Правила поведения в 6-м классе КРО

Разделы: Внеклассная работа


Правила поведения учащихся.

Приветствие – это первая демонстрация дружелюбия по отношению к другому человеку и возможность произвести на него хорошее впечатление. Ваша внешность и ваши манеры играют здесь главную роль.

Существуют некоторые основные правила, которых следует придерживаться в ритуале приветствия:

  1. Мужчина первый приветствует женщину, молодой человек – старшего по возрасту.
  2. На любое приветствие обязательно нужно отвечать. Не сделав это, нанесете человеку оскорбление.
  3. Что делать с рукой в кармане и перчатках? Руку из кармана следует вынуть. Здороваясь на улице за руку, мужчина снимает перчатку. Женщина же остается в перчатках. А как она должна здороваться? Её приветствие – это легкая улыбка и легкий наклон головы.
  4. Неофициальные приветствия. Особенно слово “привет”. Они годятся для всех случаев жизни, кроме официальных представлений. Хорошо знакомые люди употребляют словечко: “Салют!” Во время приветствия следует смотреть человеку прямо в глаза, показывая этим, что вы интересуетесь им.
  5. В компании. Надо поздороваться со всеми: приветствовать только одного человека из компании – очень грубая ошибка.
  6. Правила рукопожатия противоположны правилам приветствия: первым протягивает руку дама, старший по возрасту, начальник. Отказ пожать протянутую руку – тяжкое оскорбление. При рукопожатии следует смотреть человеку в лицо. Мужчина всегда должен совершать рукопожатие стоя. Дама поднимается лишь тогда, когда ей надо пожать руку человеку, намного старше ее.

Существуют правила очередности рукопожатий: сначала дама с дамой здоровается, затем мужчина с дамой, наконец, мужчина с мужчиной.

Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви. (И. Гёте)

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.(Л.Н. Толстой)

Взаимная благожелательность есть самое близкое родство. (Публилий Сир)

Знакомство.

1. Как представить своего знакомого?

Правила хорошего тона требуют, чтобы ваш знакомый обязательно был представлен остальным. В противном случае это будет непростительной неучтивостью, и ваш знакомый будет стоять в стороне, не имея возможности принять участие в общем разговоре.

Основные правила представления:

  • мужчину всегда представляют женщине;
  • того человека, который моложе, всегда представляют тому, кто старше;
  • человека, занимающего в обществе менее видное положение, представляют человеку более известному и влиятельному.

Бывают обстоятельства, когда вам необходимо с кем-либо познакомиться, а представить вас некому. Как осуществить самопредставление? Нельзя спрашивать человека: “Вы кто?” Мужчина должен сказать: “Разрешите представиться. Анатолий Берёзкин”. Человек должен весьма внимательно отнестись к перечислению своих званий. Максимум допустимого – назвать ученое звание, военное (если вы в мундире). Поэтому вполне достаточно назвать себя по имени и фамилии.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя он не будут ни за, ни против меня. (Авиценна)

Как хорошо отнестись к человеку человечески сердечно. (М. Горький)

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.П. Чехов)

Искусство беседы

Идеальный разговор – это обмен мыслями, а не самолюбование и не демонстрация своего остроумия. Отсюда следует, что для полезного общения не обязательно быть эрудитом. Нужны лишь искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства.

Разговор, беседа плодотворны тогда, когда вы “даёте” столько же, сколько “берёте”, что, конечно, бывает далеко не всегда. Часто встречаются люди, занятые лишь собой и потому произносящие перед собеседником утомительные речи. Бойтесь, как огня, такой роли – иначе вас будут избегать. Чтобы этого не случилось, придерживайтесь простого правила: “Остановись и подумай”.

“Давайте делать паузы в словах”.

Отсюда следует необходимость паузы в разговоре. Не следует ее бояться. Она позволяет “отдышаться”, подумать, посмотреть на собеседника, увидеть его реакцию и дать ему высказаться. А это, по сути, должно быть более важно для вас, чем ваши собственные слова, ибо то, что вы говорите, вам и так уже известно, а от него можно узнать новое и полезное.

Привычка сначала думать, а потом говорить убережёт вас от неловких ситуаций в разговоре. Наиболее частая, когда один из собеседников начинает разговор на излюбленную тему, например, о профессиональных проблемах или собственных детях, не предполагая, интересно ли это другому. Поэтому почаще спрашивайте: “а вы как думаете?” Особенно это важно при первой встрече с человеком.

Слушая беседующего с вами человека, старайтесь проникнуться его интересами, задавайте вопросы. Это даст ему чувство “Аудитории” и воодушевит.

Весьма важным приемом налаживания контакта является возможность попросит совета – по любому вопросу. Это почти всегда приводит к успеху, придает собеседнику чувство значимости.

