Внеклассная работа. Цикл "Праздник именинников" (2-й класс), "Тайна имени" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Праздник – это всегда творчество и импровизация. Основные составляющие праздника – принцип занимательности и сотворчества взрослых и детей, где нет руководителей и исполнителей, хозяев и гостей. Праздник дает детям возможность проявить свои способности, а учителю лучше узнать своих воспитанников.

Благодаря праздникам повседневная жизнь и деятельность школьников превращается в более содержательную, разнообразную, творческую, радостную.

Дети любят быть в центре внимания, поэтому, составляя сценарий, учитываю индивидуальные особенности детей, их творческую направленность, интересы, уровень развития, опыт организации коллективных дел. В подготовке принимают участие и родители и дети. При этом дети чувствуют свою значимость, нужность, проявляет свои способности. Атмосфера праздника – радостная, игровая, необычная, занимательная.

Особенно запомнился родителям и детям цикл праздников «Праздник именинников» 2 кл. и «Тайна имени» 4 кл. Эти праздники знакомят учащихся в интересной, игровой форме с историей празднования дня рождения, с возникновением имен, активизируют желание принимать участие в подготовке и в участии праздника, помогают осознать ценность совместной деятельности.

 Праздник зимних именинников.

Учитель:

По тропинке узкой,
На рассвете тусклом,
По хрустящим листьям
К нам зима пришла.

И с лицом веселым
Города и села
Белым – белым пухом
Крепко обняла.

Ученица:

Всех, кто ясным зимним днем
День рожденья празднует,
Мы сегодня поздравляем
С днем чудесным радостным.

Ученик:

Сегодня у нас именинников день,
И мы собрались здесь не зря,
Чтоб песни пропеть и поздравить скорей
Всех вас с днем рожденья, друзья.

Учитель:

В преданье старом говорится:
Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему навек.

(На доске огромные звезды, на которых наклеены фотографии именинников с самых малых лет до настоящего времени: 7-10 фотографий). На почетные места приглашаются дети, родившиеся зимой.

Ведущие поочередно называют фамилию, имя, отчество ученика и дату рождения.

Песня для именинников «У леса на опушке».

Учитель: Давным - давно люди не праздновали день рождения, потому что не умели считать и не было календаря. И только когда мудрецы понаблюдали за звездами, изучили небо, изобрели календарь (а было это в Древнем Египте) начали устраивать праздники в честь дня рождения. Эта традиция дошла и до наших времен. В России придумали игровую песню для этого праздника, которую исполняют все гости.

Именинники и гости! Все сюда идите!
В круг большущий становитесь!
Громче музыка играй!
Для друзей своих сегодня
Мы сыграем «Каравай».

Дети, родители и учитель исполняют «Каравай», во время которого именинники рассказывают о своих увлечениях, показывают «семейный домик», рассказывая о своей семье. Например: Карина – спела песенку на английском языке, показала большой домик с открывающимися окошками; Дарина – рисунок звездного неба и модель ракеты с пассажирами, членами семьи.

Саша – вылепил из пластилина учащихся класса, учителя во время урока, принес самолет из дерева.

Рассказы родителей: 1) почему так назвали; 2) каким был ребенок в детстве; 3) интересный случай из жизни.

Экзамен для именинников. Блиц – опрос.

В каком месяце родился?
Любимая игрушка?
На чем умеешь ездить?
Твое отчество?
Любимая несладкая еда?
За кем дома ухаживаешь?
На кого похож?
Сколько хвостиков у твоих котиков?

Танец «Снеговики».

Учитель: Легенда.

