условия для развития умения принимать правильные решения.
  • Показать учащимся необходимость принятия индивидуальности другого человека.
  • Создать возможности для самооценки поведенческих реакций учащихся в ходе дружеских взаимодействий.

Теоретические положения:

Дружба оказывает большое влияние на жизнь человека, на его поступки, самосознание. Очень часто «за компанию» совершаются поступки, не соответствующие социальным нормам общества и уровню воспитания большинства членов дружеской группы. Не всегда человек осознает ответственность за другого в дружеской паре или компании, а значит, не всегда может оказать помощь в трудной ситуации. Поэтому рассмотрение данной проблемы будет актуально значимым для подростковой группы, где согласно возрастным изменениям происходит переоценка ценностей и, может, даже изменение дружеских симпатий.

Словарь.

Согласно словарю Даля, « дружба - взаимная привязанность двух и более людей, тесная их связь. В добром смысле - бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах».

Материалы для урока: доска, мел, раздаточные листы, ручки, ситуации.

Ход урока.

0 этап. Приветствие ведущего. Определение темы занятия и цели его проведения.

Упражнение - энергизатор «Паровозик» - 3 минуты

Ведущий. Предлагаю выполнить упражнение «Паровозик». Встаньте друг за другом. Стоящий впереди будет локомотивом, глаза у него открыты. Остальные - вагончики, глаза у них закрыты. Задача - двигаться за локомотивом. Руки на плечах впереди стоящего, глаза закрыты. Условие - глаза открывать нельзя и расцепляться нельзя.

Начали - закончили!

Обсуждение: каковы ваши ощущения? Цель упражнения.

I этап (самотестирование) - 10 минут

Отсутствие или наличие симпатий проявляется, прежде всего, в понимании людьми друг друга. Оцените свое взаимопонимание с вашим другом с помощью простых вопросов.

1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:

  • да - 1 очко;
  • нет, такой необходимости в выяснении отношений нет - 0;
  • такое выяснение отношений бесполезно - 2.

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обид:

  • да - 0 очков;
  • да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка- 1;
  • об этом не может идти речи - 2.

3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит:

  • да - 1 очко;
  • не имею представления - 2;
  • я в курсе всех его проблем - 0.

4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время:

  • да - 0 очков;
  • не всегда, нужно выждать подходящий момент - 1;
  • в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.

5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными:

  • да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
  • нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;
  • высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому - 0.

6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его:

  • да, так часто бывает - 2 очка;
  • он просто не вникает в мои проблемы - 1;
  • он всегда проявляет участие - 0.

7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается вас самого, не советуясь с другими:

  • случается и так - 2 очка;
  • мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;
  • мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.

8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с чужими людьми, чем со своим партнером:

  • иногда это случается - 1 очко;
  • нет, свои проблемы я обсуждаю со своим партнером - 0;
  • посторонние меня лучше понимают - 2.

9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом:

  • бывает и так - 2 очка;
  • нет, я слушаю внимательно - 0;
  • если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание - 1.

10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами:

  • непременно - 2 очка;
  • обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует - 0;
  • считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами - 1.

А теперь оба партнера должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...

От 0 до 10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что партнер вас понимает лучше.

От 11 до 29. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить, однако этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...

Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что взаимное влечение, лежащее в основе и являющееся необходимым, условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях.

II этап (сообщение новой информации) - 7 минут

Народная пословица гласит: «Какову дружбу заведешь, такову жизнь и проведешь». Что же это за наука такая - дружба?

Дружба характеризуется прежде всего взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. По мнению древнеримского оратора и философа Цицерона, «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений».

Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение ее неписанного кодекса, утверждающего необходимость взаимопонимания, ответственности и открытости, доверительности, активной взаимопомощи, взаимного интереса к делам друг друга, искренности и бескорыстия чувств. Недаром еще Цицерон отметил, что «дружба возможна только между честными людьми...». Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям. Либо даже к превращению в свою противоположность - вражду.

Дружба бывает разная. Кто-то стремиться подчинить себе друга, кто-то находит радость посвятить свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины.

Самая великая, настоящая дружба - это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга в своих корыстных целях, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, если родится, быстро чахнет и умирает. Персидский поэт Саади утверждал:

Тот истинный друг, кто укажет в пути
Препятствия все и поможет пройти,
Льстецов причислять опасайся к друзьям,
Тот истинный друг, кто честен и прям.

Отрочество и юность всегда считались привилегированным «возрастом дружбы» Юношеская дружба действительно качественно отличается и от детской, и от дружбы взрослых людей. Ранняя юность означает рост самостоятельности, отход от родителей и переориентацию на сверстников. Подростки стремятся лучше узнать себя, самораскрыться, и друг выступает здесь в качестве зеркала, отражающего ваши сильные и слабые стороны. Это «зеркало» достаточно беспристрастно и хрупко, и попытки слишком близко приблизиться к нему могут разбить его, разрушить систему отношений, причинить боль.

Неблагополучные отношения подростка с друзьями могут вызвать у него глубокие и серьезные переживания, он отказывается от пищи и от гуляния, у него все валится из рук, он становится неразговорчивым, а порой и просто грубым. Ребята ищут то, что соответствует их интересам и потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени складываются, испытываются и оттачиваются идеалы и ценности.

