Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы)

Разделы: Литература


Цели:

  • знакомить с культурой и политической жизнью Руси в период феодальной раздробленности;
  • продолжить обучение анализу текста, умению цитировать;
  • анализируя произведение, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие.

Оборудование урока:

  • стенд с рисунками учащихся на тему “Средневековая Русь”;
  • выставка репродукций древнерусской живописи;
  • компьютерная презентация;
  • тексты “Повести о Петре и Февронии”;
  • колокольный благовест;
  • рабочие листы (с заданиями по литературе и истории).

Ход урока

I. Организационный момент.

(Сообщение учителя литературы)

Сегодня у нас необычный урок, потому что ведут его сразу два преподавателя: учитель литературы и истории.

На предыдущих уроках мы говорили, что в Европе в XIV-XVI веках процветала эпоха Возрождения или Ренессанса. А как жила Русь в это же время, вы узнаете на этом уроке.

Анализируя “Повесть о Петре и Февронии”, мы поговорим о человеческих отношениях, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси. На уроке надо быть очень внимательными, потому что в конце вам будет предложена письменная работа по двум предметам.

Итак, мы начинаем знакомство с историей древней Руси.

II. Сообщение учителя истории.

В середине XII века Русь вступила в период феодальной раздробленности. На месте когда-то единого Друвнерусского государства образовалось 15 независимых государств-княжеств и земель.

В 1206 году хан Темучин, более известный как Чингизхан, объединил монгольские племена Центральной Азии в единое государство. Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство, докатилось до Тихого океана на востоке и Средиземного моря – на западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 году внук Чингизхана хан Батый начал покорение Европы – во исполнение завещания деда дойти “до последнего моря”, то есть до Атлантического океана. К 1237 году под властью монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войска лежала Русь.

Русские князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора агрессии. Развал государственной организации ослаблял способность к сопротивлению. Русь стонала от боли и горя, не имея сил противостоять золотоордынскому игу. Униженная, но не побеждённая, она сыграла огромную роль в сохранении европейского культурного наследия, так как принимала удар на себя.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая, которая стала поворотнам пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.

III. Рассказ ученика о Куликовской битве.

IV. Сообщение учителя истории.

Куликовская битва вселила уверенность в возможность победы над ордынцами. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище” и других.

Куликовская битва нашла отражение и в картинах О.Кипренского – “Князь Донской после Куликовской битвы”, “Утро на Куликовом поле”, М.Авилова – “Поединок Пересвета и Челубея” и другие. В русской церковной истории победа на Куликовом поле стала со временем чествоваться одновременно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

Значение победы в битве на Куликовом поле трудно переоценить. Именно она дала понять русским князьям, что, только объединившись, можно одолеть врага. С этого момента отмечается оживление политической и культурной жизни Руси. Возобновляется строительство храмов, появляются литературные произведения, повествующие о доблестных страницах русской истории и замечательных людях.

Рисунки на слайдах позволяют нам представить, как могли выглядеть русские князья, воины, крестьяне и простые ремесленники.

V. Работа с текстом произведения (учитель литературы).

Жемчужиной друвнерусской литературы по праву называют “Повесть о Петре и Февронии”, созданную в конце 40-х годов XVI века писателем и публицистом, псковским священником Ермолаем. Фамилия до нас не дошла. Известно только, что, приняв монашество, он получил имя Еразм.

Запись темы урока.

На доске и в тетрадях учащихся запись: повесть создана в конце 40-х годов XVI века. Она относится к муромо-рязанской литературе.

Слово учителя.

Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским кнзем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо, состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.

  • На сколько смысловых частей можно разделить произведение?
  • Кратко расскажите, о чём говорится в первой части?
  • Как можно назвать отношения между Павлом и его женой? (Доверительные, открытые, случившаяся беда – общая беда, пути преодоления ищут сообща).
  • С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? Аргументируйте ответ.
  • Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем- оборотнем? (Пётр действует самоотверженно).
  • Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.
  • Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праведном деле. По молитве и вере его приходит помощь).
  • О чём вторая часть повести?
  • Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?
  • Вы знаете, что загадки – распространённый приём в устном народном творчестве. Прочитайте в повести загадки Февронии. Какой целью автор использует их здесь? (Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).
  • Прочитаёте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.
  • Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?
  • Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?
  • Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

Запись в тетрадях:

Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера.

  • Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный расказ о необычной девушке?
  • Думает ли он об обязательстве жениться?
  • Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).
  • Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.
  • Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?
  • Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь”, излечивает его, значит, милосердна).

VI. Физминутка. Аутотренинг.

VII. Продолжение анализа текста.

Этот брак действительно совершился на небесах.

  • Как об этом говорит автор? Прочитайте.
  • Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть – причины ненависти бояр и их жён).
  • Что помогает Петру и Февронии преодолеть их? (Жизнь по законам божиим).
  • Литературовед Гудзий видит в Февронии “натуру одарённую, волевую”. Согласны ли вы с этим? Докажите. (В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).
  • Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.
  • В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).
  • Какие человеческие качества ценились в древней Руси. (Мудрость, добросердечие, милосердие, смирение). А в современное время эти качества ценятся?
  • О чём заставила задуматься повесть?

(Большая часть вопросов была показана на слайдах).

VIII. Слово учителя истории.

В “Повести” расказывается, что в конце жизни Пётр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имён в произведении тоже играет большую роль. Что же они означают?

После смерти Пётр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола “канонизировать” означает причислить к лику святых. С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня в раке хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня – икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

IX. Письменная работа учащихся.

Каждому ученику выдаётся рабочий лист с заданиями, которые выполняются под колокольный благовест http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3. Учащимся объясняется значение этого слова.

Задания для учащихся.

  1. Какое событие сыграло решающую роль в борьбе русского народа с монголо-татарским владычеством?
  2. Как переводятся имена героев “Повести о Петре и Февронии”? Найди и соедини пары слов.

Феврония

“камень, утёс”

Пётр

“радость”

Давид

“видение, вечное”

Евфросиния

“любимый”

  • К чему стали стремиться русские князья после Куликовской битвы?
  • Что означает слово канонизировать?
  • Когда была создана “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Где лежал Агриков меч?
  • Что увидел князь Пётр, когда после обеда разжал руку Февронии?
  • Какие качества в человеке Феврония считает главными?

Приложение