Программа элективного курса "Виртуальный литературный музей"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

“Музейная педагогика” (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели: способность пробуждать интерес к познанию отечественной литературы и культуры через литературные музеи и их коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры.

Используя деятельностный подход в обучении, можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших художников слова сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Виртуальный музей должен помочь ребенку стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Виртуальный музей, рекламируя музей-прародитель в глобальных сетях, представляет нам справочную информацию о музее, его работе, выставках и коллекциях. Режим коллективных экскурсий по литературным музеям дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей, и не один, а десятки и сотни - сегодняшняя реальность.

Учитывая педагогические цели и задачи, обозначенные выше, данный элективный курс “Виртуальный литературный музей”, на занятиях которого предполагается знакомство с Интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как “живут” экспонаты и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. А слова Д.С. Лихачева: “Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла”, являются знаковыми для данного элективного курса.

Не нужно думать, что ученики все узнают о писателе “посетив” музей его имени, или все поймут в живописи, “сходив” в картинную галерею или на художественную выставку. Процесс познания растягивается на всю жизнь и то не всегда бывает совершенным. Важно выработать в человеке любознательность, желание делать себя как личность, совершенствовать свой духовный мир. И это не только на школьные годы, это – навсегда.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10-11 классов филологического профиля.

Основные цели и задачи курса:

  • формировать художественную культуру учащихся, их эстетическую позицию;
  • развивать индивидуально-творческие задатки учащихся;
  • развивать самостоятельность и формировать исследовательские способности учащихся;
  • развивать устную речь учащихся, воображение;
  • воспитывать любовь к литературному наследию.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора. Применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций.

Программа элективного курса

“Виртуальный литературный музей”

(34 часа)

1. Литературный музей. (2часа)

Литературный музей как центр изучения жизни и творчества писателей. Известные пушкинские и другие литературные музеи. Интернет-коллекции знаменитых литературных музеев мира. Постоянные экспозиции, систематизация материала. Подбор информации для литературного музея. Составление тем экскурсий.

2. Музей истории русской литературы. (3 часа).

Понятие о мировом литературном процессе. Стадиальное развитие литературы. Понятие национального своеобразия литературы. Русский фольклор. Возникновение русской литературы. Русское “Предвозрождение”. Эпоха Возрождения в русской литературе. Становление русского классицизма. Романтизм и реализм: взаимодействие художественных систем. Развитие литературы критического реализма. Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература на современном этапе.

3. “Выставка” жанрового многообразия литературы. (3 часа)

Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Разнообразие жанров.

4. Музей литературного героя. (7 часов)

Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. Подбор и систематизация материала по составлению “Музея “Лишних людей”, “Маленького человека”, вернисажа женских образов, галереи “Героев своего времени”, музея фантастических литературных персонажей и т. п.

5. “Бюро находок” в виртуальном литературном музее. (3 часа)

Предметный мир в литературе. Роль художественной детали в литературном произведении, в раскрытии характера. Анализ авторского замысла. Символическое значение детали.

6. В концертном зале литературного музея. (3 часа)

Лучшие образцы музыкального, актерского и авторского исполнения литературных произведений как возможность полнее осознать литературное произведение. Характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства.

7. Мастерская художника-иллюстратора. (3 часа)

Ведущие художники-иллюстраторы. Литературный портрет в произведении.

8. Лаборатория поэтического мастерства. (3 часа)

Использование при анализе художественных произведений следующих основных понятий: средства художественной выразительности (эпитет, метафора, гипербола и т.д.), средства стилизации, пафос художественного произведения, факт и вымысел в художественном произведении, стихотворный ритм, стихотворная стопа, размер.

9. Презентация виртуального литературного музея. (3 часа для индивидуальных консультаций и 3 часа для защиты проекта).

Тематическое планирование.

№ п/п Тема занятия Форма проведения Содержание работы и деятельность учащихся
1. Вводное занятие. Программа курса. Литературные музеи в сети Интернет. Лекция с элементами беседы. Презентация литературных музеев в Интернет (“музейный калейдоскоп”). Знакомство с программой курса; выбор тем для исследовательской работы, творческого проекта.

Составление опорной записи.

2. Презентация литературного музея из сети “Мировой паутины”. Практическая работа. Анализ материала, представление музея: адрес, основные экспозиции; творческая работа – написание отзыва о музее.
3-4 Музей истории русской литературы. Информационно-литературное исследование. Сообщения об основных этапах развития литературы; составление электронных опорных схем; наполнение слайда для презентации (индивидуальная и парная работа).
5. Защита проекта “Музей русской литературы” (презентация слайда) “Виртуальная” панорама. Представление слайдов, оформление презентации.
6. Жанровое многообразие литературы. Лекция с элементами беседы. Составление опорной схемы (электронный документ); подбор примеров для иллюстрирования выбранного литературного жанра.
7-8. “Выставка” жанрового многообразия литературы. Информационно-литературное исследование. Сообщения; создание и просмотр слайдов; рецензия на работу.
9. Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. Литературная гостиная. Защита творческих проектов с использованием различных форм активной деятельности учащихся: чтение наизусть, театрализованные представления.
10-11. “Мой” музей литературного героя. Ролевая игра. Подбор и систематизация материала (из Интернет) по выбранному направлению;

исследовательская работа с художественными текстами; представление проекта презентации.

12-13 “Час” творчества. (Самостоятельная работа по оформлению проекта: слайд, презентация, текст экскурсии и т.д.) Практическое занятие. Самостоятельная работа по оформлению проекта: слайд, презентация, текст экскурсии и т.д.
14-15 Выставка в музее литературного героя. “Виртуальная” музейная панорама. Защита представленных творческих проектов.
16. Предметный мир в литературе. Семинар. Сообщения;

анализ текста художественных произведений;

составление опорных записей.

17. Роль художественной детали в литературном произведении. Литературоведческое исследование. Подбор и систематизация материала; сочинение-миниатюра “Символическое значение детали в литературном произведении”.
18. “Бюро находок” в виртуальном литературном музее. Слайд-шоу. Презентация слайда о литературной детали.
19-20. В концертном зале литературного музея. “Виртуальный” концерт. Прослушивание лучших образцов музыкального, актерского и авторского исполнения литературных произведений; просмотр видеоэкскурсий.
21. Анонс концерта в литературном музее Литературно-музыкальная гостиная. Исполнение или презентация музыкальных произведений;

чтение поэтических текстов;

использование Интернет-ресурсов.

22. Ведущие художники-иллюстраторы. Презентация. Сообщения о художниках-иллюстраторах; знакомство сих работами;

сочинение-отзыв.

23. Литературный портрет в произведении. Литературная галерея. Подбор материала; оформление виртуальной выставки;

Составление текста экскурсии по портрету.

24. Мастерская художника-иллюстратора. Презентация.  
25. Лаборатория поэтического мастерства 1. Лекция с элементами беседы. Составление словаря-конспекта по основным средствам художественной выразительности (электронный документ).
26. Лаборатория поэтического мастерства 2. Литературоведческое исследование. Исследовательская работа с текстом;

составление опорных схем; творческая работа – презентация-анализ стихотворения.

27. Лаборатория поэтического мастерства 3. Ролевая игра. Подбор и систематизация материала (из Интернет) по выбранному направлению;

исследовательская работа с художественными текстами; представление проекта презентации.

28-30 Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа. Подготовка презентации проекта “Виртуального литературного музея”.
31-34 Защита проекта “Виртуальный литературный музей”. Презентация. Выступления, защита проектов.