Урок по математике в 4-м классе на тему: "Сравнение долей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сравнение долей.

Цели:

1.Учить сравнивать доли.

2. Развитие речи, памяти, мышления.

3. Формирование интерес к математике.

Методическая цель: Показ приёма знакомства с новым материалом, показ возможности дифференциации изучаемого материала в течение всего урока, показ приёмов, направленных на сбережение здоровья учеников.

Оборудование: Учебник Петерсон Л. Г., 4 класс, часть 1, с 69.

Этимологический словарь. Листы в клетку, круги из цветной бумаги.

Магнитные доски, индивидуальные доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Чему вы сегодня хотели бы научиться на уроке?

– Поставьте развивающую и воспитательную цели, учебную мы определим в течение урока.

– Игра “Внимание” (Показываю 7 объектов 3 секунды – чертят фигуры в тетради)

Самопроверка – дети подходят к образцу, прикреплённому на индивидуальной доске и сравнивают. Самооценка – на шкале в тетради. Шкала называется “В” (внимание)

2. Актуализация знаний.

1) Индивидуальные задания

  • 2 сильных ученика отгадывают в паре кроссворд “Доли”
  • 2 ученика на индивидуальных досках решают задачу №8 с. 69
  • 2 ученика на карточках решают задачи на нахождение доли по числу и числа по доле (проверяет консультант-ученик)
  • 2 слабоуспевающих ученика на числовом луче графически показывают доли (проверяет консультант-ученик)

2) Фронтальная работа

  • №12 с. 70 – на доске
  • №9 с. 69 читают про себя, на доске данные занесены в таблицу

– Каких данных не хватает в таблице?

 

S

V

T

Поездом

?

80 км/ч

Пешком

?

3 км/ч

ч

По озеру

?

км/ч

Составим вопросный план к этой задаче.

  • №10 с.70 читают про себя, находят в таблице недостающие данные, прикидываем ответ. Составляем вопросный план.

s

v

T

?

12км/ч

?

?

- Чем похожи и чем отличаются задачи?

3) Самостоятельно запишите решение в тетрадь

1 группа №10 по действиям
2 группа №9 по действиям
3 группа №9 и №10 выражением

Проверка: что вы можете сказать об этих числах? (181 и 18)

Самооценка по шкале в тетради. Шкала называется “З” (задача).

Физкультминутка для глаз по офтальмотренажёру.

4) Проверка решения задач на индивидуальных досках, решения кроссворда. Информация о слове “полтинник” из этимологического словаря

5) Физкультминутка (снятие общего напряжения с мышц, смена позы)

В классе на стенах развешаны таблички с числами.

100, 10, 60, 1000, 1/10, 1/100, 1/60, 1/1000.

Рассмотрите их (дети ходят по классу) Разделите их на 2 группы (доли и натуральные числа)

– Что называется долей?

Покажите карточку (дети ладошкой показывают на карточки, прикреплённые к стенам, которые они рассматривали, поворачивают корпус тела)

– Сколько см в 1дм, 1мм.

– Сколько м в 1км.

Подуйте (дыхательная гимнастика) на карточку, которая показывает

– Сколько в 1т центнеров, в 1 ц – кг, минут в 1 ч.

Самооценка по шкале в тетради. Шкала называется “Е” (единицы измерения)

3. Постановка проблемы.

Круг разделили на 2 части. Как называется 1 часть? Как по-другому можно её назвать? Круг разделим теперь на 4 части. Как называется 1 доля?

– Какая часть больше ? или ?? Докажите разными способами.

Работа в группах по 4 человека. (Дети пересаживаются).

На столах у детей листы в клетку, круги из цветной бумаги.

Выслушивание мнений.

Дети нашли способы:

– наложением частей круга;
– по числовому лучу;
– нахождением доли от числа (взяли круг за арбуз весом 8 кг ( ? от8 это 4, ? от 8 это 2).

Вывод: Чем больше долей, тем число…. (меньше).

Чем меньше долей, тем число…. (больше).

Постановка учебной цели: Чему будем учиться на уроке?

Чтение правила в учебнике с.69

4. Первичное закрепление.

1) №2 с. 69 на наборном полотне и в учебнике 2 неравенства комментируют сильные учащиеся, 4 неравенства – работа в паре с комментированием.

2) Физкультминутка.

Я показываю карточки, одна половинка синяя – для мальчиков, другая половинка красная – для девочек. На карточках записаны по две доли. Если ваша доля меньше, то вы приседаете, если больше – подпрыгиваете. Кто ошибся, повторяем правило, объясняем.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1 группа. Сравните.

1/4…1/9.
1/7…1/14.

1/108…1/801.

2 группа. Впишите недостающие данные.

1/2 больше 1/…
1/8 меньше 1/…
1/99 больше 1/…

3 группа. Составьте и запишите 3 неравенства по нашей теме.

Проверка. Самооценка по шкале “П” (правильность) Для самопроверки дети 1 группы подходят к индивидуальным доскам, на обратной стороне которых записаны неравенства. Задания 2 и 3 групп проверяем, вывешивая на магнитную доску листы с выполненными заданиями.

Физкультминутка. №4 (а). Игра “Живые доли” (у учащихся карточки с записанными на них долями). Встаньте по убыванию, по возрастанию.

6. Итог. Домашнее задание.

– Чему учились?

– К какому выводу пришли?

Рефлексия.

Посмотрите на самооценку. (В течение урока самооценка проводилась на 5 шкалах). Кто весь урок оценивал себя на высоком и хорошем уровне? Молодцы! А остальным надо быть более внимательным и сосредоточенным.

На дом:

1 группа № 6 с. 70, по желанию №16*.

2 группа № 4 (б) с. 69, по желанию №16*.

3 группа № 3 и №16*.

Оцените, интересен ли вам был урок, нарисуйте личико и своё настроение.

Дополнительно.

Оля из куска ткани длиной 90 см отрезала 1/3 и сшила платье для куклы, а из ? оставшейся ткани сшила костюм для плюшевого мишки. Сколько ткани пошло на костюм для мишки?

Решение коллективно.

* – Почему 1/2 = 30см и 1/3 = 30см?