Литературное чтение на тему: «К.Д. Ушинский. "Пчелки на разведках"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках».
  2. Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, формировать навык выразительного чтения;
  3. Воспитывать любовь к природе.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1. Определение настроения.

-Какое у вас сейчас настроение?

- Возьмите такого пушистика, который выражает ваше в данный момент настроение, раскрасьте и приклейте на плакат.

2. Зрительное чтение словарных слов. (2 мин.)

3. Жужжащее чтение. (3 мин, худ. литература)

II. Постановка цели урока.

-Зачеркните одинаковые буквы и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать.

п

ю

ч

р

с

ё

ф

о

ф

ю

л

с

к

о

р

а

Молодцы, правильно отгадали. Мы сегодня с вами продолжим знакомство с рассказами о пчёлах.

III. Проверка домашнего задания.

- Что вы нового узнали о пчёлах? (Рассказ детей о пчёлах, показ рисунков).

-Молодцы, ребята, вы справились с заданием очень хорошо.

IV. Постановка темы урока.

-Давайте приготовим свой речевой аппарат для работы.

1. Упражнения для губ.

-Прочитайте звуки на одном выдохе.

а-э-о-у

о-у-ы-э

а-э-ы-о

о-у-а-ы

-Прочитайте слоги на одном выдохе.

ма-мо-му-мы-мэ

ми-ме-ма-мо-му

ми-ма-мё-мо-мы

2. Чтение скороговорки.

Мёд медведь в лесу нашёл,
Мало мёду много пчёл.
Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка.

-О чём эта скороговорка?

-Что случилось с медведем?

-Где это произошло?

-Много он нашёл мёда?

-Прочитайте строку из текста, в которой говорится о том, сколько он нашёл мёда.

-О ком ещё говорится в скороговорке?

-Что именно?

-Что в конце скороговорки случилось с мишкой?

-В какое время года это происходит: мишка в берлогу, а мышка в норку?

-Содержание скороговорки понятно. Давайте научимся её читать быстро. (1-2 уч-ся самостоятельно читают)

-А кто запомнил наизусть?

-На перемене можете подойти, выучить её, а завтра на уроке рассказать.

3. Отработка техники чтения.

а) чтение слов.

-Прочитайте эти слова сначала по слогам, а затем целым словом.

жёл-тый по- жел-тев-шей

про-шлый год про-шло-год-ней

взгляд про-гля-ды-ва-ли

по-пыт-ка по-пы-тай-тесь

ве-дать на-ве-дай-тесь

ве-сё-лый ве-се-лё-шень-ки

б) Первичный просмотр рассказа.

-Давайте найдём в рассказе эти слова. Вы уже просмотрели этот рассказ.

-Как вы думаете, о чём же он?

-Прочитайте название рассказа.

-Как вы понимаете значение слова «на разведку»? (обследование чего-нибудь со специальной целью).

-Кто может ещё ходить на разведку?

-О ком можно сказать «С ним в разведку не пойдёшь»?

-Так о чём же может быть этот рассказ?

-Давайте узнаем, об этом ли рассказ, прочитав его.

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение текста учителем с постановкой вопроса.

-О чём этот рассказ?

2. Беседа по содержанию рассказа.

-О чём же этот рассказ?

-В какое время года происходят действия в нём?

-Понравился он вам?

-Какая была погода, когда проснулись пчёлки?

-Найдите в тексте и прочитайте?

-К кому летели пчёлки?

-Как вы думаете, почему?

3. Повторное чтение текста "буксиром". (Учитель и учащиеся)

4. Выборочное чтение по вопросам.

-О чём просили пчёлы у яблони?

-Что им ответила яблоня?

-Что просили пчёлы у вишенки?

-Что она им ответила?

-Кто же напоил пчёлок сладким соком?

5. Развивающее задание

-Прочитайте, выделяя голосом, выделенные слова.

Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?

Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?

Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?

Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?

-Как обращаются пчёлки к вишенке?

-А к яблоне?

-Почему вишенка и яблонька не отказали в просьбе, а вежливо объяснили, почему не могут помочь пчёлам?

-А вы сможете отказать, если к вам так же ласково будут обращаться с просьбой?

-Каким голосом можно всё это прочитать?

6. Чтение по ролям.

-Смогли передать голосом нежность, ласку во время чтения?

7. Чтение на время.

-Чем закончился рассказ?

-Найдите два последних абзаца. На 3-4 начинаем все читать.

-Чем же закончился рассказ?

-Кто напоил пчёлок сладким соком?

-Этот отрывок вы прочитали за … сек.

-Попробуйте ещё раз прочитать его.

-Сейчас ушло времени намного меньше. Как вы думаете, почему?

8. Домашнее задание.

-Подготовить пересказ от лица пчёлок.

VI. Итог урока.

-«Трудится как пчёлка»- о ком так говорят?

-Почему?

-Можете вы теперь это доказать?

-Я хочу закончить сегодняшний урок стихотворением.

Взгляни на улей наш веселый:
Здесь обитают дети-пчелы.
Прислушайся: чуть слышный звон - 
Жужжат пчелята, с ними в тон
Жужжат и пчелы покрупнее,
Ну а за ними, всех важнее, 
Родные, хоть другой природы, 
Присматривают пчеловоды.

Каждый день и каждый час
Залетают пчелки в класс.
Все гудят, гудят, гудят - 
Отвечать скорей хотят.
Когда б ты ни пришел сюда,
Здесь встретят с радостью всегда.

-О каких пчёлах говорится в стихотворении?

-Кто же эти пчеловоды?

-Вы сегодня на уроке работали как пчёлки!

-Какое у вас сейчас настроение?

-Изменилось оно, если сравнить с началом урока?

-Ваше настроение стало лучше или хуже?

-А сейчас возьмите такого пушистика, который выражает ваше настроение в данный момент, раскрасьте его и приклейте на плакат.