Решение задач по теме: "Механическое движение. Плотность"

Разделы: Физика


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (решение задач)

Цели урока:

Познавательные:

  • закрепить знания физических величин, их обозначение и единиц измерения; совершенствовать навыки решения задач по нахождению массы и плотности тел, а так же скорости движения тела и пройденного телом пути.

Развивающие:

  • формировать навыки математического оформления результатов деятельности, мыслить логически, делать выводы; развивать речь, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности.
  • Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
  • Воспитание культуры речи.
  • Воспитание положительных мотивов обучения.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, комплект карточек для игры на знание физических величин, их обозначения, единиц измерения и формул; дидактический материал для каждого ученик; презентация урок, которая содержит слайды с сюжетными рисунками к сказке, музыку, слайды для проверки решения задач.

План урока

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
1. Актуализация внимания.

Взаимное приветствие.

Устное сообщение учителя. 2
2. Проверка отсутствующих.   1
3. Тема урока.

Постановка цели урока

Наглядно-словесные (слайд презентации). 2
4. Повторение и закрепление знаний физических величин, их обозначения и единиц измерения; проверка знания формул. Игра “Правильные ряды” по командам. 10
5. Решение задач Самостоятельное решение.

Проверка поэтапного решения задач с помощью слайдов презентации в сочетании со словесным методом.

24
  - задача №1 5
  - задача №2 6
  - задача №3 6
  - задача №4 7
6. Выставление оценок Самооценка. 4
7. Отгадай слово Мотивация к следующему уроку. 1
8. Домашнее задание Устное сообщение учителя.

Консультация.

1

Ход урока

1. Актуализация внимания.

Взаимное приветствие.

2. Проверка отсутствующих.

3. Тема урока. Постановка цели урока.

4. Для повторения и закрепления знаний физических величин, их обозначения и единиц измерения; класс разбивается на 3 команды (по рядам) и проводится игра. Учащимся каждой группы раздается комплект карточек. По команде учителя, учащиеся по очереди выходят к доске и ставят свою карточку в соответствующую ячейку. В результате выполнения задания получается таблица.

Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Физическая величина Обозначение Единица измерения Формула
Путь s м
Масса m кг
Скорость м/с
Объем V
Время t с
Плотность

5. Решение задач. Для создания благоприятной эмоциональной обстановки в классе, все задачи между собой связаны сюжетом знакомой всем с детства сказки “Царевна-Лягушка”.

В стародавние времена жил-был царь, и было у него три сына. Выросли сыновья, стали взрослыми. Вот призвал их царь к себе и говорит:

- Дети мои, покуда я еще не стар, хочу я вас женить, посмотреть на ваших деточек – моих внучат. Возьмите-ка вы луки, выходите в чисто поле и пустите по стреле: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Утром царевичи взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули тугие луки и пустили свои стрелы в разные стороны. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на купеческий двор, подняла ее купеческая дочь.

А у младшего, Ивана-царевича, стрела улетела неведомо куда.

Задача № 1

Вопросы:

- Поднимите руки: кто выбрал решение №3, кто №2, кто №1.

- Объясните: почему вы выбрали такое решение?

- Рассмотрим подробнее 2-ой и 3-ий варианты решения этой задачи. Почему они не верны? Где скрыты ошибки?

- Если вы выбрали решение №1, поставьте на полях себе “+”.

Пошел царевич искать стрелу и забрел в чащу лесную. Ни дорог, ни тропинок. Не ступала здесь нога человеческая.

Задача № 2

Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).

- Если вы заметили, что не все физические величины переведены в систему СИ и правильно сделали это – поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.

Ничего не поделаешь, пришлось Ивану-царевичу жениться на лягушке. Уговор есть уговор.

Вот зовет царь сыновей:

- Хочу знать, которая из ваших жен лучше стряпает, пусть по хлебу испекут.

Рассказал Иван-царевич про то лягушке.

Утро вечера мудренее. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась Василисой Премудрой и принялась за стряпню.

Задача № 3

Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).

- Если вы правильно перевели все физические величины в систему СИ – поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.

Бросил Иван-царевич лягушачью кожу в печь. Она и сгорела. Обернулась Василиса Премудрая Птицей-Жар и улетела в окно.

Иван-царевич поплакал, поплакал и пошел, куда глаза глядят – искать жену, Василису премудрую.

Шел он, близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, - много опасностей встречал на пути и, наконец, вышел к избушке на курьих ножках, где Баба-Яга жила. Баба-Яга в то время с Кощеем в ссоре была и отомстить ему хотела. Потому и рассказала Ивану-царевичу, что жена его теперь у Кощея Бессмертного.

Трудно ее будет вызволить, но есть один секрет.

На морском берегу стоит дуб высокий, на дубу сундук каменный, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а в ней то и хранится смерть Кощеева.

Задача № 4

Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).

- Если вы правильно записали то, что дано в задаче - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно перевели все физические величины в систему СИ – поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.

- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.

6. Выставление оценок

Ребята самостоятельно подсчитывают количество “+” и записывают на титульном листе. Дополнительный “+” ставят себе ребята, которые выиграли в первой игре, а так же можно поощрить дополнительным “+” ребят, которые активно работали на уроке.

- Если вы набрали 11 “+” и больше – поставьте себе оценку “5”.

- Если вы набрали от 8 до 10 “+” – поставьте себе оценку “4”.

- Если вы набрали меньше 8 “+” – поставьте себе оценку “3”.

Оценки выставляются в дневник. Учитель проходит и расписывается в дневниках, а ребята тем временем выполняют следующее задание, которое поможет узнать тему следующего урока.

7. Отгадай слово

  1 2 3 4
Расположите ответы (числовые значение) в порядке возрастания вместе с буквой, которая находится в левом верхнем углу карточки-задачи        

Какое слово получилось?

8. Домашнее задание. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А вот чем закончилась наша сказка, вы узнаете дома. Для этого достаточно решить следующую задачу. Задача № 5