Как помочь первоклассникам захотеть учиться

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Настоящий опыт направлен на включение первоклассников в свободную самостоятельную учебную деятельность в группе продлённого дня. Это очень актуально для начальной школы и может заинтересовать учителей младших классов, воспитателей групп продлённого дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов и даже родителей. Современный человек должен уметь учить СЕБЯ, то есть в самом, что ни на есть прямом, смысле учитьСЯ.

В расписании групп продленного дня отводится время для самоподготовки. Но к чему же готовиться первоклассникам, если уроков на дом не задают? И разве можно считать себя настоящим школьником, если нет домашних заданий?! А что, если предложить детям задавать домашние задания самим себе? Это, оказывается, так интересно! Можно задавать себе, какие хочешь задания и сколько хочешь.

Свободная самостоятельная деятельность первоклассников в группе продлённого дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой.

Свободная самостоятельная учебная деятельность преследует следующее:

- Создание положительной мотивации к учебной деятельности.

- Повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий.

- Самостоятельное частичное прохождение программного материала.

- Опережающее знакомство с программным материалом.

- Развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой.

- Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.

Данный опыт основывается на идеях Марии Монтессори.

Свободная самостоятельная учебная деятельность учащихся предполагает:

  • выбор объекта изучения учеником (предмет, тема);
  • выбор форм деятельности, самоконтроля, самооценки;
  • выбор мер помощи и формы самоконтроля;
  • выбор темпа по освоению содержания;
  • выбор места деятельности;
  • выбор продолжительности деятельности;
  • выбор партнера (партнеров) в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.

Детям предоставляется право работы, как в автономном режиме, так и в парах, в группах при минимальной консультационной помощи учителя.

Отбор содержания для организации свободной самостоятельной деятельности позволяет обеспечить максимальную учебную нагрузку.

Ситуация успешности закладывается заранее, в момент подготовки дидактического материала, когда учитель продумывает вариативные задания нескольких уровней, отличающихся по степени сложности, по типу деятельности (репродуктивные - творческие), по объему, по степени сложности в соответствии с возможностями, желаниями и значимостью для учащихся.

Дидактический материал подобран так, что он не только обеспечивает выполнение программы, но даже расширяет ее и предполагает большой объем теоретической направленности.

Дидактический материал представлен в следующих формах:

  • учебники разных авторов, соответствующие программе первого класса;
  • учебники старших классов;
  • тетради на печатной основе;
  • печатные листы с заданиями;
  • перфокарты;
  • карточки с заданиями;
  • дидактические игры;
  • справочная литература;
  • научно-популярная литература;
  • пособия по отдельным темам;
  • художественная литература для детей;
  • материал для конструирования, лепки, рисования.

Многие задания, перфокарты и дидактические игры с целью самопроверки снабжены ответами или образцами.

Дидактический материал разработан так, что каждый ученик может работать с тем, что ему необходимо или что больше нравится.

Предваряет свободную самостоятельную учебную деятельность и завершает её, так называемый, рефлексивный круг. Учитель может использовать его в разных целях, в зависимости от ситуации. Именно здесь проектируются первые попытки осмыслить действительность.

Цели упражнений, которые проводятся в начале свободной самостоятельной деятельности, - настроить первоклассников на работу. Для этого можно провести:

  • настрой на работу; выработанный совместно с детьми особый ритуал начала работы; любимую игру или затею;
  • разговор с детьми о настроении, о чем-то интересном, что было вчера, в выходные дни или утром на уроках, о том, что волнует;
  • разговор о прошедшей самостоятельной деятельности;
  • прогноз на предстоящую работу;
  • при необходимости, презентацию нового дидактического материала или книги;
  • выработать правила успешной самостоятельной деятельности.

Ряд рефлексивных кругов направлен на развитие умения делать выбор (темы, материала, сложности заданий и т.п.). Дети, пришедшие в первый класс, часто затрудняются в ситуациях свободного выбора. Некоторые из них начинают советоваться друг с другом, подстраиваются под чужой вариант выбора, долго не могут определиться и часто меняют свое решение. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ребенок захотел сделать свой выбор.

Упражнения, направленные на формирование действий анализа, используются после выполнения учащимися заданий. Действия, проводимые учащимися, могут быть следующими:

  • фиксация выполнения работы,
  • анализ результатов своей работы,
  • соотнесение результатов с прогнозом,
  • сравнение собственных результатов и достижений товарищей,
  • объяснение результатов.

Следует обратить внимание на целенаправленное формирование этапов свободной самостоятельной деятельности. Помнить, что необходимо обучать, как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи.

Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности, но особое внимание следует уделять рефлексивно-оценочной деятельности. Не жалеть время на проведение рефлексивных кругов, в ходе которых учитель использует упражнения, которые помогают учащимся осмысливать свои действия.

Так может выглядеть примерный план проведения свободной самостоятельной деятельности и результат проведенных рефлексивных упражнений:

Этапы

(выполняемые действия)

Вопросы, которые, как предполагается, возникают у учащихся после проведенных рефлексивных упражнений
Ориентация в ситуации:

свободная самостоятельная деятельность начинается с того, что во время рефлексивного круга, который может длиться от 5 до 20 минут, в зависимости от выбранного упражнения, учитель настраивает учащихся на работу.

Что такое самоподготовка, и к чему можно готовиться?

Чем самоподготовка отличается от обычных уроков?

Анализ ситуации и самостоятельная постановка цели в виде промежуточных целей. Чем я буду сейчас заниматься?

Что мне сейчас важнее?

Насколько мне это необходимо?

Обоснование детьми своего выбора

(может проходить как со всеми детьми, так по группам или индивидуально, в зависимости от выбранных упражнений).

Почему именно этим я буду сейчас заниматься?