А разговоры с людьми, если у тебя нет с ними глубокой внутренней близости, за редким исключением, всегда крайне бессодержательны и только разочаровывают. (Г. Гессе)

Умение переносить несовершенство других – есть признак высшего достоинства. (Г. Винклер)

Человек, которому никто не нравится, гораздо более несчастлив, чем тот, который никому не нравится. (Ф. Ларошфуко)

Замечательным и обоюдным приемом являются комплименты. У всякого человека есть свои достоинства. Хвалите людей, и почаще. Искренне, конечно. Результат будет замечательным. Вам начнут улыбаться издали, когда вы еще не успеете раскрыть рот для приветствия.

На комплимент в свой адрес ответьте, что вам это приятно. Но не кокетничайте и не оспаривайте похвалу.

Не говорите дурно о других.

“Уколы”, “шпильки” противоречат этикету. Здесь следует руководствоваться пословицей: “Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше промолчи”. Не сплетничайте, не злословьте, ибо это говорит дурно только о вас самих.

Уважайте мнение других.

Вступая в спор говорите: “Мне кажется, что…”, избегая фраз типа: “Нет, это абсолютно неверно!” Если мнение собеседника абсолютно неприемлемо для вас, следует поскорее сменить тему разговора, не подвергая себя риску сорваться. Если нет компромисса, лучше хранить молчание.

Не подходите слишком близко к собеседнику и не прикасайтесь к нему даже во время самого оживленного разговора.

Не смотреть на собеседника означает быть невежливым по отношению к нему. Но не следует и рассматривать его назойливо. Связь с собеседником поддерживают жестом, коротким взглядом или кивком головы.

Перекликаться с кем-либо издали – признак плохого воспитания.

Улыбайтесь собеседнику.

Не смейтесь слишком долго и громко, особенно над промахами других или собственными анекдотами.

Торопись обрадовать добрым словом встречного; быть может, больше не придется встретиться. (В. Ян)

О своих заслугах перед другими не нужно помнить. О своих проступках перед другими нельзя не помнить. О милости других к себе – нельзя забыть. А об обидах, нанесенных вам, нельзя не забыть. (Хун Цзычэн)

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Л.Н. Толстой)

Телефон

Когда звонить?

После 22 часов вечера и до 10 часов утра без особой необходимости не следует звать кого бы то ни было к телефону.

Избегайте звонить в обеденное время (с 13 до 15 часов), во время ужина.

Само собой, эти правила не имеют жесткого характера. Звоните когда угодно, если уверены, что это нужно вашему абоненту.

А если вы заняты?

В этом случае вежливо скажите: “Извините, у меня гости, и я не могу сейчас уделить вам внимания”. Скажите тому, кто звонит, что перезвоните позже.

Как отвечать на звонок?

Самое уместное – “Алло?” Лучшей формой вступления в разговор является представление по фамилии. Можно назваться и полностью.

А если звонящий не представился?

Вполне тактично поинтересоваться, кто звонит.

В этике телефонного общения существуют четыре запрета.

  1. Если вы не туда попали, нельзя спрашивать: “А какой это номер?” Можно просто уточнить: “Это номер 258-26-97?”, чтобы затем набрать его правильно.
  2. Нельзя, сняв трубку и ответив, тут же говорить: “Минутку”, заставляя тем самым звонящего ждать.
  3. Нельзя, чтобы трубку снимали маленькие дети, потому что звонящий потратит массу времени, объясняя несмышленышу, что ему нужно.
  4. Если вы звоните кому-либо, не кладите трубку, не услышав, по крайней мере, шесть длинных гудков. Дайте своему абоненту, если он дома, дойти до телефона, особенно если он в душе.

Разумеется, есть и другие возможности проявить бесцеремонность по телефону. Например, держать трубку так, что человек на другом конце линии будет плохо вас слышать; говорить одновременно и по телефону, и с кем-то, кто находится рядом с вами; прерывать собеседника, заканчивая начатые им фразы.

Еще варианты

Если по каким-то причинам связь прервется, перезвонить должен тот, кто звонил первый раз, а не тот, кому звонили. Назначенную деловую встречу или приглашение можно отменить лишь в том случае, когда это обусловлено достаточно серьезными причинами. Разумеется, эти причины надо назвать.

Как закончить разговор?

Обычно это делает тот, кто звонит, - т.е. первым кладет трубку звонящий. Но это не жёсткое правило, а полезная рекомендация.

Если один из собеседников по какой-либо причине прерывает разговор, перенося его на более удобное для себя время, то именно он должен перезвонить в дальнейшем.

Телефонная беседа должна быть тотчас прекращена, если к вам в дом или офис пришел посетитель. Считается верхом неучтивости продолжать разговор по телефону в то время, как ваш гость мается, не зная, чем себя занять.

Унять болтуна?

Можно принять более решительные меры. Воспользовавшись паузой, вполне позволительно сказать: “Прошу прощения, но у меня деловая встреча”.