Урок обучения грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [к], [к']; [г], [г']. Буквы К и Г". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • формирование умений различать парные согласные звуки [к] [к'] [г] [г'] и буквы К и Г;
  • совершенствование метода звуко-буквенного анализа слов;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие связной речи учащихся;
  • воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости;

Задачи урока:

  • через исследование звуков подвести детей к понятию: [к] [к'] [г] [г'] – парные согласные;
  • формировать умение различать парные согласные звуки и обозначать их буквами К или Г;
  • развивать фонематический слух, речь, мышление учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма;

Оборудование:

  1. Сигналы для звукового анализа;
  2. Картины “Гном” и “Колос”;
  3. Буквы в пословице;
  4. Карточки для индивидуальной работы;
  5. Карточки – послания от гнома;

План урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Мотивация.

2 мин.
2. Игровая ситуация. Письмо Гнома. 3 мин.
3. Звуко-буквенный анализ слова “Паук”. 7 мин.
4. Игры с буквами. Работа с пословицей. Тема и цель урока. 5 мин.

Физкультминутка.

5. Исследовательская работа “Парные [к] [к'] [г] [г'] 10 мин.
6. Дифференцированная работа. 5 мин.го
7. Итог урока. Рефлексия. 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

- Дорогие ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо. Нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

2. Игровая ситуация.

- Да, ребята, я ведь чуть не забыла. Мне вчера пришло письмо. На конверте написано “МСОШ, 1 “Д” класс”. Читаем? Соня и Дима, помогите, пожалуйста, прочитать письмо.

Дорогие ребята! Меня зовут Гномик.

Я очень хочу стать вашим большим другом.

Но вот беда, по неосторожности своей я попал в сети злого паука и не могу из них выбраться.

Добрая муха шепнула мне, что, если вы составите звуковую схему слова “Паук” и грамотно напечатаете это слово, то чары паука исчезнут, и я окажусь на свободе.

Помогите мне, пожалуйста!

- Ребята, что случилось с Гномиком?

- Как мы можем ему помочь?

- Готовы ли вы это сделать?

- Давайте приступим к работе!

3. Звуко-буквенный анализ слова “Паук”.

1. Делю слово на слоги (хлопаем).

(па-ук; в слове паук - 2 слога).

2. Ставлю ударение: паук

(ударение падает на второй слог, гласный звук у, безударный звук в первом слоге).

3. Даю характеристику каждому звуку:

п - согласный; парный; глухой; твёрдый.

а - гласный, безударный.

у – гласный, ударный.

к - согласный, парный, глухой, твёрдый.

4. Подвожу итог.

(В слове паук – 2 слога; 2 гласных звука а и у; 2 согласных звука п и к; оба парные согласные; глухие; твёрдые; всего 4 звука), читаю слово по схеме.

5. Печатаю: звук п – согласный твёрдый; обозначается буквой “пэ”; гласный а – безударный; обозначаем буквой “а” (проверить нельзя); обозначаем буквой “у”; согласный, твёрдый звук к обозначаем буквой “ка”.

6. Читаю слово: па-ук, ставлю ударение; всего 4 буквы. Количество букв и звуков одинаковое. Произношение и написание не расходятся. Но есть непроверяемая безударная гласная, её надо запомнить.

- Вчера мы познакомились со звуками [к] [к']. Ещё раз расскажите о них.

4. Игры с буквами. Работа над пословицей. Определение темы урока. Постановка цели.

- А вот и Гномик.

(вывешивается картинка или мягкая игрушка).

- Он благодарен вам за активную помощь.

Давайте улыбнёмся Гномику. Дадим друг другу руку.

Поднимем настроение себе и другу.

- А Гномик предлагает прочитать эту пословицу. Но что такое? Что случилось? Наши буквы заблудились?

В . ружной ра . оте . сяк ума . о . ит.

(В дружной работе всяк ума копит).

- Да вот же они! Д Б В К П Ф

- Назовите буквы.

- Что можете о них сказать?

(эти буквы обозначают согласные звуки: парные, звонкие и глухие).

- Разделите на 2 группы:

1 ученик Д Б В – согласные звонкие

2 ученик К П Ф – согласные глухие

- Вы сказали, что это парные согласные. Какие пары можно составить?

Б В Д ?
П Ф ? К

- Назовём пары согласных букв.

- Какая парная согласная будет дальней родственницей букве К?

Вот на этот вопрос нам и предстоит дать сегодня ответ.

- Но прежде, давайте поставим заблудившиеся буквы на место, прочитаем ещё раз пословицу: “В дружной работе всяк ума копит”.

