Крестьянский вопрос (XIX). Отмена крепостного права

Разделы: История и обществознание


Цель:

Образовательная: - ученик характеризует кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, основные положения Манифеста 1861г.;

Развивающая: - умение изучать и анализировать источники исторической информации соотносить данные разных источников;

Воспитательная: воспитание коммуникативных качеств, умение слушать, определять и обосновывать свою точку зрения, помогать одноклассникам, принимать помощь.

Оборудование: - учебник, документы, портреты представителей ХIХ в. на доске написаны буквы, изъятые из алфавита: I - и, Ъ – не читается, Ъ – е.

Тип урока: проблемно-лабораторный урок.

Класс делится на группы, документы поделены между учащимися.

I ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

7-10 мин.

- Какую проблему ХIХв. мы начали изучать на прошлом уроке? (крестьянский вопрос)

- Какие новые явления появились в развитии сельского хозяйства в нач. ХIХв.? - новые территории;

-технические культуры;
-огородничество;
-агротехника;
-рационализация.

- Какие традиционные черты (старые явления) сдерживали развитие? (экстенсивный характер, методы земледелия, крепостное право).

 

-Какая из них, по-вашему, больше всего сдерживала развитие? Почему?

-Александр I и Николай I пытались решить крестьянский вопрос, назовите наиболее важные указы. –Александр I –1803г. - указ о вольных хлебопашцах;

-Николай I – 1842г. - указ об обязанных крестьянах

Итак, крестьянский вопрос не решен к середине ХIХ в.

Проведение широкомасштабных преобразований выпало на долю Александра I (портрет).

Даты правления (на доске) - 1855-1881гг.

Характеристика царя – цитата Ключевского из Рабочей тетради 9кл. с.4.

«Обыкновенно приветливый и подчас чувствительный до слёз, он легко раздражался, запросто… выходил из себя, при приёме депутации не угодившего ему дворянства мог стучать кулаком по столу».

« …не понравилось ему слово "прогресс", и он ставит против этого слова в бумаге министра просвещения помету: «Что за прогресс! Прошу слова этого не употреблять в официальных бумагах».

II. ОИЭ (операционно-исполнительный этап).

Сегодня на уроке мы должны выяснить, что заставило Александра II предпринять решительные меры, и что же в итоге получилось.

Итак, тема урока «Крестьянский вопрос. Отмена крепостного права».

Любое историческое явление мы начинаем изучать с выявления причин.

Задание:

-прочитать документы 4,6 - записки Кавелина, Самарина.

-Какие причины отмены крепостного права они называют?
-Прочитать учебник параграф 43-44 п.1.
-Какие причины указывает автор учебника?

Анализ: (устно)

Кавелин – благосостояние на низкой ступени;

- мало капитала;

- ошибочная система управления, ограничение в промышленности;

- убивает нравственные и материальные успехи.

Самарин – внутреннее бессилие.

Учебник Волобуева:

1 расстройство финансовой системы;
2 поражение в Крымской войне;
3 на грани революционного взрыва.

Обобщение:

Причины отмены крепостного права:

  1. Военно-техническая отсталость.
  2. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования.
  3. Рост крестьянских восстаний.
  4. Безнравственно.

Итак, крепостное право отменить необходимо, но как? Все ли желали его отмены?

1857 - Секретный комитет для подготовки реформы.

1858 - Преобразование его в Главный комитет по крестьянскому делу.

1859 - Учреждены Редакционные комиссии, которые изучали проекты, составленные губернскими комитетами, и на их основе готовили общий проект.

Задание: Прочтите документы 22,23,25 и укажите предложения по отмене крепостного права Унковского, Позена, Чернышевского.

Рассмотрим эти предложения (на доске вывешиваются плакаты с ответами) - 5мин. на рассмотрение.

Какой вариант более выгоден для крестьян, для помещиков, для страны?

19 февраля 1861г. царь подписал Манифест об освобождении крестьян и утвердил Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Задание:

Прочитать документы 41, 35, 37, учебник п.2. (5мин.)

Выявить, на каких условиях произошла отмена крепостного права.

Обсуждение: (7мин.)

Манифест Положения Учебник
- твердое основание собственности;

- большая свобода располагать хозяйством;

-обязаны перед обществом;

- будут трудиться хорошо.

-движимое и недвижимое имущество принадлежит крестьянину;

- гражданские права; - свобода торговли;

-открытие промышленных предприятий;

- защита своих прав;

- выкупать землю;

-в собственность с согласия помещика;

-выкупные операции.

-свободн. сельские обыватели; -гражданские права;

-обязательное наделение землей;

-2 года повинности

-временнообязанные;

-гос-во 75-80% суммы – 6% в год в течении 49 лет;

-бесплатно 1/4 надела;

-учет природохозяйственных особенностей;

-отрезки, прирезки;

-земли в ведении общины; -помещищье землевладение.

На доске запись ключевых понятий:

- свободный
- гражданские права
- собственность
- выкуп
- временнообязанные
- община
- помещичье землевладение
- малоземелье
- обязательное наделение
- отрезки прирезки

III. РОЭ (рефлексивно - оценочный этап).

Отметить положения, которые являлись прогрессивными, регрессивными.

П. - свободный
П. - гражданские права
П. - собственность

Р. - выкуп
Р. - временнообязанные
Р. - община
Р. - помещичье землевладение
Р. - малоземелье

а) обязательное наделение
б) отрезки прирезки

Некрасов:

Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом - по барину,
Другим по мужику.

Что хотел этими строками сказать поэт?

Сегодня мы охарактеризовали главное событие ХIХв.

Наша задача на будущее - определить положение крестьян в пореформенный период.

Д/З параграф 43-44 п. 1,2

Литература:

1. Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в России. Пакет-комплект документального материала. М., из-во АО «БЮРО Денди», 1993г.
2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник 10 кл. М., Дрофа, 2001г.
3. Захарова Е.Н. Россия во второй половине XIX- начале XX века: 8кл.; Рабочая тетрадь №2, М., Мнемозина, 1998г.