Тема урока: "По следам прочитанных сказок" (программа А.Г. Кутузова). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

1. Проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить начальные знания по теории литературы (роды литературы, жанры).
2. Развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память.
3. Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма.

Оформление:

  1. Плакаты со словами:
    а) «Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок…»,
    б) «Что за прелесть эти сказки…»,
    в) «»Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на неиспытанную еще трудную жизнь, созерцая из древнего национального лона всегда новые трудности жизненного пути. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки» (И.А. Ильин).
  2. Рисунки учащихся к сказкам.
  3. Иллюстрации В.Васнецова к сказкам.
  4. Звукозаписи песен, написанных к сказкам.

Ход КВН.

Вступление.

Ведущий: «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, - посетит ли тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной, - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай»... Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…». Так говорит о сказке замечательный русский философ И.А. Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала все лучшее в нем и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала ее, воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла.

Чтение сказок – не только увлекательное, но и очень трудное занятие. Не одна сказка вами прочитана и осмыслена на уроках литературы. Ваша задача – показать свои знания сказок, умение их выразительно читать.

Начало игры. Представление команд: название, девиз, приветствие (класс заранее разделен на 2 команды). Выбор жюри.

1 тур. Разминка.

Ведущий: Назовите сказки, которые были прочитаны вами на уроках литературы.

(Команды поочередно называют сказки: «Два Ивана солдатских сына», «Жена – доказчица», «Снегурочка», «Сказка о царе Берендее», «Конек – горбунок», «Мирная война», «Соловей», «Сказка на ваш вкус», «У тебя у самого свой ум есть», «Морожены песни»). Жюри подводит итоги.

Дополнительный вопрос: Какие группы сказок выделяются?

2 тур. «Сказки и их герои».

Командам раздаются карточки, в которых написаны названия сказок (1-ая колонка) и герои сказок (2-я колонка). Стрелочками указать соответствие героев сказкам, указать автора, если он есть.

1 карточка: «Два Ивана солдатских сына» ____________ старая торговка
«Жена – доказчица» ____________ Иван царевич
«Снегурочка» ____________ львица
«Сказка о царе Берендее» _____________старик
«Конек – горбунок» ____________ кухарочка
«У тебя у самого свой ум есть» ____________ Месяц Месяцович
«Мирная война» ____________ овца
«Соловей» ____________ Лукашка

 

2 карточка: «Два Ивана солдатских сына» _____________ барин
«Жена – доказчица» _____________ Марья-царевна
«Снегурочка» _____________ водовоз
«Сказка о царе Берендее» _____________ карлики
«Конек – горбунок» _____________ бонза
«У тебя у самого свой ум есть» _____________ Жар-птица
«Мирная война» _____________ козел
«Соловей» _____________ Лукашка

Во время работы звучит музыка и песни из сказок. (Жюри подводит итоги).

3 тур «Литературный термин».

Ведущий: Дайте определение литературным терминам. (капитаны команд вытягивают поочередно билеты-карточки, где написаны названия жанров, дают ответы, можно совещаться с членами команды).

Сюжет (последовательность событий)

Композиция (построение художественного произведения, взаимозависимость его частей)

Писатель (человек, который написал то или иное произведение)

Автор (герой произведения, который в нем зримо или незримо присутствует)

Жанр (форма произведения, которая помогает писателю лучше, точнее передать содержание)

Жанры УНТ (сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы и т.д.)

Литературные роды (эпос, лирика, драма)

Жюри подводит итоги.

4 тур «Портрет».

Ведущий: Вам представлены отрывки из прочитанных сказок. По описанию портрета узнайте героя сказки.

(учащиеся выразительно читают отрывки, определяют героя, называют сказку)

  1. «Два огромных глаза горят, как два изумруда.
    Рот разинутый чудным смехом смеется,
    Два ряда крупных жемчужин светятся в нем,
    И язык, меж зубами выставясь, дразнит царя». (Кощей – «Сказка о царе Берендее»)
  2. «Девица в белой одежде…молода и прекрасна так, что ни в сказке сказать, ни пером описать… потупив стыдливые очи, голосом звонким, как струны…говорит».
    (Марья-царевна – «Сказка о царе Берендее»)
  3. «И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - прозвали ее…». (Снегурочка – «Снегурочка»)
  4. «Вся, как зимний снег, бела
    Грива в землю, золотая,
    В мелки кольца завитая…» (Кобылица – «Конек-Горбунок)
  5. «Из себя махрютка, голенища болтаются, фуражка вороньим гнездом. Не пьет, не курит, от говяжьей порции отказывается». (Лукашка-солдат – «Мирная война)
  6. «Он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться». (Императорский дворец – «Соловей»)

5 тур «Поэтический».

Ведущий раздает представителям обеих команд карточки-листы, на которых вразноброс написаны слова из сказки «Конек-Горбунок». Задача участника команды: привести текст в соответствие.

(Это задание можно выполнять параллельно следующего конкурса, затем жюри подводит итоги).

Что должно было получиться у «юных поэтов»:

1-й команда

2-й команда

«Это видя, хитрый спальник, «Гей, позвать мне стремяннова!» -
Прежний конюших начальник Царь посыльным закричал.
Говорит себе под нос: Спальник тут за печку стал,
«Нет, постой, молокосос! А посыльные дворяна
Не всегда тебе случится Побежали до Ивана,
Так канальски отличиться, В крепком сне его нашли
Я те снова подведу, И в рубашке привели.
Мой дружочек, под беду!»