- Как вы понимаете?

- Как будем работать, чтобы стать умнее? (дружно, помогая друг другу).

Физкультминутка (аэробные упражнения)

5. Исследовательская работа. Парные согласные звуки к и г; к и г.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Это согласные звуки.

Б В ?      
П Ф К      

- Назовите парные твёрдые звуки.

- Назовите парные мягкие звуки.

- Какую задачу ставим перед собой?

(найти пару для звука К)

Внимание! Шарада!

С глухим согласным наливаюсь в поле я.
Со звонким – сам звеню я на просторе.

(колос – голос; рисунок “Колос”).

1 ученик составляет звуковую схему слова “колос” (а с ним и учащиеся 1 варианта).

2 ученик составляет звуковую схему слова “голос” (а с ним и учащиеся 2 варианта).

С к С к С
С к С к С

1 ученик объясняет:

В слове “колос” - 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 гласных звука о а; 3 согласных к л с . Всего 5 звуков.

2 ученик объясняет:

В слове “голос” - 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 гласных звука о а , 3 согласных г л с . Всего 5 звуков.

- Сравните слова.

- Назовите первые звуки.

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

г – согласный, парный, звонкий, твёрдый.

- Ещё раз произнесём звуки, понаблюдаем за артикуляцией.

к – кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка горкой касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Звук получается глухой.

г – положение языка такое же, как и при произношении звука к, голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Звук получается звонкий.

Если произношение звуков одинаковое, но они различаются только силой голоса, то эти звуки парные.

Вывод: к и г - парные звуки.

(вписываем в таблицу г).

- Ответили ли мы на главный вопрос урока? (да, ответили)

- Внимание схемам слов “колос” - “голос”.

Какими буквами обозначим первые звуки в словах?

(“ка” - “гэ”).

         

К

         

Г

- Назовите парные согласные буквы к – г

6. Дифференцированная работа по карточкам.

- Гномик благодарит вас за активную дружную работу и просит обратить внимание на свой портрет и надпись под ним

- Н О М И -

- Что можете сказать?

- Где Г? А где К?

(первый звук г, звонкий, обозначаем буквой “гэ”, а последний звук к глухой, обозначаем буквой “ка”).

- А может быть, произошло оглушение и надо писать букву Г?

(проверим “Мы рады и благодарны Гномику”).

- Наш гость предлагает вам выполнить ещё несколько интересных заданий. Они у вас на карточках.

Цель работы: прочитайте, напечатайте, где К, а где Г. Не ошибитесь!

(далее идёт работа по группам).

1 группа: (работа с учителем).

Задание: читай внимательно:

ГОЛ – КОЛ ГОЛОС – КОЛОС
ГОРКА – КОРКА ЛУГ - ЛУК
ИГРА – ИКРА ГАЛИНА – КАЛИНА

- Найди имя собственное.

2 группа (самостоятельная работа).

Задание: Вставьте буквы Г или К.

- УСИ И – ЛА - УКЛА
- ОЛУБИ КЛУБНИ – А - НОМИ -
- Подчеркните слова с буквой К.

- Найди слово к схеме:

с с к з к с

3 группа (самостоятельная работа).

Загляните в школу к нам
И услышите вы там:
ГРОХОТ, ГОМОН, КРИКИ, ВИЗГ,
ГВАЛТ,
и ГАМ, и ШУМ, и ПИСК
Вы ответьте, я права.
Это школьные слова?

Задание:

- Напечатайте школьные слова, в которых есть буквы К или Г.

- НИ – А, - НИ - УЛЫ, РУЧ - А,
- АРТА, ДРУ - ,
АЗБУ - А, БУ - ВАРЬ, - ВАДРАТ, ОТВА - А,
НА - РАДА, ЗА - АД - А.

4 группа: Читай выразительно:

Тук-тук-тук! Это кто стучит?
Это я – паук!
Если вправду паук, Покажись – ка.
Ки-ки-ки! Притаились пауки. Ка-ка-ка!
Гномик убежал Из сетки паука.
Тук-тук-тук! Это кто сучит?
Это я – ветер!
Коли ты ветер, подлетай-ка к двери.
Сам пролезай в щёлку!
Тук-тук-тук! Это кто звучит? Звонок.
Подошёл к концу урок!

7. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня нас стало больше. Гномик стал нашим большим другом. Он помог вам стать чуточку умнее, мудрее, опытнее и дружнее.

- На какой главный вопрос урока мы нашли ответ?

- Когда было трудно?

- Над чем ещё надо работать?