Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.

То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой “волшебной палочки”, как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? В своей работе я очень охотно применяю игровые приемы. На первый взгляд кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений.

Преподаватель по основам изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.

Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от “настоящей” свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: “Поможем белочке сделать запасы на зиму” или: “Подумайте, на чем можно отправиться в космос”; “Построим кошке дом”.

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, “построить” ракету, при этом “ремонтировать” неровные корпуса ракет, “отмыть” грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация “как будто”. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).

Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому я в ходе своей работы ориентируюсь на требования программы “Детство”, базовой программы нашего детского сада, и планирую свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение “педагогики успеха”). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.

При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.

Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: “Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя”. Удивленный и обрадованный “ожившему” рисунку малыш не только “подсыпал” снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, “прокатив” по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.

Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, я применяю на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.

Рисование. Дерево с разноцветными листьями.

Программное содержание: воспитывать интерес к окружающему миру; уточнить знания о строении дерева; учить детей рисовать дерево с ветвями разной длины, изображать листья приемом вертикального мазка; учить использовать два цвета – оранжевый и красный – для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Методы и приемы: рассматривание картин; показ способа рисования; игровые приемы (обыгрывание игрушки Незнайки, обыгрывание рисунков).

Материалы: Незнайка, 3-4 иллюстрации с изображением лета и осени; бумага формата А4, тонированная в голубой цвет, гуашь, кисти.

Методика проведения занятия.

Дети стоят полукругом вокруг стола. Незнайка приносит картинки, кладет их на стол, говорит о том, что он собрал много картинок про осень и принес показать их ребятам и куклам.

Воспитатель говорит: “Давайте посмотрим на эти картинки. Незнайка сказал, что на них изображена осень. Так ли это?”. Педагог обращает внимание детей на то, что Незнайка ошибся и перепутал картинки с изображением лета и осени. Далее педагог просит помочь герою и отобрать картинки только с изображением осени, обосновав свой выбор.

Подтверждает, что на картинках про лето художник изобразил деревья и кусты с зелеными листьями и нарисовал зеленой траву. А на картинах про осень мы видим деревья с разноцветными листьями. Листья лежат теплым, разноцветным ковром на земле.

Незнайка: “Ну вот, я думал, что собрал много картин про осень, а их осталось совсем мало. Что я теперь покажу куклам?”

Воспитатель: “А ты нарисуй картинки про осень”.

Незнайка: “Я не умею. Что же мне делать? Может, вы мне нарисуете”.

Воспитатель: “Не переживай, Незнайка. Мы тебе поможем, а за одно и тебя научим рисовать”.

Далее педагог демонстрирует детям способ рисования дерева, уточняя по ходу рисования знания о строении дерева, о названиях его частей, величине и расположении веток. Во время объяснения предлагает детям показать, как расположены ветки, куда они тянутся. Обращает внимание детей на приемы рисования веток (концом кисти) и листьев (вертикальный мазок), привлекая к показу приема детей.

В процессе работы помогает детям наводящими вопросами, советами, следит, чтобы дети рисовали не слишком много листьев каждого цвета. Уточняет, что сначала надо нарисовать листья одного цвета в разных местах дерева, а затем изображать листья другого цвета. Предлагает от лица Незнайки, чтобы каждый нарисовал под деревом опавшие листья или дополнил изображение деталями, обогащающими содержание.

В конце занятия Незнайка благодарит ребят за помощь, говорит о том, что теперь картин так много, что можно организовать целую выставку и пригласить на нее кукол, отмечает рисунки с разноцветными листьями, дает характеристику каждому нарисованному дереву. Незнайка говорит о том, что, глядя на замечательные рисунки ребят, ему тоже хочется нарисовать осенний лес, и у него теперь это обязательно получится.

Рисование. Лес надел белую шубку.

Программное содержание: вызвать интерес, желание помочь зайчику; учить детей передавать в рисунке картину зимнего леса; упражнять в рисовании концом кисти тонких линий – веток, точек – падающего снега; закрепить навыки рисования деревьев, умения размещать на листе бумаги однородные предметы рядом с другом.

Методы и приемы: наблюдение; частичный показ способа изображения; игровые приемы (обыгрывание силуэтного изображения зайчика, картины, обыгрывание кисточки, обыгрывание рисунков).

Материал: у воспитателя иллюстрация с изображением осеннего леса; фигурка зайца в белой шубке из картона; алгоритм “Последовательность рисования дерева”; лист бумаги с нарисованным деревом с тонкими ветвями для показа способа рисования падающего снега. У детей тонированные в голубой цвет листы формата А4; гуашь; кисти.

Методика проведения занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
– Кто это? (Зайка.)

Показывает детям картонного зайчика в белой шубке.

– Скажите, какого цвета у него шубка? (Белого.)

– А какого цвета шубка была у него летом? (Серого.)

– А зачем же зайка серую шубку поменял на белую? (Он подготовился к зиме; чтобы лисе трудно было найти его на фоне снега.)

– Где живет зайчик? (В лесу.) Давайте и нашего зайчика пустим в лес погулять, по лугам поскакать. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением осеннего леса, помещает на полянке под кустом картонного зайца.) Что-то зайка под кустиком спрятался и выходить не хочет? Сидит, ушки прижал, как будто чего боится. Ой, а зайчика-то видно в осеннем лесу, никак не спрятаться ему от лисы. Что можно сделать? (Нарисовать в лесу снег, тогда зайчика не будет видно.)

– В лесу много деревьев. А вы, ребята, знаете, как рисовать деревья? Подскажите, с чего надо начать?

Воспитатель с помощью вопросов выясняет последовательность изображения деревьев, одновременно выкладывая алгоритм. В ходе этой работы необходимо уточнить приемы рисования тонких веток. Вот я уже нарисовала дерево (показывает незаконченный рисунок), а сейчас покажу, как нарисовать снег, чтобы зайчик смог прогуляться в моем лесу без страха, что лиса его увидит. Какого цвета снег? (Белого, как шубка у зайчика.) Для начала разбудим кисточку волшебными словами:

Кисточка-кисточка просыпайся.
Кисточка-кисточка умывайся,
Вытирайся, пойдем в гости к Красочке.

Педагог демонстрирует способ рисования падающих снежинок: рисовать концом кисти, слегка касаясь бумаги. Советует нарисовать снег на земле.

В процессе работы воспитатель напоминает о приемах рисования, о том, что нужно хорошо промыть кисть перед рисованием снега, побуждает вносить в рисунки интересные дополнения (например, изобразить елочку, кустик, нарисовать самого зайчика).

В конце занятия рисунки помещают вплотную друг к другу. Зайчик восхищается большим лесом в белом наряде. Взять в руки картонного зайца и “отправить” его погулять по лесу, прыгая на каждый рисунок и отмечая его выразительность.