Урок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;
  2. Учить анализировать произведения малого жанра;
  3. Воспитывать чувства прекрасного;
  4. Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Оборудование: портрет Тургенева И.С., тексты, таблицы, компьютерная презентация.

Эпиграф: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

И.С.Тургенев.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

(Звучит музыка романса на стихи Тургенева “Утро туманное, утро седое…”)

И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле. Семья будущего писателя жила деревенской, дворянской, медленной жизнью в обычной обстановке гувернеров и учителей, швейцаров и немцев.

(Демонстрируется компьютерная презентация, посвященная жизни и творчеству И.С.Тургенева (См.Приложение). Одновременно звучит рассказ учителя или сильных учеников.)

Образование И.С.Тургенев получает в Петербургском университете. Часто бывает за границей.

В 1843 г. начинает печататься. Сближается с В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, А.И. Герценым.

В своих произведениях И.С.Тургенев большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражая свои личные переживания.

Впервые И.С.Тургенев влюбился в 15 лет в княжну Екатерину Шаховскую. Свои переживания, страдания отразил в произведении “Первая любовь”.

В 1840 г. стихотворения “Что тебя я не люблю”, “Луна плывет над дремлющей землею” посвящает Александре Ховриной (читается отрывок из стихотворения).

В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой.

Был увлечен Татьяной Бакуниной, часто встречался, написал ряд стихотворений.

И, наконец, встреча с Полиной Виардо. Эта любовь была восхищением, восторгом. Посвящает ей много стихотворений.

(Читается учеником стихотворение И.С.Тургенева “Стая”)

В этом стихотворении восхищение женской красотой.

В 1854 г. был увлечен дальней родственницей О.Я.Тургеневой. Большую роль в его судьбе сыграла Ю.Вревская.

И.С.Тургенев написал великое множество произведений. И все они – о любви. Не между мужчиной и женщиной, а о всепоглощающей человеческой любви.

Так в одном из стихотворений (“Старый помещик”) полно выражена одна из главных тем творчества Тургенева – невозможность жить без любви. (Чтение отрывков из этого произведения)

II. Определение жанра

В 1878 г. Тургенев работает над “Стихотворениями в прозе”

– Что такое вообще стихи в прозе?

Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.

– Какие же черты имеет стихотворение в прозе?

(Запись на доске или виде плаката, таблицы.)

  1. Лиризм, передающий настроение автора.
  2. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
  3. Характер исповеди.
  4. Философские раздумья над основными вопросами бытия.
  5. Острая наблюдательность.
  6. Музыкальность.

Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.

Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.

(Вариант: сообщение ученика об истории создания Тургеневым И.С. “Стихотворений в прозе”)

Графическая работа (смотри рисунок 1)

В наших стихотворениях встретится главная тема – невозможность жить без любви, любовь в разных ее проявлениях. Этот круг поможет вам это понять. Ваша задача – определить, какая форма любви, разновидность отражена в том или ином стихотворении и какой оттенок несет она в себе.

(Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). После самостоятельной работы с текстом, классу представляется сделанное. Работа ведется по плану.)

Таблица №1.

План работы в творческих группах.

  1. Распределить роли чтеца, комментатора.
  2. Прочитать выразительно стихотворение.
  3. Проанализировать стихотворение по плану.
  4. Обобщение, заполнение круга.

Таблица №2.

План анализа стихотворения в прозе.

  1. Название.
  2. Тема, основная мысль.
  3. Авторские отношения (основной мотив).
  4. Художественные средства.

(Название стихотворений в прозе, взятые для анализа: “Порог”, “Голуби”, “Памяти Вревской”, “Мы еще повоюем”, “Друг и враг”, “Два богача”).

Так как мы с вами учимся анализировать лирические миниатюры, то одну из них мы прокомментируем вместе, а затем группы приступят к самостоятельной работе.

Образец анализа.

Стихотворение “Два богача”.

– О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

– Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?

(В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны 2 богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).

– Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?

(Автору больше по буше “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу?

(“Хвалю и умиляюсь”).

– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом?

(“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли в выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным. Внесем это стихотворение в наш круг и раскрасим желтым цветом.

(Далее работа по группам и их выступления)

III. Обобщение.

Наш круг заполнен. Как бы ни были разнообразны мысли, образы этих стихотворений, все они объединяются в одном – в любви, которая по – разному проявляется.

Рисунок 1. (Цвет выбирается самой группой)

Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.

Мы говорили о любви. Любовь – это наша душа. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно меньше черных кругов.