Проблемы и перспективы дальнейшего развития начального профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Интенсивность жизнедеятельности современного человека такова, что профессиональные образовательные системы вынуждены подстраиваться под нее. Между тем, профессиональные знания, которые дает ССУЗ, имею тенденцию скорее отставания, чем опережения. В профессиональном образовании, как нигде, отражены проблемы общества в конкретный исторический период. В нашей стране кризисные явления профессионального образования большей частью связаны с изменением сознания общества, с непрекращающимися образовательными реформами, имеющими слабопрогнозируемые последствия, с нестабильностью, социальной напряженностью и быстрым темпом изменений социальных и политических ситуаций, а также со сложными миграционными и демографическими проблемами.

Неудивительно, что именно в этих сложных условиях функционирования профессионального образования встают традиционные вопросы: “Что производить?”, “Как производить?”, “Для кого производить?” Ответ простой, он дан в законе города Москвы “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве” от 29 июня 2005 года.

Уважаемые коллеги! Позвольте мне напомнить некоторые положения:

“Основными целями и задачами начального т среднего профессионального образования являются:

1. Получение гражданами профессионального образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении, потребностям общества в эффективной профессиональной деятельности граждан, потребностям экономики города Москвы в стабильном развитии;

2. Подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития отраслей;

3. Обеспечение квалифицированными кадрами предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;

4. Сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества”.

Следует отметить, что данный закон города Москвы в исполнительском и теоретическом пространстве намного сильнее решений Правительства Российской Федерации: “Концепции реформирования начального профессионального образования” 1997 г. и “О совершенствовании начального профессионального образования” 2003г. Однако, на федеральном уровне ни начальное, ни среднее профессиональное образование не получило дальнейшего развития, несмотря на то, что в обществе имеются видные ученые, которые высказывают новые идеи. Они могли бы создать основу современной теории профессионального образования. К данной когорте ученых принадлежат наши руководители: академик РАО Л.П.Кезина, д.э.н., профессор В.И.Лисов, И.П.Смирнов, чл-кор. РАО, д.ф.н., профессор. директор НИИРПО, А.С.Потапов, к.п.н., начальник Управления науки и профтехобразования ДО, профессор Федосийчук А.В., зам.директора НИИРПО, О.Б.Читаева, зам.директора НИИРПО, д.п.н. и многие другие.

Стратегическая линия качественного развития московского профессионального образования включает в себя следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональность деятельности учреждений, оперативное взаимодействие с инфраструктурой города и рынком труда.

В связи с изложенным, приоритетными направлениями деятельности профессиональных ОУ являются:

1. Разработка и практическая реализация механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, а также формирующего у обучающихся реальный опыт трудовых и производственных отношений. Обеспечение обучающихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Для этого необходимо установить:

  • порядок проведения маркетинга отраслей городского хозяйства и рынка труда для определения востребованности выпускников и среднесрочных перспектив потребностей в кадрах;
  • порядок взаимодействия рынка труда и профессионального ОУ средствами маркетинга и проектной формы обучения;
  • порядок внедрения в педагогический процесс нового содержания профессионального образования по блоку профессий, востребованных городским хозяйством;
  • нормативное правовое обеспечение участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования (совершенствование стандартов, формирование заказа ОУ, контрактная подготовка кадров).

2. Структурная модернизация профессиональных ОУ путем регламентации правовых механизмов:

- внедрение модели интеграции начального и среднего, высшего профессионального образования (колледж – НПО – СПО – НОУ ИСОМ /МДО);

  • создание программных комплексов непрерывного профессионального образования, объединяющих ресурсы ОУ, работодателей, представителей бизнеса, науки, власти, общественности;
  • создание интегрированной информационной сети в профессиональных ОУ.

3. Создание учебно-производственных структур, имеющих статус “социальное производство”, направленных на обеспечение кадрами рынка труда города.

4. Взаимодействие системы колледж – образовательная школа путем:

  • разработки механизмов взаимодействия и интеграции колледжа со старшей профильной школой г.Москвы и области;
  • совершенствование форм и методов профориентационной работы профессиональными ОУ – колледжами.

Инновационные процессы московского профессионального образования стали неотъемлемой частью педагогического процесса нашего колледжа, где уже второй год реализуется интегрированная система профессионального образования НПО – СПО по специальности повар-технолог продукции общественного питания.

Свою историю мы ведем с 1947 года, когда была создана строительная школа для подготовки рабочих кадров для Метростроя. Находилась эта школа на станции Лось Ярославской железной дороги.

