Урок литературы в 5-м классе по программе "Школа-2100" на тему: "Каждый из нас в ответе перед будущим"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • образовательные: проанализировать рассказ; определить изобразительные средства основной идеи рассказа;
  • развивающие: развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умение делать выводы;
  • воспитательные: вырабатывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, портрет писателя.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Переход к теме. Постановка цели.
  4. Работа с текстом.
  5. Исследовательская работа.
  6. Вывод.
  7. Итоги урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы продолжаем знакомиться с научно-фантастической литературой. Мы поговорим о будущем. Во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может, ведь каждому хочется знать, что будет с нами через 50, 100, 200 лет.

- А от чего зависит наше будущее? (От наших поступков, от того, как каждый из нас ведет себя уже сейчас.)

(Сообщение темы.) ( Запись темы урока.)

А теперь я приглашаю всех в машину времени. Мы полетим в будущее. Все готовы?

2. Проверка домашнего задания.

Но для этого нам нужно пройти специальный тест-контроль. У вас на столах таблички. Вам нужно вспомнить признаки фантастической литературы и соединить слово “фантастика” с этими признаками. (См. “Рабочая тетрадь к учебнику литературы “Шаг за горизонт” 5 класс. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Стр.42.)

3. Закрываем глаза. Считаем до трех. Мы в 2055 году.

- Как вы думаете, что заинтересует нас больше всего в этом мире?

- С какой целью мы сюда прибыли? (Составим метоплан нашего пребывания в будущем: вывешиваю на доску таблички с пунктами плана.)

1. Какие люди живут?
2. Интересы и занятия.
3. Поступки и их последствия.
4. Наше влияние на Будущее.

3. Работа с текстом.

- С какими же литературными героями мы здесь встретимся?

- Что видит главный герой Экельс перед входом в контору?

(Объявление) (Вывешиваю на доску). Из него мы видим, что люди будущего изобрели машину времени – мечту человечества – и путешествуют на ней в любой год прошлого просто на охоту.

- Что мы можем сказать о людях будущего?

Высокий уровень интеллекта.

(Вешаю табличку на доску.)

- Какой разговор мы слышим при входе в контору, который помогает нам увидеть мир, в котором живут герои, действующую власть, характеры и взгляды большинства людей?

(Зачитываем эпизод, в котором говориться, что на выборах победил Кейт.)

- А раз люди проголосовали против Дойчера, против его убеждений (а мы с вами знаем, что на выборах побеждает большинство), тогда за что же выступают герои, какой жизни хотят для себя?

(Вешаю таблички с ответами.)

Хотят мира
Верят в бога
Добрые, человечные

- Итак, куда же мы отправляемся вместе с героями произведения? (В далекое Прошлое, охотиться на динозавров.)

- Какие же первые слова произносит организатор путешествия Тревис, когда вся группа прилетела в Прошлое? ("Христос еще не родился…")

- Почему Тревис упоминает именно этих людей, людей которые организовывали войны, убивали? ( Повлияли на ход истории.)

- Так какой же мир показал нам автор, если никого из этих известных личностей еще не было? ( Чистый, первозданный, не испорченный деяниями человека.)

4. Исследовательская работа.

Давайте представим себе джунгли в Прошлом. Проведем исследовательскую работу по тексту, чтобы увидеть нашу планету 60 миллионов лет назад

(Работа в группах.) (Вспоминаем правила работы в группах.)

I группа - краски, запахи джунглей;

II группа - растительность;

III группа - животный мир;

IV группа - звуки.

- Какими вы увидели джунгли? Видя красоту, нетронутую, первозданную, беззащитную, о чём прежде всего позаботились организаторы сафари?

( О мерах предосторожности.)

- Назовите их:

  • антигравитационная тропа;
  • обеззараженные скафандры;
  • кислородные шлемы;
  • пометка зверей краской;

- А зачем нужно быть такими осторожными? Какую теорию вывел Тревис?

(Ответы учащихся.)

Обобщение:

Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, т. к. изменится весь ход эволюции.

- Казалось бы, организаторы сафари предусмотрели все, чтобы как-то не повлиять на Прошлое и тем самым не изменить Будущее.

