Классный час по теме: "Твой шаг в природу"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

Развитие экологической грамотности учащихся, формирование экологической культуры.A

Задачи:

  • Развитие экологической этики учащихся, ответственности отношений с окружающим миром.
  • Историческое, эстетическое, нравственное воспитание любви к Родине.
  • Формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.
  • Использование краеведческих материалов.

Воспитатель: Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши водоёмы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

М.М. Пришвин

Воспитатель: Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы сделать свой шаг в природу, показать, что мы знаем о родном крае и что мы можем сделать, чтобы сохранить этот мир чистым для будущих поколений.

Дерево, трава, цветок и птица
не всегда умеют защититься,
если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни.

Эту истину знаю от роду
и её никогда не таю:
кто не любит родную природу,
тот не любит Отчизну свою.

Родина – это не только страна, где ты родился, но и место на земле, где ты живёшь. Для нас – это суровый северный край, называемый Кольским полуостровом. И все проблемы Кольской земли – это и наши проблемы.

Сегодня мы проводим игру «Твой шаг в природу». Участники игры покажут свои знания в различных областях: география, биология, экология и история родного края.

А теперь время для представления команд.

Воспитатель: А сейчас мы начинаем нашу интеллектуальную игру. Правила игры: ответив на первый вопрос, команды определят порядок участия в игре.

Вопрос: Что означает слово «экология» в буквальном переводе?

А) наука о чистоте
Б) наука о доме
В) наука о загрязнении

Вопросы для команд:

1. Исконно северная отрасль животноводства

а) оленеводство б) рыболовство в) собирание грибов

2. Какое озеро самое грязное на Кольском полуострове?

а) Байкал б) Имандра в) Лох-несс

3. Областной административный центр нашей области.

а) Мурманск б) Полярный в) Москва

4. 4/5 воздуха составляет...

а) кислород б) вода в) азот

5. Могут ли наводнения приносить пользу?

а) да б) нет

6. Перья какой северной птицы используются как утеплитель?

а) пингвин б) гага в) куропатка

7. Как называется животный мир земли?

а) фауна б) флора в) зоология

8. Какую ягоду называют «северной малиной»?

а) чернику б) бруснику в) морошку

9. «Красный прилив» - что это?

а) свидетельство загрязнения океана б) тайна вампиров в) сказка

10. Какое течение оказывает наибольшее влияние на климат нашей области?

а) Гольфстрим б) течение Куросио в) Бразильское

11. Самая длинная река в области?

а) Волга б) Поной в) Темза

12. Кто основал первые поселения Мурманской области?

а) новгородцы б) викинги в) чукчи

1. Как называется растительный мир земли?

а) фауна б) флора в) ботаника

2. Почему некоторые животные впадают зимой в спячку?

а) от недостатка еды б) от холода в) от усталости

3. Основной корм северного оленя.

а) грибы б) деревья в) ягель

4. Какое самое важное вещество на Земле?

а) еда б) вода в) воздух

5. Какой слой атмосферы богат озоном?

а) тропосфера б) стратосфера в) ионосфера

6. Самый злейший враг природы?

а) лес б) человек в) автомобиль

7. Самая ценная птица наших побережий.

а) павлин б) ворона в) гагара

8. Самое глубокое озеро Кольского побережья.

а) Лох-несс б) Байкал в) Умбозеро

9. Древнейшие обитатели европейской тундры.

а) русские б) саамы в) коми-ижицы

10. Кто такие карибу?

а) олени б) тюлени в) мухи

11. Почему птицы зимой улетают на юг?

а) от недостатка еды б) от холода в) любят летать далеко

Какая вода преобладает в питании наших рек?

а) минеральная б) талая в) морская

1. Как называется книга, в которую занесены исчезающие растения и животные?

а) красная б) чёрная в) зелёная

2. Какое из этих животных не меняет свой цвет зимой?

а) полярный заяц б) лемминг в) полярный медведь

3. Когда начинается вскрытие рек ото льда в нашей области?

а) май б) июнь в) январь

4. Ведущая промышленность Кольского п-ва.

а) рыболовство б) собирание грибов в) горнорудная

5. Какой город является торговым портом?

а) Полярный б) Снежногорск в) Кандалакша

6. Какое животное не является ластоногим?

а) тюлень б) морской лев в) пингвин

7. В каком году создана организация «Гринпис»?

а) 1971 б) 1823 в) 2001

8. Как называется жилище, построенное из снега?

а)вигвам б) чум в) иглу

9. Как называется книга, в которую занесены исчезнувшие животные?

а) красная б) чёрная в) зелёная

Как называется новорожденный детёныш тюленя?

а) тюленик б) белёк в) зверёк

11. Верно ли, что «радиация» - естественный природный фактор?

а) да б) нет

12. Какая северная птица является чемпионом сезонных миграций?

а) воробей б) синица в) полярная крачка

В.

А землю, эту землю
с её мельканьем дней,
с её разливом вешним
и всем, что есть на ней:
То – вечным,
то – невечным,
с берёзкой на пути -
обязаны спасти
и защитить мы сами…

Воспитатель: А теперь послушаем доклады наших учёных на тему: «У кого что болит, тот о том и говорит». Первой выступает доктор дендрологических наук Лесовичкина Березия Рябиновна.