Дружба делает жизнь человека эмоциональнее, насыщеннее, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, формируем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. В своей книге «Дружба» И.С. Кон, один из исследователей дружеских отношений, писал: «Идеальная дружба - это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного «Я». Психологические основы данного явления заключаются в том, что объективная реальность человеческого «Я» не может быть полностью объективирована в предметной деятельности. Она обязательно предполагает общение с каким-то реальным или воображаемым «Ты». Чем сложнее и многограннее личность, тем сильнее ее потребность в такой встрече и тем специфичнее средства этой коммуникации. Человек не может ни осмыслить, ни даже прочувствовать свою внутреннюю жизнь иначе как через других людей, общение с которыми или страх утраты которых открываю ему смысл и ценность собственного бытия. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого».

Конечно, в дружбе человек учится, с одной стороны, умению самораскрыться, с другой стороны - понять другого человека. В связи с этим особой популярностью пользуются те, кто сам по-доброму и внимательно относится к людям. Обычно в общении с окружающими такие люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора.

Ребята, обладающие противоположными качествами, - неуверенные, замкнутые, скованные, непредсказуемые в сложных ситуациях, любящие только себя - нередко вызывают к себе отрицательное отношение. Однако эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении и человек чванливый, малокультурный, равнодушный.

В завершение теоретического обзора хотелось бы резюмировать сказанное выше. Итак, дружба - это не только понимание. В ней человек удовлетворяет такие важнейшие потребности, как потребность в эмоциональном тепле и привязанности, в человеческих связях, в самоутверждении и самовыражении, в самопознании и познании других.

III этап (формирование и развитие навыка) - 10 минут

В начале этапа создаются группы кооперативного обучения с помощью упражнения «Четыре стихии».

Каждой группе раздается по одной проблемной ситуации.

Ситуация 1.

Две девочки – одноклассницы. Алла – отличница, Тамара – троечница. Каждый день на переменах Тамара переписывала у Аллы все домашние задания и выдавала их за свои. Однажды была контрольная работа по химии. Получив «4», Алла расстроилась и думала над ошибками, в то время как Тамара буквально набросилась на Аллу с претензиями по поводу оценки. И здесь Алла не выдержала.… Продолжите историю. Ответьте на вопрос: «Была ли между девочками настоящая дружба?».

Ситуация 2.

Станиславу предложили подзаработать, сказав, что именно такой человек им нужен, но вакантное место только одно. Деньги для него не лишние. Хотя его семья материально благополучная, Станиславу хочется иметь «карманные» деньги. У него есть лучший друг Витя - мальчик из очень малообеспеченной, многодетной семьи, где денег не хватает, и Витя ищет работу, чтобы помочь семье. Как поступит Станислав?

Ситуация 3.

Лена и Маша - давние подруги. Они встречаются с мальчиками, которые тоже между собой друзья. Мама Лены знает об отношениях дочери с молодым человеком, мама Маши - догадывается и с осуждением относится к привязанности дочери. Накануне девочки пришли поздно домой после дискотеки, за что родители им запретили на какое-то время прогулки. Сегодня Лена пришла к Маше домой и настойчиво предлагала Маше под каким-нибудь предлогом выйти из дома, т.к. ее мама только в том случае отпустит ее на прогулку, если с ней будет Маша. Маша не хочет ослушаться родителей, но ей хочется помочь подруге, хотя она понимает, что подруга действует в своих личных интересах. Как поступит Маша?

Ситуация 4.

В одном классе учатся два мальчика, они – друзья, как говорят «не разлей вода». Однако оба они по природе лидеры. Окружающие отмечают за ними агрессивность, как физическую, так и словесную. Один из них – Олег был очень завистлив и не смог вытерпеть, когда его другу - Вите родители купили мотоцикл. После этого в классе началась неразбериха, в итоге которой он «раскололся» на две группы. Лидерские способности этих ребят проявились в том, что каждый из них возглавил свою группу. Ребята из одной группы не общались с ребятами из другой группы, в классе постоянные драки, был сорван даже праздник «Нового года», поскольку ребята не смогли договориться друг с другом. Можно ли предположить, что до ссоры ребята действительно были настоящими друзьями? Ответ поясните. Кто виновен в ссоре?

IV этап (применение метода на практике) - 7 минут

Упражнение - энергизатор «Имитация»

Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый - второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп ногами. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый -второй и т.д. по кругу: имитация стука колес поезда. Начали.

Убыстряем темп. Еще быстрее (Если кто-нибудь сбивается, ведущий инициирует аплодисменты участников).

Закончили!

Участники вновь распределяются в группы кооперативного обучения для создания проектов (каждый из участников берет карточку, где на обратной стороне написана тема).

Ведущий. Вам нужно сделать рекламу дружбы. Но для начала вы должны найти связь между заданными вам словами.

«Друзья» - «Согласие»;

«Друзья» - «Здоровье»;

«Друзья» - «Досуг»;

«Друзья» - «Ответственность».

В конце упражнения - защита проекта.

Рефлексия - 3 минуты

Участники должны закончить 2 предложения:

«Мне радостно…»

«Мне грустно…»