Программа предпрофильного курса "Купаясь в океане света"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Данная программа предпрофильного курса составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы и имеет своей целью обеспечить возможность предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Учебный курс рассчитан на 12 часов (при необходимости количество часов можно варьировать) и предполагает приобретение учащимися представлений об основных законах и явлениях оптики, развитие интереса к изучению физики, способствует углублению знаний учащихся в разделе «Световые явления», знакомит с миром технических и физико-технический профессий.

Задачи курса:

  • Выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики.
  • Формирование мотивации для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.
  • Формировать основы здорового образа жизни.

В программе курса затронуто много интересных вопросов, связанных с проявлением различных световых явлений в природе, которые остаются за пределами школьных учебников: исторические аспекты развития оптики, использование знаний о природе света в технических устройствах, особенности восприятия света живыми организмами, механизм зрения человека, способы сохранения здорового зрения.

Программа курса включает следующие разделы:

  1. Законы поведения света и его природа.
  2. Световые явления в природе.
  3. Свет в жизни растений, животных и человека.
  4. Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.

Содержание курса.

1. Законы поведения света и его природа.

Развитие представлений о свете. История открытия законов геометрической оптики. Волновые свойства света. Корпускулярные свойства света.

2. Световые явления в природе.

Свет и цвет. Дисперсия света. Голубой цвет неба. Цвет заходящего солнца. Радуга. Мираж. Гало. Радужная окраска мыльных пузырей.

3. Свет в жизни растений, животных и человека.

Фотопроцессы в природе. Фотосинтез. Строение глаза животных и человека. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии. Мимикрия. Дефекты зрения и их коррекция. Инерционность зрения. Гигиена зрения.

4. Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.

Солнечные батареи. Солнечные двигатели. Осветительные приборы будущего. Свет как экологический фактор.

Урок-вернисаж :

Миражи - необычные оптические явления в природе.

Достаточно поддаться иллюзии,
что бы почувствовать реальные последствия.
Станислав Ежи Лец.

Цель урока: рассмотреть оптическое явление - мираж в увлекательной для учащихся форме, продолжить формирование устойчивого интереса учащихся к изучению физики и обучению по соответствующему профилю на старшей ступени.

Ход урока

Учитель:

С незапамятных времен живет в человеке неистребимая потребность «вскрыть таинства природы». На сегодняшнем уроке мы продолжаем «раскрывать тайны» природных оптических явлений.

(Учитель читает отрывок из французской сказки «Принцесса Дангобер»)

«…Матросы взобрались на реи, а капитан взял подзорную трубу и увидел замок, висящий на золотых цепях между небом и землей».

Вопрос учащимся:

Какое явление природы описано в этом отрывке?

Правильный ответ: мираж.

Учитель:

Слово «мираж» французского происхождения и имеет два значения: отражение и обманчивое явление.

Подобно сказке, мираж восхищает людей, влечет к себе и бесследно исчезает, когда к нему пробуют приблизиться.

Миражи довольно часто описываются в художественной литературе, например, в сказке В. Гауффа «Маленький Мук»:

«…Бодро шагал он целый день, ведь отправился то он искать счастья. Заметив блестящий на солнце черепок, он подбирал его, должно быть, в надежде на то, что тот превратится в алмаз. Завидев вдали купол мечети, сияющий точно зарево, увидев озеро, сверкающее, словно зеркало, он радостно спешил туда, ибо думал, что попал в волшебную страну. Но увы! Те миражи исчезали вблизи, а усталость или голодное бурчанье в животе тотчас напоминали ему, что он все еще в стране мертвых…»

Вопрос учащимся:

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать явление миража?

(Учащиеся рассказывают свои впечатления—чаще всего наблюдаются миражи в виде луж на дороге жарким летним днем.)

Учитель:

Как рождается мираж? Мираж—изображение реально существующих на земле предметов, часто увеличенное и сильно искаженное.

Рассмотрим виды миражей:

ВИДЫ МИРАЖЕЙ
НИЖНИЙ ВЕРХНИЙ СЛОЖНЫЙ
  1. Нижний мираж часто называют озерным. Возникает он над сильно разогретой поверхностью, наблюдается в пустынях и знойных степях. Воздух около земли сильно нагрет и плотность его меньше, чем у более холодного, выше лежащего воздуха. Отражение в этом случае аналогично отражению в воде. Роль зеркала играет сам воздух. Луч вблизи земли искривляется так, что его траектория обращена выпуклостью вниз.
    Рисунок 1
  2. Верхние миражи возникают над сильно охлажденной поверхностью, например, над холодной водой. Они наблюдаются в северных широтах. В случаях верхнего миража световые лучи изгибаются так: их траектория обращена выпуклостью вверх, следовательно, наблюдатель может видеть объекты, скрытые за горизонтом, причем видеть их вверху, как бы висящими над линией горизонта.
  3. Сложные миражи или фата-моргана, возникают, когда одновременно есть условия для появления нижнего и верхнего миража. Например, над теплым морем. Сложные миражи имеют вид призрачных дворцов и замков, лугов и садов, при этом вся картина быстро исчезает и сменяется другой.