В одной стране жила грустная принцесса. Она была больна, и никто не мог ей помочь. Король приглашал лекарей из разных мест, но они не помогли принцессе. Однажды через этот город проезжал молодой человек. Он узнал о беде принцессы и решил «что может у него получится помочь бедной принцессе». Ему разрешили пообщаться с ней. Выйдя от принцессы, молодой человек спросил, когда она родилась. Оказалось, что принцесса родилась 21 марта. Через некоторое время молодой человек посоветовал выходить принцессе каждый день в парк и отдыхать под дубом, в комнате в воду поставить дубовые веточки. Через месяц принцесса повеселела и пошла на поправку. Секрет прост: молодой человек определил по дате рождения, какое дерево соответствует человеку, родившемуся 21 марта. Это был именно дуб. С древности люди верят, что у каждого человека «свое» дерево, которое ему помогает.

Хотите узнать, какое дерево у каждого из вас?

Игра «Дерево – символ».

Условия игры: нужно сложить части карточек, прочесть свое полное имя и название дерева.

Карина – яблоня Александр – вяз Дарина – сосна

Ярослав – тополь Евгения – тополь Руслан – кипарис

Ангелина – сосна Владислав – ясень

Песня «Где водятся волшебники»

Салют в честь именинников. Став по парам (предварительно найдя друг друга по разрезанным рисункам), дети стараются лопнуть воздушный шарик, придавив его с двух сторон, не касаясь руками.

Учитель:

Именинники! Внимание!
С праздником вас поздравляем!
И от всей души желаем:

Ученик:

Не болеть, не унывать,
Есть побольше, крепче спать.
Малышей не обижать,
Мам и пап не огорчать.

Ученица:

Добрыми детьми расти,
Хорошо себя вести.
Чтоб самое лучшее
В мире осталось,
Плохое ушло далеко – далеко

Учитель:

Всех, ребята, поздравляем
И подарки вам вручаем.

Вручение подарков. Сладкий стол.

Тайна имени.

Учитель:

Между живущих людей
            безымянным никто не бывает,
В минуту рождения каждый
Имя своё от родителей
            в сладостный дар получает.

Эти слова принадлежат поэту древности Гомеру. Мы живем в мире имен. Имена и прозвища давались по разным событиям, причинам: родился первый – Первуша, родилась девочка, а ждали мальчика – Неждана, улыбчивый ребенок – Улыба, время рождения – Вешняк, Метелица.

Со временем появились новые, постоянные имена. В 1916 году в «Святцах» (книга со списком церковных праздников и святых в календарном порядке) было записано более 1000 имен, 860 мужских, 232 – женских. Сейчас эти списки короче, многие имена забыты, труднопроизносимые исчезли. Послушайте как Н.В. Гоголь описывает нелегкое дело выбора имени своему герою в повести «Шинель». (Чтение отрывка из повести)

Имена появились и в связи с событиями новой действительности: Нинель (справа налево «Ленин»), Электрон, Октябрина. Сейчас в русском языке около 80 мужских имен и 120 женских.

Что вас поразило или удивило в этом рассказе?

Представление героев праздника.

Салют (Дети прикрепляют к доске красочно оформленные плакаты с именем, которые они заранее приготовили).

Александр – имя греческого происхождения «Защитник людей». Особенно частым было после победы князя на Неве. Обладатель этого имени добрый, веселый, непосредственный человек. Он настоящий маленький скульптор.

Руслан – от греческого «Крепкий». Обладатель этого имени действительно похож на своего былинного героя. Он смелый, решительный сильный. Кроме этого он оригинален в суждениях, воспитан, красиво рисует.

Ангелина – от греческого «Ангельская». Действительно, девочка с ангельской внешностью и ангельским характером. Имея красивый русый цвет волос, всегда следует принципу: если я школьница, то две косички – это для меня.

Дарина – имя персидское «Сильная, побеждающая». Обладательница этого имени подарок для учителя, родных. Она скромная, старательная, ответственная. Наряду с тем, что она отлично рисует, она оригинально рассуждает, сочиняя интересно, необычно.

Евгения – греческое «Благородная». Она оправдывает своё имя, заслуживает таких похвал, как умница, скромница. Много читает, интересуется историей живописи.

