"Цветной туман" мечты и приключений (главы из романа А.Грина "Золотая цепь")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с творчеством А.Грина; продолжить знакомство с произведениями приключенческого жанра; формировать у учащихся потребность в постановке вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; создать эмоциональную атмосферу для активизации логического мышления и познавательных действий; пробуждать любовь к литературе.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, портрет А. Грина, книги с его произведениями, карта “Гринландия”.

ХОД УРОКА

На доске записана дата, тема урока, эпиграф; висит портрет А. Грина и карта страны, созданной воображением писателя.

Тренируйте воображение и лелейте мечты. (А. Грин)

1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

- По мнению К.Паустовского, “рассказы А.Грина тревожат воображение и заставляют страстно желать исполнения мечты”. Поэтому эпиграфом урока мы взяли слова самого Грина: “Тренируйте воображение и лелейте мечты”.

- Давайте вспомним, каким Грин был в жизни.

3. Проверка домашнего задания.

- Учащиеся рассказывают о писателе по очерку К.Паустовского “Жизнь Александра Грина”, который был прочитан и проанализирован на предыдущем уроке.

4. Слово учителя.

- А.Грин – человек с тяжелой, мучительной жизнью – создал в своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий и прекрасных человеческих чувств. Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах. Поэтому и герои его произведений – мечтатели, жаждущие путешествий и приключений. Чтобы убедиться в этом, обратимся к главам из романа “Золотая цепь”, которые вы прочитали дома.

5. Беседа по вопросам.

1) Что мы узнаем из 1-ой главы о Санди Пруэле? Чем он отличается от других матросов? Почему его называют Головой с дыркой? Как относился к нему шкипер Гро? Можно ли назвать Санди неудачником?

2) Найдите в 1-ой главе абзац, где Санди размышляет о том, мальчик он или мужчина. Прочитайте (со слов “Я едва не заплакал от злости…” до слов “..как будто находил силу в моей тоске”).

- Почему он так мучительно размышляет над этим вопросом? Каково его душевное состояние?

3) Что представляет собой “любимая страна”, которую Санди создал в своем воображении? (Ответ во 2-ой главе)

УЧИТЕЛЬ: Описание этой выдуманной страны не случайно. В музее А.Грина в г. Кирове (Вятке) на одной из стен висит карта страны, которая создана воображением писателя. Она перед вами. Назвали ее (критик К.Зелинский) “Гринландией”, т.е. “страной Грина”. В этой стране свои материки, бухты, острова, архипелаги, проливы, свои города, населенные мужественными и добрыми, сильными и смелыми людьми. К.Паустовский писал: “Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом”.

- Как вы понимаете выражение “нищий духом”?

4) Как изменилось настроение Санди во 2-ой главе? Что с ним произошло? Почему вдруг “дождь стал шутлив, ветер играл, сам мрак, булькая водой, говорил “да”?

5) Чем покорили мальчика Эстамп и Дюрок?

6) Найдите эпизоды, когда он хочет казаться старым морским волком, оставаясь при этом еще совсем мальчишкой.

- Как вам кажется, мальчик он или мужчина? Объясните свою точку зрения.

7) Санди говорит Дюроку: “В моей семье не было трусов”, хотя никакой семьи у него не было. Попробуйте объяснить, чем вызвана его ложь.

8) Коротко охарактеризуйте Санди.

9) Какое впечатление он произвел на вас? Какое слово будет ключевым в его характеристике? (Мечтатель.) Как вы думаете, какое значение мечта имела для Санди? В каком мире, реальном или воображаемом, он жил по-настоящему?

6. Работа над поэтическим текстом.

- Обратимся к стихотворению А.Блока “Ты помнишь? В нашей бухте сонной...” (текст в учебнике).

1) Прочитать стихотворение про себя. Затем один из учеников читает выразительно вслух.

2) О чем оно? Созвучно ли оно главам романа “Золотая цепь”? Почему?

3) Санди говорит во 2-ой главе: “... так я был возбужден и счастлив, что соленая сухая рыба дядюшки Гро пропала в цветном тумане истинного, неожиданного похождения”. Найдите в стихотворении такой же образ. Чем можно объяснить это совпадение?

4) Как вы понимаете выражение “цветной туман”?

7. Подведение итогов урока.

- “Цветной туман” - это мир мечтаний, грез, фантазий. Воображение, мечты, надежды помогают человеку стать творцом своей судьбы, помогают пережить горести и скорби, потери и поражения. Именно об этом произведения Александра Грина.

- Завершить разговор о творчестве писателя хотелось бы стихотворением Б.Чичибабина “Памяти Грина” (1975):

Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочешь, приходи – поделим пополам.
За верность детским снам о как я благодарен
Бегущей по волнам и Алым парусам…

…мне снится в добрый час тот сказочник бездомный,
небесную лазурь пронесший сквозь содом…
Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
и век пахнет чужим, и кров ваш обречен,
послушаетесь меня, перечитайте Грина…

8. Домашнее задание.

Познакомиться со стихотворениями, представленными после романа, выучить любое.