С какой целью я буду этим заниматься?

Что мне это даст?

Отсюда возникает потребность к следующему этапу – этапу планирования. Как долго по времени я буду этим заниматься?

Сколько мне необходимо выполнить заданий, чтобы поупражняться?

Реализация намеченного плана.

1. Определение порядка действий по составленному плану.

С чего буду начинать?

Почему?

2. Выбор содержания заданий по выбранной теме:

а)

  • карточки,
  • перфокарты,
  • дидактические игры,
  • учебники разных авторов,
  • справочная литература,
  • научная литература,

б) по сложности

Чем я воспользуюсь, реализуя свою цель?

Какой сложности задания я выберу?

3. Осмысление детьми заданий и оценка собственных сил. Смогу ли я выполнить это задание?
4. При необходимости, выбор помощи:
  • консультация учителя,
  • консультация товарища,
  • опора в виде схемы,
  • алгоритм рассуждений,
  • вариативность заданий.
Как я это сделаю?

а) подойду за консультацией к учителю;

б) обращусь к товарищу;

в) буду ли пользоваться опорой или алгоритмом рассуждений;

г) воспользуюсь ли вариативностью заданий;

5. Выполнение работы учащимися. Самостоятельно.
6. Проверка результатов выполненной работы:
  • взаимопроверка,
  • самопроверка,
  • проверка учителем,
  • проверка учеником- консультантом,
  • воспользуюсь образцом,
  • воспользуюсь ответами.
Какой формой проверки я воспользуюсь?
7. Соотнесение результатов с собственным прогнозом. То ли я ожидал получить?
8. Анализ полученных результатов

(по содержанию работы).

- Почему были допущены ошибки?

Мои дальнейшие действия?

- Почему работа была безошибочной?

Мои дальнейшие действия?

9. Анализ полученных результатов

(по самооценке).

Насколько я был прав?

Насколько развита моя самооценка?

Заканчивается свободная самостоятельная деятельность вновь рефлексивным итоговым кругом, где вырабатываются предложения по индивидуальной работе каждого ученика, группы учащихся или класса в целом для успешной работы в следующий раз. Что хорошего было сегодня?

Что плохого?

Что мне надо сделать, чтобы следующий раз было еще лучше?

Чем младше ребенок, тем сложнее ему заниматься умственной деятельностью долгое время. Поэтому, звонков на перемену для тех ребят, которые занимаются свободной самостоятельной учебной деятельностью, нет. Первоклассники могут отдыхать, когда захотят.

Роль учителя в ситуации, когда не надо никому давать заданий, объяснять новый материал, спрашивать у доски – наблюдать. Наблюдение ведется в двух направлениях: в целом за классом и за отдельными учениками.

Наблюдение может быть как долговременным, так и кратковременным. Результат наблюдений фиксируется в виде графиков, таблиц, схем.

Учитель может отмечать рост (спад) активности, приоритеты, сложность заданий, осмысленность, рост саморазвития ребенка, степень интереса.

Ведя такие наблюдения, учитель, при необходимости, помогает учащимся проектировать свою дальнейшую деятельность по самоизменению.

При организации свободной самостоятельной деятельности контроль осуществляется в двух направлениях:

- контроль над выполнением самостоятельной работы;

- контроль над уровнем сформированности навыков свободной деятельности.

Цель первого направление контроля - проконтролировать и зафиксировать выполнение работы на разных этапах. Смотрится:

  • какому предмету ребенок отдает предпочтение;
  • какие темы выбирает;
  • степень сложности выбранных тем;
  • анализ допущенных ошибок;
  • объем выполненной работы;
  • качество выполненной работы;
  • работает ли над ошибками;
  • доводит ли работу до конца;
  • возвращается ли к работе вновь.

Такой контроль учитель проводит совместно с учащимися, в основном, после свободной самостоятельной деятельности детей.

Это можно увидеть и в тетрадях, где дети выполняют самостоятельную работу. Каждодневный контроль и рефлексивный анализ своей работы помогает ребенку:

  • сбалансировать свою деятельность, выполняя задание по всем предметам;
  • обдуманно выбирать задание;
  • прикладывать старание при выполнении заданий;
  • доводить начатое дело до конца.

Цель второго направления контроля - следить за уровнем сформированности навыков свободной самостоятельной деятельности. Этот контроль осуществляет как учителем, так и учащимся, он может проводиться на любых этапах свободной самостоятельной деятельности. Формы проведения его могут быть различны:

  • наблюдение учителя за отдельными учащимися;
  • наблюдение учителя за группой учащихся;
  • анализ тетрадей, где прослеживается: цели, план, объем сделанного, качество сделанного;
  • хронометраж выполнения заданий отдельными учащимися;
  • анализ данных, полученных в результате рефлексивных упражнений;
  • анализ бесед в рефлексивных кругах;
  • анализ анкет, сочинений, тестов.

Контроль осуществляется следующим образом:

  1. Выбирается направление наблюдения.
  2. Ставится цель наблюдения.
  3. Выбирается объект наблюдения.
  4. Проводиться наблюдение.
  5. Итоги наблюдения анализируется: учителем или учителем вместе с учащимися.
  6. Делаются соответствующие выводы.
  7. Дается оценка.
  8. Продумывается мера помощи.

Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу сотрудничества, вместе с детьми продумать определенные правила, чтобы каждый думал не только о себе, но и о тех, кто рядом. Не допускать наказания или поощрения за свободную самостоятельную учебную деятельность в виде отметок, так как нарушается принцип свободной деятельности.

Задача учителя создать такую обстановку, чтобы дети стремились к познанию окружающего мира, к самостоятельным открытиям, когда каждый ребенок имеет право на свою индивидуальность.

Приложение