6 тур «Внимательные ли вы читатели?»

Ведущий поочередно задает вопросы командам:

  1. Что попросил Иван у царя для поимки Жар-птицы?
    (два корыта, белоярова пшена да заморского вина)
  2. Что попросил Иван для поимки Царь-девицы?
    (две ширинки, шитый золотом шатер да обеденный прибор, сластей)
  3. Что было написано на ленточке искусственного соловья?
    («Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьем императора китайского).
  4. Что пожаловал император соловью за пение?
    (свою золотую туфлю на шею)
  5. Сколько сыновей мелочных лавочников получили имена в честь соловья?
    (одиннадцать, но ни у одного не было голоса)
  6. Сколько томов книг было написано об искусственном соловье?
    (двадцать пять).

7 тур «Чьи это слова?»

Ведущий: На уроках, читая и инсценируя сказки, мы пытались понять сказочного персонажа, вжиться в его образ, разобраться в его поступках, передать манеру его речи. Каких только сказочных героев мы не увидели!

Задача данного конкурса – узнать по репликам сказочного персонажа, назвать сказку. Вопросы командам задаются поочередно. В зависимости от времени можно расширить или сузить круг вопросов.

  1. «Поневоле будешь задумчив. Отец твой затеял новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой; разве какой я сапожник?». (Иван-царевич – «Сказка о царе Берендее»)
  2. «Вот я ж его, плута! Коня мне! Сам поеду, увидим мы, как от меня отвертится!»
    (Кощей – «Сказка о царе Берендее»)
  3. «Врёшь ты, старая кочерга! Где это видано, чтобы рыба в поле жила, а заяц
    в воде плавал?» (Старик – «Жена-доказчица»).
  4. «Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не
    разори, хозяйничай да меня жди, авось Бог даст – выйду в отставку, назад приеду…». (Мужик – «Два Ивана - солдатских сына»).
  5. «Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился
    и все дома чёрным сукном завешены?» (Иван – «Два Ивана – солдатских сына»)
  6. «Заведи эту девочку в лес, - я больше видеть её не могу. Ты должен её убить и принести мне в знак доказательства её лёгкие и печень» (Королева – «Снегурочка»)
  7. «Ты со мной. Ты мне милее всего на свете, пойдём вместе со мной в замок моего отца, и ты будешь моей женой». (Королевич – «Снегурочка»)
  8. «Я твоим шашкам не пастух. Гусь, может, мимо пролетающий крылом сбил, али сам проиграл. Гони дальше». (Младший король – «Мирная война»).
  9. «Гусь? А энто что? Чин на тебе большой, а играешь, как каптенармус.
    Шашки рукавом слизываешь». (Старший король – «Мирная война»).
  10. «Не изволь пужать, батюшка. Раз уж родился, об чём тут горевать..».
    (Лукашка – «Мирная война»).
  11. «Это не его вина. Он безукоризненно держит такт и поёт совсем по моей методе»
    (Капельмейстер – «Соловей»)
  12. «Недурно и даже похоже, но всё-таки не то! Чего-то не достаёт в его пении, а чего – мы и сами не знаем!» (Бедные рыбаки – «Соловей»)
  13. «Ну и я ей навалила, только бы тёплого дня дождаться, оно хошь и задом наперёд начнёт таять, да её, ругательницу, насквозь прошибает».
    (Анисья Свекровке – «Морожены песни»)
  14. «Ах, ах, ах! Кака распрекрасна интересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена». (Заморский купец – «Морожены песни»)
  15. Ну, коль умел ты усидеть
    Так тебе мной и владеть.
    Дай мне место для покою
    Да ухаживай за мною! ( Кобылица – «Конек-Горбунок»)
  16. «Где он это их достал?
    Но давно уж речь ведется,
    Что лишь дурням клад дается,
    Ты ж хоть лоб себе разбей…» (Данило – «Конек-Горбунок)
  17. «Молви ласковое слово!
    Чем тебя я огорчил?
    Али тем, что полюбил?
    О, судьба моя плачевна…» ( Царь – «Конек-Горбунок»)
  18. «А кто тебе велел за мною хватом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ… А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал».
    (Козел – «У тебя у самого свой ум есть)

8 тур. «Театральный»

Команды представляют инсценированные отрывки выбранных сказок, также демонстрируются рисунки.

Жюри подводит итоги КВНа.

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше соревнование-путешествие по прочитанным сказкам. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает; а маленькие слушают и верят; верят, будто было то, чего не было, будто вправду такое было, чего и быть не могло.

Сколько поколений наших неведомых и ныне забвенных предков жило и томилось, вздыхало и плакало, пело и мечтало, вопрошало и боролось – до нас, до нашей памяти, ставя все те же младенчески-философские вопросы и слагая сказочно-философские ответы на них. Мы учимся у сказки, радуемся вместе с героями. Как много вопросов задала нам сказка! Как интересно нам было искать ответы на них. Поблагодарим сказку за добрые уроки, рассказав, что вынесли из мудрых сказочных краев.

Домашнее задание: написать сочинение «Сказка ложь, да в ней намек…»