Коммуникация как урок в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. (Демокрит)

Современную систему обучения можно сравнить с бегом на длительные дистанции (причём длина этой дистанции варьируется по разным причинам). Учитель и ученик, как спортсмен и тренер. Но есть главное отличие.

Учитель всё время должен “бежать” впереди своих учеников, показывая каждый раз результат лучше, чем сами дети. Он должен подготовиться к уроку, обновить содержание учебного предмета, подумать над новыми методическими формами и способами подачи изучаемого материала и т.п. Причём всё это нужно сделать так, чтобы ученику было интересно, чтобы он захотел “бежать эту дистанцию” вместе с учителем, то есть изучить необходимый материал, запомнить его содержание, а потом продемонстрировать свои достижения.

А что делает во время урока ученик? Он, как правило, смотрит, как “бежит и прыгает через барьер” его учитель, как он “поднимает тяжести” сложной учебной темы и “ныряет” в глубины науки. В лучшем случае ученик может лишь повторить результат учителя.

Тренер же лишь создаёт условия для активных действий и развития своего ученика (спортсмена), всё остальное делает САМ ученик.

Новая методическая форма проведения занятий требует и принципиально новых отношений между учеником и учителем. Педагог создаёт все необходимые и достаточные условия для успешного проведения тренингового упражнения и выполнения задания, но участвовать и действовать в нём должны сами дети, а не сам учитель (ведущий тренинг), как бы ему ни хотелось вмешаться, поправить, помочь.

Основная форма занятий - социально-психологический тренинг. Это новая методическая форма позволяющая активизировать учебный процесс, внести значительные изменения в учебную и воспитательную работу в школе. Главное достоинство тренинговой формы - высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Эти занятия позволяют нам, учителям, понять основные особенности личности каждого из участников занятия, повлиять на отношения, которые сложились в среде детей, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой.

Социально-психологический тренинг — это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личные

проблемы. Дети пополнят свои психологические знания, у них появится определённый опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, ребята станут более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с разными стилями общения. Осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищённость. При этом он может не бояться сделать очередную ошибку, обидеть своего партнёра по общению, выглядеть глупым или неопытным. В тренинговой группе можно быть самим собой без всяких оговорок (разумеется, в рамках установленных правил). С этой точки зрения тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.

За основу классификации тренинговых форм взят принцип расширения социальных контактов участников:

  • индивидуальная работа;
  • парная работа;
  • работа в малых группах (3-4 человека);
  • работа в больших группах (7-8 человек);
  • фронтальная форма: “карусель”, “народное гулянье”, “социологический
    опрос”.

Занятия коммуникации в 5,6 классах представляют собой тренинг по интенсивному формированию навыков социализации у подростков.

Программа имеет пять разделов, посвященных различным аспектам социализации. Первый раздел направлен на формирование навыков социального общения, второй - развитие самосознания, третий - совершенствование умения справляться с собственными эмоциями, задача четвёртого - обучение механизму принятия решения, пятый раздел представляет собой начальный этап развития креативной составляющей мышления.

Казалось бы, логичнее начать занятия по социализации с того, чтобы каждый учащийся осознал себя как самостоятельную свободную личность, помочь отрегулировать механизм самооценки и научить ребят представлять себя на месте другого. Но опыт показывает, что при занятиях в группе основные затруднения вызывает именно общение, так как у детей 10-11 лет уже есть потребность в независимом партнёрском общении, но нет соответствующего опыта. Общение детей в этом возрасте во многом ещё зависит от одобрения и неодобрения взрослых, а потому искусственно. В неформальном общении дети также не приобретают навыки цивилизованного общения, причём это обусловлено не только отсутствием положительного примера, но и естественными внутригрупповыми процессами, такими как соперничество, борьба за лидерство, стремление расширить своё влияние в социуме. Именно поэтому целесообразно начинать работу с развития навыков общения и взаимодействия. Первые шесть занятий - это своеобразный фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение социальным навыкам.

Самое лучшее, чему мы можем научить наших детей,
- это тому, чтобы обходиться без нас.

Э. Легуве

В основе Программы коммуникации для 7-9 классов лежит комплекс уроков психологии, разработанный Микляевой А.В. Предлагаемый курс рассчитан на подростков 12-15 лет. Соответственно, программа строится с учётом возрастных интересов подростков. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.

Программа включает в себя три взаимосвязанных блока: “Мир эмоций” - 7 класс; “Наедине с собой” - 8 класс; “Я среди других людей” - 9 класс.

Цель занятий - создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Предлагаемая форма занятий позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самосознания и самопринятия. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них, В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом.

Предлагаемая программа занятий построена таким образом, чтобы у учащихся по мере освоения курса складывалось целостное представление о закономерностях общения и взаимодействия с окружающими. Значительная часть занятий отведена практическому освоению школьниками приёмов конструктивного общения, выработке умений обмениваться невербальной и вербальной информацией, активно слушать, понимать и принимать себя и других, а также приобретению навыков личностного и группового взаимодействия, осознанию причин возникновения барьеров в общении и способов их преодоления.

Знания и умения, приобретённые учащимися в процессе занятий, являются базой для их успешной социальной адаптации в настоящем и будущем.

Коммуникация в 10 классе.

Самоопределение часто понимается как выбор профессии, но помощь в выборе, без сомнения, должна быть связана с личностью в целом.

Выбор профессии, работы будут влиять на стиль жизни, на выбор друзей, особенности отношения в семье, на возможные периоды безработицы, то есть на огромное число социальных связей и в целом на Я-концепцию, как результирующую жизненного пути.

Профессиональная карьера есть процесс сложной активности, разных рабочих лет, удовлетворённости и неудовлетворения, и в этом смысле карьера есть у каждого, и поэтому очень важно познакомить старшеклассников с общими схемами развития карьеры.

Каждому человеку, имеющему опыт профессиональной работы, известно, что большинство мест работы создают определённые ограничения для общего личностного развития. Психологически важно шире посмотреть на выбор профессионального пути: помощь в его выборе означает развитие всех сторон человеческой личности: ощущений, чувств, мыслей, поступков, а также обучает важным социальным умениям: как ставить цель и принимать решение, показывает средства объединения, активизирует собственные возможности, развивает уверенность в себе через принятие (понимание) собственной индивидуальности (уникальности).

Обучающая программа состоит из 5 блоков и предназначена для старшеклассников 14-17 лет. Автор программы Баева И. А.

II. Цель программы: расширить возможности помощи учащимся в осознании альтернатив выбора и профессионального, карьерного развития, помочь им в принятии решения, какая работа им подходит и где они хотели бы сосредоточить свою личную активность.

Если кратко, то программа должна помогать спланировать и организовать свою жизнь, планировать не просто профессиональный путь, но и собственное личностное развитие:

  • развитие уверенности в себе;
  • умение делать выбор в собственном личностном пространстве;
  • умение планировать риск, ибо любое решение содержит риск, но главное - уметь его оценить, а не избегать.