Росла Москва, росли и мы. Сначала это было одно училище, затем в 1968 году было открыто ещё одно, где готовили автослесарей и электромонтажников, а в 1971 г. на базе ПУ №37 ввели ещё одну специальность - повар. Оба училища готовили квалифицированные кадры для Московского Метростроя, ведь Метрострой это не только проходка, строительство новых станций, но и социальная сфера.

В 1984 году для нас построили новое современное здание и подготовку по специальности “повар” перевели сюда.

Сначала было несколько групп, затем, постепенно расширяясь, превратилось в отделение. Сейчас у нас 10 групп, в которых обучается 281 человек (отделение НПО).

С 2005 года мы начали подготовку специалистов среднего звена – технологов.

Мы заключили договор о сотрудничестве с Московской академией управления и технологий, где наши ребята продолжают обучение.

Подготовку кадров в колледже ведут высококвалифицированные мастера производственного обучения и преподаватели, имеющие в основном высшую и первую категорию. Это преподаватель кулинарии Королева Маргарита Александровна, мастера производственного обучения, они же преподаватели спецдисциплин Зязина Галина Всеволодовна, Пахомова Людмила Николаевна, Киселева Ольга Валентиновна, Потапова Светлана Васильевна, Фомичева Лариса Ивановна, Попова Татьяна Николаевна, Строкова Екатерина Михайловна, Ткаченко Любовь Исаевна, Попов Сергей Сергеевич, Бабкина Лариса Геннадьевна. Наша молодежь – выпускники нашего училища, ставшие преподавателями и мастерами – Федяшова Ольга Вячеславовна, Макеева Маргарита Алексеевна.

Обучение профессии начинается в лаборатории, где ребята постигают азы профессионального мастерства, затем выходят на производство, осваивая профессиональные навыки и приемы.

Мы сотрудничаем с такими предприятиями, как Мосгипротранс, сеть ресторанов “Меленка”, “Китайский квартал”, “Дрова”, комбинат питания Мосгордумы.

Результаты нашей работы мы видим на конкурсах профессионального мастерства, в которых наши ребята регулярно принимают участие. Это конкурсы Московской ассоциации кулинаров, “Шеф-юниор” издательского дома “Витрина”.

В прошлом, 2005 году, воспитанник мастера производственного обучения Л.Н.Пахомовой Михаил Погонин занял второе место в конкурсе “Шеф-юниор”. В 2006 году в этом конкурсе принимал участие Перанец Артем, мастер производственного обучения Строкова Е.М. Хорошие результаты на конкурсе “Московские мастера” показала второкурсница Гусева Анна, мастер производственного обучения Фомичева Л.И.

У нас есть и объективные трудности. Наш колледж - строительный и не все знают, что кроме строителей мы готовим кадры и по другим профессиям; долгое время мы подчинялись окружному управлению и не участвовали во многих городских мероприятиях.

Мы благодарны Департаменту образования, Учебно-методическому центру по профессиональному образованию за поддержку системы профессионального образования, помощь в укреплении материально-технической базы, за помощь в повышении квалификации педагогов, методическую помощь в решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед колледжем.

А теперь я хочу представить наших мастеров производственного обучения, непосредственно принимающих участие в работе “круглого стола”, они расскажут о своей работе, поделятся опытом.

Зязина Галина Всеволодовна – мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин, высшая категория, педагогический стаж - 34 года;

Пахомова Людмила Николаевна – мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин, первая категория, педагогический стаж – 11 лет;

Киселева Ольга Валентиновна – мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин, первая категория, педагогический стаж – 17 лет;

Потапова Светлана Васильевна – методист, преподаватель спецдисциплин, работала мастером производственного обучения, первая категория, педагогический стаж – 14 лет.

Целесообразно рассмотреть динамику подготовки кадров за последние три года: количество выпускников по специальности повар и динамика их трудоустройства по специальности:

Год выпуска 2004 2005 2006
Количество выпускников из них: 118 115 113
поступили в МГУТУ 6 15 20
поступили на СПО 4 22 27
призваны в ВС РФ 30 26 10
поступили в ОП (разл.фирмы) 54 27 38
другие сферы деятельности 24 25 18

Из приведенной таблицы усматривается, что у основной массы выпускников имеется тенденция к повышению уровня образования, заметно сокращается прослойка выпускников, ушедших в другие сферы деятельности.

Представленный педагогический опыт наших мастеров производственного обучения убедительно свидетельствует о позитивной тенденции повышения качества профессионального образования обучающихся и их востребованности на рынке труда.