Педагогический мониторинг как одно из условий повышения качества обучения немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Введение

Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который следует зажечь.
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

Э. Ильенков.

Российская система образования в современных условиях испытывает немало трудностей при обучении немецкому языку. В ряду многих причин, отрицательно влияющих на качество обучения учащихся, выступает низкий престиж немецкого языка по сравнению с английским языком, завоевавшим статус международного. Учитель немецкого языка сталкивается с трудностью вовлечения учащихся с высоким уровнем обучаемости в свои группы. Современные мультимедийные технологии также остаются недоступными для детей из-за слабой материальной базы школы. В библиотеках и на прилавках магазинов недостаточно литературы на немецком языке, особенно художественной, познавательной. Эти факторы усугубляются массовым снижением интеллектуального уровня развития подростков.

Все это способствует снижению мотивации учения, и, как следствие, происходит ухудшение качества обучения немецкому языку.

Обозначенная проблема актуализирует поиск путей совершенствования организации учебно-воспитательного процесса, способствующих качественному росту знаний учащихся.

Анализ передовых педагогических исследований показывает, что одним из условий эффективности обучения является использование педагогического мониторинга.

В соответствии с выше сказанным была определена следующая цель деятельности: разработать педагогический мониторинг как динамичную систему повышения качества обучения немецкому языку.

Объект деятельности: учебно-воспитательный процесс.

Предмет деятельности: содержание и технология педагогического мониторинга.

Задачи: 1.Разработать педагогический мониторинг (контрольно- измерительные материалы по всем видам речевой деятельности и инструментарий к ним).

2. Реализовать педагогический мониторинг в процессуальной деятельности.

3. Оценить эффективность данного нововведения.

Гипотеза: реализация педагогического мониторинга (далее – ПМ) позволит обеспечить повышение качества обучения немецкому языку.

Планируемый результат:

  • наличие динамичной системы ПМ
  • обеспечение динамики качества знаний учащихся.

Для оценки эффективности ПМ выбраны следующие критерии:

  • положительная динамика (приращение качества знаний учащихся).

1. Описание педагогического мониторинга результатов обучения немецкому языку.

Основу ПМ составляют следующие подходы:

  1. Цикличность системы информационного обеспечения управлением мониторинга. Это предполагает многократный сбор и оперативную обработку диагностических материалов для принятия управленческого решения по выявленному состоянию знаний учащихся базового и углубленного уровней обучения.
  2. Использование в качестве дидактической основы ПМ технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов), личностно-ориентированного подхода в обучении и приемов бесконфликтных конструктивных взаимоотношений с учащимися.

Цель ПМ: Получение систематической информации о качестве усвоения знаний учащимися.

Задачи ПМ: 1. Обеспечение системы контроля согласно разработанных контрольно-измерительных материалов.

2. Анализ результатов выявленного состояния знаний учащихся.

3. Индивидуально-коррекционная работа по повышению качества обучения.

Объект ПМ: образовательные процессы изучения немецкого языка:

Предмет ПМ: знания и умения учащихся

Содержательный аспект ПМ представлен на схеме 1.

Анализ содержательного аспекта ПМ указывает на то, что его результативность обеспечивается системным применением собственной модели обучения. Её дидактическую основу составляет личностно-ориентированный подход и коммуникативная направленность. Данные режимы обучения предполагают такой характер оценочной деятельности учителя и учащегося, когда в центре внимания учителя не факт достижения учащимся какого-то уровня развития ЗУН, а динамика успешности освоения своего непонимания.

Систематическое и качественное отслеживание результатов обучения на каждом его этапе с целью проведения своевременной коррекции реализуется через рационально организованный контроль, отвечающий следующим требованиям:

1. Наличие дифференцированных контрольных заданий первого и второго уровней сложности по достижению требований гостандарта во всех видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо). С этой целью разработаны 2 блока контрольно-измерительных материалов, отражающих содержание образовательного стандарта и соответствующих программе углубленного изучения. Некоторые из них представлены в Приложении 1.

2. Регулярное осуществление пяти видов контроля.

3. Применение разнообразных форм контроля.

4. Использование единой системы оценивания для всех учащихся, состоящей из 2-х характеристик: количественной (сколько контрольных работ выполнено учащимся, в каких срезах не участвовал) и описательной (оценочное суждение по результатам диагностических карт, которые представлены в Приложении 2). Частота поурочного оценивания определяется самим учителем.

При этом учитывается целый ряд психолого-педагогических параметров: уровень обученности, сложность и актуальность учебного материала и т.д.. В определенных ситуациях вообще стоит воздержаться от выставления оценок, заменив их небольшими устными или письменными характеристиками выполненных заданий.

1. Выставление итоговой оценки через итоговый срез знаний (по результатам одной к/р в конце четверти) или по результатам значимых текущих и итоговых к/р при совместном обсуждении с учащимся. Введение единых количественных критерий оценки по итоговым срезам: коэффициент усвоения ЗУН рассчитывается по формуле:

, где Ка – коэффициент усвоения – качество ЗУН

Квып. – количество правильно выполненных операций

К общ. – количество общих операций

а – количественный критерий оценки.

