Разработка внеклассного мероприятия: КВН "Повторим физику". 7-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Класс: 7


В игре принимают участие две команды. Число членов команд – произвольное и зависит от того, как проводится эта игра, внутри одного класса или между параллелями. Участвуют также главный судья соревнований (старейшина), его помощники (Совет старейшин - ученики из старших классов), болельщики. Болельщики помогают своей команде, принимая участие в конкурсах.

Цели:

1. Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.
2. Закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.
3. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Оборудование

1. Набор физических приборов для проведения экспериментов.
2. Физические газеты, выполненные учащимися за учебный год.
3. Выставка рефератов и сообщений, выполненных учащимися за учебный год.
4. Жетоны для игры со зрителями.

Домашнее задание командам: - придумать название команды, девиз, эмблему команды и «подарок» команде соперника - по три вопроса на физическую тему.

Ход игры

Вступительное слово ведущего.

Представление жюри - Совета старейшин

На нашей игре присутствует Совет старейшин, который поможет нам решить спорные вопросы, возникающие в ходе игры, и будет следить за проведением игры.

Представление команд (Название, девиз, эмблема)

1. Разминка

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, за правильный ответ- 1 балл

- Единица измерения силы. (Н)

- Вещество, обладающее свойством легко изменять форму, но сохранять объём. (Жидкость)

- Неделимая частица, составная часть молекулы. (Атом)

- Линия движения тела. (Траектория)

- Специальное слово, обозначающее физическое понятие. (Термин)

- Небесное тело, движущееся относительно Земли со скоростью 1 км/с. (Луна)

- Название любого предмета в физике. (Тело)

- Шведский учёный, именем которого названа шкала температур (Цельсий)

- Небесное тело, относительно которого Земля движется со скоростью 30 км/с (Солнце)

- Моллюск, способный изменять положение относительно других тел, но покоящийся относительно своего дома (Улитка)

- Численное назначение скорости покоящегося тела (Нуль)

- Мельчайшая частица вещества (Молекула)

- Явление уменьшения объема тела (Сжатие)

- Повышение температуры тела (Нагрев)

- Любое изменение, происходящее в окружающем мире (Явление)

2. Конкурс писателей

Написать «физическое сочинение» по картинке, указать физические явления (5 очков)

Рисунок 1

(Для первой команды)

Рисунок 2

(Для второй команды)

4. Конкурс капитанов (5 очков)

При помощи имеющегося физического оборудования определить плотность вещества (определение массы тела на рычажных весах, определение объёма тела неправильной формы)

5. Конкурс кроссвордов

Одинаковый кроссворд предложен двум командам. Команда получает столько очков, сколько сможет отгадать слов за ограниченное время.

Рисунок 3

По горизонтали: 5. Самый легкий, но взрывоопасный газ, применяется в воздухоплавании. 9. Часть рычажных весов. 10. Гладкий цилиндрик, применяется в подшипниках качения, рассчитанных на большие давления. 11. Научное предположение. 12. Прибор для измерения давления в жидкостях и газах. 13. Форма, которую принимает жидкость, находящаяся в невесомости или внутри другой несмешивающейся с ней жидкости с такой же плотностью. 14. Бургомистр немецкого города Магдебург (XVII в.), изобрел воздушный насос и продемонстрировал ряд убедительных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. 15. Столб жидкости, вырывающийся из области с повышенным давлением в атмосферу. 20. Механизм подъема тяжестей на небольшую высоту. 22. Переносной сосуд в виде ведра с трубкой, через которую льют жидкость для полива, действует по принципу сообщающихся сосудов. 23. Величина, характеризующая способность тела изменять свою скорость при взаимодействии с другими телами. 26. Вид движения птицы, когда сила давления на нее восходящих потоков воздуха уравновешивает силу тяжести. 27. Древнегреческий учёный, установил закон плавания тел. 30. Французский учёный XVII в., установил основной закон гидростатики, его именем названа единица давления. 31. Безжидкостный барометр. 32. Жидкость, в которой будет плавать любое стальное изделие. 33. Пластинка с отверстием, которую подкладывают под винт или болт для уменьшения давления на деталь.