Но все ли?

Давайте посмотрим, что произойдет на охоте. Зачитаем эпизод из текста, в котором отражены события, происходящие за 1 мин. до появления динозавра.

Эпизод заканчивается словами: “Тишина. Раскат грома”.

- Для чего автор показывает нам данное явление природы?

(Предупреждает об опасности.)

Посмотрим, как же появится огромный динозавр. (Включаю видеосюжет.)

- Что произошло с Экельсом? (Испугался и не смог выстрелить, динозавр был очень красив.)

Мнения разделились. Дома 1 вариант выписывал цитаты из текста, доказывающие, что динозавр был очень страшный. А вот 2 вариант утверждает, что динозавр был очень красив, и это помешало Экельсу выстрелить.

(Докажите текстом.) (Зачитайте слова, произнесенные Экельсом при виде динозавра.)

Вывод: что же происходит с героями? (Экельс был удивлен, испуган, растерян и, как следствие, сходит с тропы.) (Раздавил бабочку).

- Так ли надежны были средства защиты, предусмотренные компанией? (Нет).

- Тогда почему же организаторы сафари обошли стороной простой человеческий фактор и, идя на огромный риск, все-таки организуют сафари в Прошлое? (Жажда денег.)

- В каких эпизодах нам показывает это автор?

(В начале произведения и на охоте, когда Тревис хотел убить Экельса).

Теперь вернемся к нашим табличкам. Какое же еще качество присуще людям из Будущего?

Алчность

(Вешаю на доску.)

5. Теперь посмотрим, какими же были последствия. Итог всего путешествия.

- Что повлекла за собой смерть одной лишь бабочки?

Зачитываем: (Экельс медленно вдыхал воздух …..)

- О чём говорится в данном отрывке?

Вывод: Изменилась экология.

Объявление новое вешаю на доску. (Объявление взято из текста, оно написано с орфографическими ошибками.)

- Что не так? О чем это говорит?

(Снизился уровень развития человечества.)

Переворачиваю табличку:

Низкий интеллектуальный уровень

- Кто победил на выборах? (Читаем дальше)

- А раз победил Дойчер, то большинство людей теперь:

против мира
против веры
против человечности

Последствия поступков героев ужасны. Посмотрите, что произошло с миром!

- Чем заканчивается произведение?

(“И грянул гром”)

- А когда еще в тексте мы встречались с этими словами? (Когда впервые увидели динозавра.)

- Но там какой был гром? (Предупреждающий.)

- А теперь? (Уничтожающий.)

Автор в начале произведения показывает гром и в конце. Объявление мы видим в начале и в конце.

- Как называется такой композиционный прием? (Кольцевая композиция.)

С какой же целью автор использует композиционное кольцо?

(Показать, что было и что произошло после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа это одно целое).

Теперь на машине времени вернемся в Настоящее.

Посмотрим, какие же ваши поступки смогут как-то повлиять на Будущее.

- Ребята, а вот какие ваши поступки смогут испортить Будущие, изменить его в худшую сторону?

(Ответы.)

- И каким тогда может стать наше Будущее, мир, в котором будут жить ваши дети? (Ответы.)

- Хотите ли вы жить в таком Будущем?

(Нет.)

- А какое Будущее вы хотели бы видеть для себя и ваших детей?

Подумайте и поработайте в группах. Решите, какие же поступки нужно совершать уже сейчас, чтобы жить вот в таком Будущем.

Дается перечень действий. Нужно определить их рейтинг по значимости, добавить свои действия, которые, на ваш взгляд, помогут сделать Будущее лучше.

(Работа в группах)

Анализ работы.

Вывод:

Ребята, хоть вы еще и маленькие, но от ваших поступков также зависит Будущее. Писатель Рэй Брэдбери заставляет людей размышлять над последствиями их поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прежде чем сорвать цветок, поймать бабочку, обидеть малыша, нагрубить маме, задумались: “А как это может изменить наш мир?”.

6. Итог урока: Руководители групп озвучивают оценки.

7. Д/З: Письменный ответ на вопрос №5 после рассказа.