Карина – имя имеет армянские корни, означающее «Солнышко». Победитель номинации «Самая умная», «Я бы хотел с тобой сидеть». Умная, добрая, отзывчивая, модница. Любит петь песни на английском и русском языках.

Ярослав – имя старославянское «Ярая слава», т. е. смелая, решительная слава. Он действительно славный, надежный товарищ, культурный умница в учебе. Именно он победил в номинации «Мне с тобой ничего не страшно».

Владислав – имя славянское «Владеть славой». Главная черта – честность, правдивость. Самостоятельный, скромный, замечательно рисует. Интересуется жизнью диких животных, особенно волков.

Вернисаж дружеских шаржей.

Дети угадывают по рисунку, кто из именинников изображен. Рисунки приготовлены детьми заранее.

Ласковые имена.

Учащиеся перечисляют ласковые имена каждого именинника.

Экспромт – театр.

Учитель читает текст, участники мини – спектакля выходят, услышав имя своего персонажа, вступают в разыгрывающееся действие. (Роли написаны и розданы заранее).

Подарки.

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, травинки и удивлённо осмотрелась.

Деревья роняли листья. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень в день ёлочкиного рождения, и зимой в честь новогодних праздников, все вспоминают о ней и дарят подарки.

Клен роняет золотые звезды, ива засыпает елочку бронзовыми рыбками, березы забрасывают желтыми сердечками. А какие подарки ждут её к Новому Году! С первым снегом прилетают красногрудые снегири. Зайчишка приносит морковку, белочка нашла свои ухоронки в снегу, орехи, грибы и развесила их на ёлку. И даже мишка не удержался – принес под ёлочку 2 бочонка мёду. А сорока – белобока, прилетев из города, развесила на елочке блестящие игрушки. И стоит ёлочка растерянная и счастливая. Нарядная и разноцветная.

Слова на карточках: сосна, ива, клен, береза, снегирь, заяц, белочка, медведь, сорока.

Вопросы из конвертов. Блиц – интервью.

Группа изготавливает 8 красочных конвертов, ученики пишут вопросы для каждого именинника заранее, а на празднике учитель задает самые интересные.

Музыкальная «коллекция» имен.

Исполняются строки из песен с именами. Антошка, Александра, Ксюша, Дима, Марина, Олеся, Наташка.

Пойми меня.

Участвуют в игре по два человека. Снимают с доски карточку с рисунком. Один объясняет значение слова, не называя однокоренных, другой угадывает.

Конкурс первый: Что дарят на день рождения.

1. Книга 4. Торт
2. Мягкая игрушка 5. Косметика
3. Цветы 6. Конфеты

Конкурс второй: Чем любят заниматься наши именинники.

1. Рисовать 4. Петь
2. Читать 5. Ходить в походы
3. Кататься на роликах 6. Танцевать

Шуточные подарки.

Родителям и детям раздается по карточке: одним в форме подарка , другим ?

Учитель: представим, что один человек подарит другому, как другой использует этот подарок.

Подарки: мягкая игрушка, диск, фото друга, цепочка, набор косметики, чупа – чупс, фрукты, плейер, зубная щетка, новогодняя свечка, шоколадка.

Что сделать с подарком:

Я повешу его на верёвочку и буду носить на шее.
Я буду использовать это вместо ложки.
Я разделю это между друзьями, положив каждому в рот.
Я покрошу это в салат, полью майонезом и съем.
Я приколю это к волосам и буду красоваться у зеркала.
Я запущу это и буду смотреть, как оно летит.
Я прикреплю на шапку, чтоб похвастаться перед всеми.
Я каждые 10 секунд буду вытирать этим свой носик.
Я спою ему колыбельную и уложу в кроватку.

Песня голубой вагон.

Учитель:

Дорогие ребята!
Всех сердечно поздравляем,
Счастья, радости желаем.
В школе хорошо учиться
Честно от души трудиться
С физкультурою дружить
Крепкой дружбой дорожить.