По вертикали: 1. Линия, которую описывает тело при своем движении. 2. Кабина аэростата. 3. Аэростат, предназначенный для подъема в верхние слои атмосферы (в стратосферу). 4. Переносной кухонный прибор, работающий по принципу сообщающихся сосудов. 6. Предмет, служащий для поддержки чего-нибудь. 7. Величина, от которой зависит выталкивающая сила. 8. Внесистемная единица времени. 14. Легкий газ, применяется в воздухоплавании. 16.Устройство, создающее разность давлений для перемешивания жидкостей и газов. 17. Итальянский учёный XVII в., изобрел жидкостный барометр. 18. Линия на корпусе судна, показывает максимально допустимую осадку. 19. Прибор, предназначенный для измерения высоты. 21. Глубоководный аппарат в форме шара, опускается на тросе с судна. 24. Рыхлая осадочная горная порода, применяется в строительстве. 9. Сосуд в виде открытой с двух сторон трубки с расширением посередине, предназначен для взятия проб жидкости. 28. Событие, которое на самом деле произошло. 29. Величина, характеризующая действие одного тела на другое.

Ответы к кроссворду

По горизонтали: 5. Водород. 9. Чашка. 10. Ролик. 11 Гипотеза. 12 Манометр. 13 Шар. 14 Герике. 15 Фонтан. 20 Домкрат. 22 Лейка. 23. Масса. 26. Парение. 27 Архимед. 30 Паскаль.31 Анероид. 32. Ртуть. 33 Шайба.

По вертикали: 1. Траектория. 2 Корзина. 3. Стратостат. 4.Чайник. 6. Опора. 7. Объём. 8. Минута. 14. Гелий. 16. Насос. 17. Торричелли. 18. Ватерлиния. 19. Альтиметр. 21. Батисфера. 24. Песок. 25. Ливер. 28. Факт. 29. Сила.

6. Конкурс болельщиков.

Назовите измерительные приборы, которые вам представлены. Для измерения какой физической величины предназначен каждый из этих приборов? Если игра проводится в кабинете физики, ведущий использует оборудование кабинета. При проведении игры в актовом зале использует карточки с изображением приборов. За правильный ответ- жетон. Болельщики могут «собирать» жетоны для личного первенства, могут отдать свой жетон (в качестве дополнительного очка) той команде, за которую болеют.

7. Решение задач (Каждая задача – 5 баллов)

Решения задач написаны с обратной стороны доски, правильность ответов проверяют друг у друга команды – соперники

Рисунок 4

Задание

Трактор равномерно движется по горизонтальному пути. Скорость трактора и усилие, развиваемое двигателем, указаны на рисунке.

Определите мощность двигателя трактора.

Рисунок 5

Задание.

Автомобиль равномерно движется по горизонтальному пути. Скорость автомобиля и усилие, развиваемое двигателем, указаны на рисунке.

Определите мощность двигателя автомобиля.

Рисунок 6

Задание.

Поезд движется с переменной скоростью. Определите среднюю скорость движения поезда на участках СВ, ВА и СА.

Рисунок 7

Задание

Болт (рис 1) опустили в мензурку с водой (рис 2), как показано на рис 3.

Определите выталкивающую силу, действующую на болт.

8. Конкурс болельщиков

Что это? Ведущий читает 5 подсказок. Ученик, который быстрее назовёт ответ, получает жетон. Этот жетон можно «подарить» в качестве очка любой команде.

Это физическое тело, с которым вы все знакомы, что это за тело?

1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.
2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.
3. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
4. С ним дружат некоторые спортсмены.
5. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

1. Это вещество называют «соком жизни на Земле».
2. Его можно использовать для уменьшения трения.
3. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

Ответ: вода.

Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

9. Конкурс «Эврика!»

Каждой команде предлагается по 2 вопроса (каждый правильный ответ- 5 баллов)

Вопросы первой команде.

- Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают верёвкой так, чтобы оно не вращалось?

- Каким простым способом можно удалить вмятину на теннисном мяче? (путём нагревания его в горячей воде)

Вопросы второй команде

- Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше было бы из него выкачать воздух?

- Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращённой вниз?

9. Конкурс домашнего задания

Команды задают по очереди вопросы команде соперников. Оригинальность и грамотность формулировки вопросов добавляет баллы команде, задающей вопрос. Отвечающая команда получает баллы за правильный ответ.

Подведение итогов

Награждение победителей дипломами и призами.