Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихся

Разделы: Литература


Третий год работаю по технологии развития критического мышления (critical thinking). Эта технология увлекла меня акцентами своих целей. Формирование нового стиля мышления, осознание многозначности позиций и точек зрения, развитие таких качеств как рефлексивность, самостоятельность, ответственность за свой выбор, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности встречаются и в других новых проектах, педагогических технологиях. Приоритетными акцентами в ТРКМ кроме вышеуказанных являются творческое осмысление текста, выработка собственного мнения, умение выразить себя, умение слышать другую точку зрения. Самым главным на уроке является текст художественного произведения. Любимыми приемами и методами на уроке являются диспут, рассуждения о герое, составление “дерева” прогноза, сочинение синквейнов, хокку, маркировка текста, создание схем, таблиц, кластеров.

Следует объяснить выбор данной темы. По своему опыту я знаю, что читать комедию сложно для учеников национальных школ. Это стихотворное произведение, язык комедии довольно сложен, исторические реалии далеки от сегодняшнего дня. Поэтому я считаю, что следует вызвать интерес учащихся. Например, может заинтересовать эта вечная тема – любовь.

Привожу некоторые работы учащихся по теме “Любовная интрига комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Письма героям

Письмо Молчалина Софье.

Глубокоуважаемая Софья Павловна!

Приношу Вам свои глубочайшие извинения-с. Простите меня великодушно! Ошибся-с! Я не хотел, это все Лизанька – бесстыдница. Папанька-то мой все наставлял и “награжденья брать, и весело пожить”, “всем угождать”. Пусть мой ум “вряд ли семейство осчастливил” бы. Но виноват, исправлюсь. Я ведь угождал Вам, Вашему папеньке, гостям, слугам, дворнику и даже собаке дворника. Хочу, очень хочу остаться при Вас. Возьмите меня обратно к себе, не пожалеете, смею Вас уверить, Нет у меня своих суждений, будут только Ваши. А у меня только “умеренность и аккуратность”. Возьмите меня обратно. Нижайше кланяюсь, Ваш покорный слуга”.

Письмо Софье из ХХI века

Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.

Синквейны.

Софья.

Умная, начитанная.

Полюбила недостойного, защищает, страдает.

Увы, любовь слепа.

Софья молода.

Софья.

Обижена, оскорблена.

Клевещет, мстит, предает.

“В любви предатель”.

Достоин ли Чацкий любви?

Чацкий.

Умный, смелый.

Пересмеивает, шутит, ревнует.

“Шалит, она и тебя не любит”.

“Карету ему, карету!”

Чацкий.

Решительный, упрямый.

Возвращается, ревнует, упрекает.

Софья влюблена.

Увы, не в него.

Чацкий.

Пылкий, страстный.

Спорит, ссорится, ругает.

Моду, общество, гостей.

Всех подражателей.

Чацкий.

Молодой, упрямый.

Забыл, уехал, не писал.

Что же нашел, возвратясь?

Месть обиженной.

Молчалин.

Умерен, аккуратен.

Раболепствует, молчит, угождает.

“Вовсе не герой романа”.

“Список лишь оригинала”.

Молчалин.

Кроткий, тихий.

Слушает, молчит, молчит.

“Враг дерзости”.

В отца, наверно.

Молчалин.

Скромный, послушный

Лицемерит, притворяется, угождает.

“Не видит ничего завидного”.

В богатой невесте? Не верится.

Лизанька.

Верткая, умная.

Словом обожжет, отвертится, обманет.

“От господ подалей”.

Словом, субретка.

Лиза.

Веселая, живая.

Слушает, вслушивается, рассуждает.

Почему только наперсница?

Ведь умна.

Рассуждение “Кого выберет в мужья Софья?”

Однозначно, не Молчалина. Софья получила урок. Девушка, воспитанная на французских романах, сильно обиженная на Чацкого, ошиблась в “герое своего романа”. Взгляды, пожатие рук, глубокий вздох приняла за любовь. Это простительно. Ведь она очень молода, Впредь она будет осмотрительнее и выберет “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Так ей удобнее. Но не Алексея Степановича.

Нельзя во всем винить Молчалина. Разве он виноват в том, что богатая девушка думает только о своих чувствах? Чужие чувства, слова, мысли ей неинтересны. Конечно, Молчалин подыграл ей. Но он ведь бессловесное, бесправное существо. Вот Лиза бы ему подошла. С ней он шутит, смеется, разговаривает. А Софья выйдет замуж за Скалозуба, потому что его выбрал отец.

Человек, за которого выйдет замуж Софья, не Чацкий, не Молчалин, не Скалозуб. Чацкий обидел ее своим долгим отсутствием, Молчалин – подлостью. Скалозуб - “герой не ее романа”. Это будет другой, кто будет заботиться не о себе, а о ней, о ее чувствах, кто ее не оставит надолго.

Будущий муж Софьи – не Чацкий, но человек, похожий на него. Умный, страстный, любящий. Но в отличие от Чацкого, не злой, терпеливый, старающийся, несмотря на разногласия с отцом любимой девушки, понять и принять Софью такой, какая она есть.

Творческие формы уроков нравятся абсолютно всем. Но не у всех пока возникает желание высказать собственное мнение. Встречаются довольно смешные суждения. Например, “был бы я Печориным, все девочки бегали бы за мной, а я на них – ноль внимания” или “я старательно прочитал указанные вами страницы и удивился: нет ни одного положительного героя, одни уроды” (это о “Мертвых душах”). Пока у нас плохо получается диалог, еще не возникла потребность внимательно слушать и слышать другую точку зрения. Самое главное, ученикам понравилось читать, пусть не все произведение в целом, пусть отрывки. Дети учатся выражать свою мысль, читать и соотносить себя с этим текстом, с героем.

В самом начале работы по технологии развития критического мышления мне часто хотелось вмешаться в ход рассуждений учеников, подсказать нужные слова, дать какие-то правильные с моей точки зрения идеи, мысли. Если бы я вмешалась, то самостоятельности и индивидуальности мышления не получилось бы. Учитель выступает в роли консультанта, организатора и информатора, создает условия для инициативы учащихся. Ученики являются полноправными участниками учебного процесса.