Лесовичкина:

У меня душа болит о наших лесах. Вот раньше леса были! В них даже деревья росли. А в лесу чего только не росло! Выйдешь за огород, залезешь на яблоню и яблоки из кармана наворачиваешь или залезешь на пальму и кокосовые орехи лузгаешь. Бананы мы вообще за еду не считали – так, райское недоразумение. А зверей сколько было! Из деревни в деревню только на попутных бегемотах ездили. В школу опоздаешь, учитель спросит: «Почему?» А, мол, крокодилы шли табуном, пока их переждала – вот! Жизнь была! А сейчас мышь по сопкам пробежит – её видно, так тех лесов уж нет. Девчонки визжат, собаки лают, а я грущу о густом лесе. Эх, Родина, где твои леса? Вот душа и болит.

Плакат «Берегите лес, ёлки и палки»

Воспитатель: Послушайте доктора прозрачных наук Атмосферкину Сферу Галактионовну.

Атмосферкина:

А у меня душа болит о воздухе! Какой у нас до 13-ого года был на Родине воздух! Чистый! Прозрачный! Видно было на 100 километров. Когда у нас в деревне телевизоров ещё не было, я забиралась вечером на крышу сарая и смотрела телевизор в Мурманске! У меня там друг был, он телевизор поворачивал к окну, что бы мне из Полярного было видно! Вот какой был прозрачный воздух! А сейчас кто только не портит! Дым! Копоть! Сажа! Придешь в клуб на танцы, а из-за смога никого узнать не можешь. Раньше было: девчата в соседней деревне надушатся, а мы тут нюхаем, но больше всего мне нравилось, когда в другой деревне рыбу жарили. Нанюхаюсь – и есть не охота. Вот времечко было! А сейчас не воздух, а винегрет какой-то! Вот душа и болит!

Плакат «Помни! Атмосфера в опасности!»

Воспитатель: доклад ученого Стрекозюлькина Тита Муравьиновича.

Стрекозюлькин:

А у меня душа за насекомых болит: я мух люблю обнимать и комариков! Люди ведь как? Села муха – бац ее! А вы не бацайте! Вы обнимите, вы посмотрите в глаза. Близко – близко. Вы увидите там такое удивление, что поймёте, как это здорово – Родину любить и всё, что над ней летает и по ней ползает. Правда, потом муки с комарами – долго лежат, от удивления подняв ноги. Помню, села мне бабочка на плечо и горько заплакала: «Говорят, красота спасёт мир, а мы за свою красоту жизнью платим! Ловят нас, а потом ещё иголками прикалывают, чтобы мы высохли от горя. Какая же может быть красота в сушёном горе?» Пообещал я бабочке бороться за мир и красоту, которая нас окружает. Но поймут ли меня другие люди, не букашколюбы? Вот душа и болит.

Плакат «Букашки, поешьте кашки!»

Воспитатель: Доклад учёного Бизонкина.

Бизонкин:

А у меня душа болит за животный мир! Какие звери у нас водились! Помню, за деревней выводок птеродактилей жил. Я на них всё капканы ставил. А их больше ничем не возьмёшь. Пробовал я их из ружья стрелять. Стрельнёшь, а он крылья свои растопырит и ждёт, чтобы ещё стрельнул. Им щекотно было от картечи. Нравилось им это. Глупые такие. Сам с самолёт, а голова, как у белой вороны! Ничего ума нет. Привяжешь к капкану жвачку, а он по капкану клювом – тынь! А капкан – дзынь! И готово. Мясо ничего было. А потом как Чингиз-хан пошёл по нашей деревне – всех поели, защекотали до смерти. Монголы и есть монголы. А сейчас у нас не то, что птеродактилей, уток и гусей не стало. Видно, много у нас живёт потомков Чингиз-хана. Вот душа и болит.

Плакат «Ау, звери, где вы?»

Воспитатель: Сообщение учёной Обнималкиной Анастасии Ивановны.

А у меня душа вообще за Родину болит. Родина моя –любовь моя. А моя – это моя, не школьная, моя – это моя! А что такое любовь? Это забота и нежность. Вот я и забочусь о Родине. Деревья не ломаю, цветы не рву, детей не обижаю, мышей не ловлю, мух не бью. Я всем помогаю и ещё обнимаю. Я обнимаю небо и помогаю облакам плыть. Я с солнышком разговариваю, луне песни пою, и что-то наполняет меня, наполняет, и я понимаю, что это и есть моя любовь к Родине, где я живу.

Плакат: «Родина + Я = Любовь»

Воспитатель:

В лесу, где так много ботаники,
Друзья, соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники,
Пустые консервные банки,
Осколки, огрызки, ошмётки,
Газетные листья с кустов,
Добавьте скелет от селёдки
и летний гербарий готов.

Песня «Марш юннатов»

Где красота – там доброта,
Их разлучить никто не сможет,
Любая светлая мечта
На двух подруг совсем похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым –
Ты добротою поделись.