Критерии оценки ЗУН: а) в общеобразовательных классах: а < 60% – “2”, 60% – 70% – “3”, 71% – 85% – “4”, а > 86% – “5”; б) в классах углубленного обучения: а < 60% – “2”, 60% – 75% – “3”, 76% – 85% – “4”, а > 86% – “5”.

На тематическом и текущем контроле коэффициент ЗУН может задаваться учителем в зависимости от сложности учебного материала (т.е. его количества и характера) и трудности (её появление определяется индивидуальными ЗУН).

2. Обеспечение условий для самооценки учащихся.

Таким образом, системный контроль, отвечающий выше указанным требованиям, обеспечивает его надежность и объективность.

Результаты организованного контроля заносятся в диагностические карты (ДК) качества освоения ЗУН (Приложение № 2).

Следовательно, ДК представляют собой разработанные индивидуальные эталоны собранной информации, позволяющей судить о состоянии субъекта в любой момент времени и прогнозировать её развитие. Полученный результат ученик сравнивает со своим прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его роста, история достижения более высокого качества знания от входного контроля до выходного. Основной критерий в данном случае – личностный, когда человек сравнивается с самим собой вчерашним, что и позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие – “сегодня ты стал лучше, чем вчера”. С их помощью ребята учатся целеполаганию, умению ставить обоснованные цели, их достигать и рефлексировать по результату. Данный подход развивает волевые качества личности ученика, способствует формированию адекватной самооценки своих учебных возможностей.

Анализ результатов выявленного состояния обученности позволяет устанавливать положительные и западающие ЗУН учащихся по ДК, что служит основой для определения комплекса методических приемов, обеспечивающих индивидуально-коррекционную работу по повышению качества обучения. Указанный комплекс мер включает в себя следующие приемы и методы:

  • игровая методика,
  • проблемное изложение темы,
  • задания исследовательского характера,
  • методика проектов,
  • уроки консультации,
  • индивидуальные задания (обязательные и добровольные),
  • дифференцированные домашние задания,
  • составление программы ликвидации пробелов самим учащимся,
  • активные формы обучения,
  • уроки обобщения и систематизации знаний,
  • педагогические техники личностно-ориентированного обучения,
  • приемы активизации познавательной деятельности учащихся,
  • коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся,
  • организация оценочной деятельности учащихся.

Таким образом, описанная выше система работы ПМ позволяет выявить состояние качества обучения учащихся методом диагностического исследования многократного сбора информации, установить причины западающих ЗУН и спрогнозировать индивидуально-коррекционную работу. ПМ представляет собой цикличную микротехнологию обеспечения качества усвоения и приращения знаний учащихся.

2. Описание результатов реализации педагогического мониторинга.

Данный ПМ реализуется в Муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 3” г. Югорска с 1994 г. в классах с ранним и углубленным изучением немецкого языка (1994 – 2003 г.г., 1996 – 2000 г.г., 1997 – 2001 г.г., 1998 – 2002 г.г., 2003 – 2006 г.г).

На диаграмме (рисунок 2) показана динамика качества знаний учащихся в четырех гомогенных группах углубленного изучения. В ней представлены результаты входного тестирования при наборе в данные классы и на выходе в выпускных классах.

 

Рис. 2. Диаграмма “Динамика качества знаний учащихся”

Результаты, представленные на диаграмме, свидетельствуют о приращении качества ЗУН учащихся во всех четырех группах: 1997 – 2001 г.г. – на 14%; 1998 – 2002 г.г. – на 5 %; 1999 – 2003 г.г. – на 9 %; 2003 – 2006 г.г. – на 28%. При этом оценки государственной (итоговой) аттестации выше годовой в 2001 году у 20% учащихся, в 2002 году – у 33% учащихся, в 2003 году – у 7% и в 2006 году – у 29% учащихся. Учащиеся данных гомогенных групп являлись призерами городских и окружных олимпиад: Черникова Е. (III место ХМАО, 2001 г.); Плявина Е. (II место ХМАО, 2002 г.); Селюков А. (I место г. Югорск, V место ХМАО, 2003 г.), Топоркова А.(V место ХМАО, 2005 г.), Парфенова М. (I место г. Югорск 2005 г., II место ХМАО, 2006г).

Представленные результаты являются адекватной оценкой эффективности динамичной системы ПМ, обеспечивающей оперативность применяемых педагогических мер по достижению более высокого результата обучения.

Заключение

Учителем немецкого языка разработана собственная модель педагогического мониторинга, как одного из условий повышения качества обучения, реализуемая в Муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 3” г. Югорска с 1994 г. в классах с ранним и углубленным изучением немецкого языка. Эффективность данного нововведения доказывается положительной динамикой качества ЗУН учащихся и их конкурентноспособностью на окружных олимпиадах, о чем свидетельствуют призовые места.

Таким образом, можно констатировать факт наличия динамичной системы ПМ, позволяющей оперативно влиять на результативность процесса обучения. Вместе с тем следует указать на трудоемкость педагогической деятельности в рамках данного мониторинга, однако это не умоляет его достоинств, таких как, оперативность, объективность оценки качества обучения, демократичность, личностная направленность (ученик выступает не только как объект, но и как субъект обучения).