Название фата-моргана сложные миражи получили благодаря легенде, согласно которой коварная фея Моргана любила охотиться за человеческими душами, подстерегать в пути караваны. Усталые путники устремлялись к миражам, созданным феей, и погибали, сбиваясь с пути.

Учитель:

Сейчас, ребята, мы «посетим» выставку фотографа Михаэля Энглера, который увлекается охотой за миражами.

Присмотритесь как следует и попробуйте отличить реальность от иллюзии.

(Фотоэкспозиция размещена на стенах кабинета; экскурсоводами выступают два старшеклассника. Возможна демонстрация экспозиции с помощью мультимедийного оборудования).

1-ый снимок: «ВИСЯЧИЙ ОСТРОВ».

Фото сделано в районе островов Халлиген (северная Германия).

Рисунок 2

В тот летний день воздух над морем сильно нагрелся. Свет, проходя через толщу горячего воздуха, нагрелся и создал иллюзию. Если бы не мираж, то границы острова выходили бы за пределы снимка. Однако нижняя часть острова скрыта миражом. Вместо нее мы видим перевернутое отражение неба и кусочек суши.

2-ой снимок: «МОРЕ, КОТОРОГО НЕТ».

Рисунок 3

Как приятно прогуляться по пляжу, и было бы неплохо подойти к тому красно-белому маяку и двум домикам по соседству, чтобы рассмотреть их поближе. Но вот беда—маяк отделён от пляжа морем, и добраться туда пешком не получится. ТАК? НИЧЕГО ПОДОБНОГО! На самом деле никакой воды между песчаным пляжем и маяком нет—только песок, хорошенько разогретый солнцем. Всё дело в том, что подогреваемый раскалённым песком воздух заставляет лучи света двигаться по необычной траектории. В общем, то, что нам кажется водой, - это всего лишь отражение неба в горячем воздухе.

3-ий снимок: «ВНИМАНИЕ—НЛО».

Рисунок 4

Больше никто не посмеет отрицать существование инопланетных пришельцев.

Это фото—лучшее доказательство правоты тех, кто верит в НЛО. Прекрасный снимок «ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКИ», не правда ли? Однако эта таинственная тень с неясными очертаниями, что поднимается над пустыней—не корабль пришельцев. Это всего лишь вид горы, искажённый следующими друг за другом слоями воздуха - РАСКАЛЁННЫМ, ГОРЯЧИМ, ТЁПЛЫМ и, наконец, ХОЛОДНЫМ. Отклоняющиеся от привычного направления лучи света заставляют нас поверить в то, что перед нами НЛО на фоне неба. А ведь нижняя часть «ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКИ» - это всего лишь перевёрнутое изображение вершины горы.

4-ый снимок: «ФАЛЬШИВОЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ».

Рисунок 5

Что это? Три человека тщетно пытаются помочь попавшему в беду кораблю, пока тот медленно погружается в воду? Нет, это всего лишь иллюзия. Корабль не тонет, а спокойно себе плывёт в устье реки Эльбы, той, что несёт свои воды в Северное море. А эти трое на самом деле находятся в сотнях метров от судна. Они стоят на «ваттах» - древних песчаных наносах на берегу. Песчаная равнина, что расположена между фотографом и рекой, подогревает нижние слои воздуха, а тот срабатывает, как зеркало. Перевёрнутое изображение верхней части корабля накладывается на реальную картинку, и нам кажется, будто мачта и рубка «тонущего» корабля отражаются в воде.

5-ый снимок: «ЗАГАДОЧНЫЙ ГОРОД».

Рисунок 6

Можно ли на самом деле встретить в этой пустынной местности вот такое скопление странных зданий, да ещё и в окружении воды? Нет, конечно. Если на город посмотреть вблизи, окажется, что это всего лишь оазис на краю солёного озера Эль-Джерид. Настоящая мешанина из слоёв горячего и холодного воздуха породила сразу несколько миражей. Во-первых, оазис оказался окружённым со всех сторон синим небом. Во-вторых, горячий воздух так исказил очертания пальм и прочей растительности, что они превратились в стены и башни таинственной крепости. Скольких путников за многие века обманывало это видение!

6-ой снимок: «КАРАВАН-ПРИЗРАК».

Рисунок 7

Растянувшаяся на километры пустыня—идеальное место для охоты за миражами. Видны расплывающиеся нечёткие силуэты людей и верблюдов, которые бредут куда-то по дну высохшего озера Эль-Джерид, протянувшегося на 200 километров. То здесь, то там на поверхность выступают соляные плашки. Раскалённые солнцем, они сильно подогревают воздух у самой земли. Эта разница температур в слоях воздуха, как известно, и порождает мираж. Поэтому перед нами возникает картина огромного каравана, движущегося по воде и отражающегося в ней. Возможно, именно такие миражи породили в старину легенды о гигантских чудовищах.

(Учитель предлагает ученикам поделиться впечатлениями от выставки).

Домашнее задание: найти дополнительный материал о миражах.

Литература.

  1. Делуи Эммануэль. Как мираж нас обманывает? // Журнал «Юный эрудит» №8(24), август 2004 г. С.4-11.
  2. Митрофанов А. Несколько слов о мираже.- Квант, 1995, №6.
  3. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? - М.: Наука, 1992.
  4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе. // Физика (Первое сентября). 2005г. №2 С.16-19.