Развитие речи на уроке чтения и во внеурочное время в 1-м классе (из опыта работы)

Разделы: Литература


Начальное образование-это первая ступень общего образования.

Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, отличиями в развитии и воспитании. Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.

Перед собой я поставила задачу: воспитать человека как личность, способную осваивать ценности культуры, ориентироваться в них и стремиться к совершенствованию. И начинаю я эту работу с развития речи, мышления, развития интуиции и “чувства языка”. Другими словами с уроков литературного чтения, которые соответствуют задачам образования и воспитания человека.

Книга содержит духовное начало, без которого ребёнок не станет развитым человеком. А в каждом ребёнке есть задатки, которые могут развиться в способности, увидеть их, уловить, развить - моё дело.

Книга предлагает жизненный опыт и даёт возможность примерить на себя.

Звучащая речь воспринимается непосредственно, а понимать язык книги надо учить специально. Эта роль поручена учителю.

Я должна научить ребёнка читать книги, увидеть в них собеседников, научить слушать, слышать, понимать, откликаться на язык книг живым чувством, обдумывать прочитанное, лучше понимать окружающий мир. И может помочь только учитель, владеющий как умением читать , так и методикой передачи своего умения детям.

Я использую подборку книг - целый комплект детских книг.

Работать начинаю с 1-ой недели учебного года и дети привыкают к системе занятий.

Структура такого занятия состоит из 5 частей.

Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяет сформировать реальные представления данного произведения.

Выразительное чтение и перечитывание.

Коллективное воссоздание прослушанного, размышления (проверка восприятия).

Рассматривание книг.

Рекомендации.

Поясню эти части.

  1. Сразу книгу не показываю, а знакомлю с содержанием литературного произведения, иначе не увидят и не услышат того над чем надо думать, а увидят картинки да надписи.
  2. Театр одного актёра.
  3. Проверка восприятия: рисование словесных картинок, описание ситуаций. Дети приучаются запоминать и использовать в речи грамотную словесную часть произведения. Это и есть развитие речи на уроке чтения.
  4. Рассматривание книги, чтение её – полезно.
  5. Завершающий этап работы с книгой в 1-ом классе (посчитать, сколько в книге сказок, попробовать найти знакомые слова ….)

Такие занятия проводятся систематически в течение первого года обучения, и литературные произведения отбираются и по жанру и по стилю, по тематике. Эта работа является одним из этапов обучения чтению.

Следующим средством в развитии речи является посещение музеев, театров, экскурсий.

Мы с первоклассниками в начале учебного года посетили музей В.Васнецова и уголок Дурова.

Экскурсиям предшествует беседа по теме и ставится перед учащимися задача отобразить свои впечатления об увиденном и услышанном, в составлении устного рассказа, в рисунке, в поделке, а в более старших классах в отзыве или рассказе от первого лица, иногда в стихах.

С первого класса дети приучаются слушать литературные концерты, проводимы в школе.

Они позволяют услышать как новые произведения, не знакомые так и любимые. Читают их артисты. И это даёт свои положительные результаты. И у нас в классе есть чтецы.

Развивая общий интеллект учащихся, получаю неплохой результат в учении.

Развивая специальные способности – получаю способности в отдельных видах. У моих учеников астрономические познания – это наука, персональные выставки – это ИЗО, поэтические произведения – это литература. Эта работа находит отражение в детской индивидуальной проектной деятельности. Мы принимаем участие в окружном конкурсе “Начало”, в окружной защите лего-проектов.

Развитие речи проходит в комплексе: урок, книга, экскурсия, отзыв об увиденном, работа в библиотеке, поделки, рисунки, к работе подключены родители.