Доклад "Достоинства и проблемы системы развивающего обучения в условиях малого города"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Добрая школа - это хорошо, умная школа - это великолепно, но ребёнок должен быть подготовлен ещё и к жизни. Этому способствует развивающее обучение. За последнее десятилетие в школах России активно стали внедрять развивающее обучение.

Система развивающего обучения отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребёнка идёт неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей, высшей нервной системы, его опыта и т.д. Система принимает ребёнка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера.

Дети, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, с удовольствием работают на уроках и выполняют домашние задания, характеризуются развитыми познавательными интересами и мотивами, стойким позитивным отношением к школе и к учебе, дружелюбны и опережают в умственном развитии своих сверстников, занимающихся по обычной программе.

Наблюдение – это незаменимый метод в работе с маленькими детьми. Он помогает увидеть каждого ребёнка не только в повседневной жизни, но и в учебной деятельности. Работая по системе Занкова десять лет, я веду портфолио достижений учащихся. В нём отмечаются успехи каждого ученика по крупным и мелким разделам программы, фиксируются результаты контрольных и проверочных работ, зачётов и других срезов знаний (скорость письма, вычислительных навыков, техника чтения), что позволяет видеть не только динамику совместной работы, но и осуществлять прогнозирование индивидуальной работы с детьми, вместе с детьми и родителями прослеживать успешность обучения и развития учащихся по четвертям, годам обучения. Ведение портфолио помогает видеть учителю позитивные и негативные стороны обучения. При работе по системе Л.В. Занкова особенно важными являются ведение таких наблюдений и последующий их учёт учителями основной ступени обучения.

Но не все учителя среднего звена обращают внимание на наблюдения и выводы учителя начальных классов, что приводит к затяжной адаптации и снижению качества знаний учеников в пятом классе.

Стержнем “занковской” системы является достижение максимального результата в общем развитии школьников на основе формирования знаний умений навыков с использованием небольшого количества упражнений или заданий, самостоятельного добывания новых знаний всем классом. Учащимся предлагается не только списывать текст и вставлять пропущенные буквы, не только решать примеры, но и размышлять, какое правило или закон объединяет всё задание, и т.п.

Только в развивающем обучении вырабатываются навыки критического мышления (способность ставить новые вопросы, делать выводы, принимать независимые продуманные решения). Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения: с первого же класса следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Практика доказывает, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу творчески.

Из моего опыта работы

Русский язык. Приведу пример заданий, которые нацеливают ребенка на многоаспектный анализ текста, предложения, слова. Уже в период обучения грамоте дети наблюдают, как меняется смысл высказывания при изменении форм слова. Дети читают предложение: Шура говорила с мамой. Рядом следует вопрос: Он или она? Далее на этот же вопрос они отвечают при чтении следующих предложений: Шура говорил с мамой. (Первые два варианта доступны всем детям.) Шура говорит с мамой. (Коллизия. Что отвечать? Варианты бывают самые разные: он, она, он и она, он или она.) Александра говорит с мамой. (Появляется другой указатель на род деятеля, но он тоже доступен любому ребенку.) Саша говорит с мамой. (Опять коллизия.) Александр говорит с мамой. (Прозрачный для любого ребенка вариант).

За этим заданием - анализ речевой ситуации, расширение словаря, осмысление языковых средств, если различия не улавливаются на словесном уровне, то дети инсценируют каждую ситуацию. За этим заданием – предупреждение угадывающего чтения (различия в глаголах в одну букву), многократное “добровольно – принудительное” перечитывание и, конечно же, самостоятельно принятое решение в новой ситуации. Создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности.

Сформулированные учителем задания требуют от учащихся совершения многих мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному и т.д.

Математика. Задания заставляют размышлять, позволяют пробовать ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия. Приведу типичный приём обучения, к которым весьма часто прибегаю на уроках.

Задание 1. (На вычисление).

Учащимся предлагаю самостоятельно решить примеры: 8-6, 7-6, 8-4, 8-5, 7-4

6-5, 1+7, 2+4, 3+6, 4+5. (задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны). Проверка.

Задание 2. На какие группы можно разделить эти примеры? Ответы самые разные, и каждый ответ я принимаю: на суммы и разности (этот ответ “лежит на поверхности”, его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, т.е. в первую группу войдут: 8-6, 8-4, 8-5, - во вторую: 7-6, 7-4, а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8-4, 8-5, 8-6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8-6, 8-5, 8-4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8-6=2, 8-5=3, 8-4=4, 8-3=5, 8-2=6, 8-0=8. Но некоторые “достроят” его ещё одним примером: 8-7=1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая- на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных, класс придёт к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Литературное чтение. Ученик выступает на уроке не просто в роли пассивного читателя, но и как соавтор учебника. Учебник большое количество заданий адресует фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, придумать, нарисовать. Например: попробуй оживить любой неживой предмет природы (связанный с освоением приёма олицетворения). Ответы детей: небо плачет, солнце смеётся, ветки машут, листочки пляшут и т.д.

Выскажи своё мнение: что нужно, чтобы стихи сочинять? Ответы: рифма, умение наблюдать, замечать, чувствовать, пользоваться литературными приёмами.

Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке…

Выдвини версию: Откуда у кенгуру сумка? Почему тигр полосатый?

Продолжи мысль: В каждом живом существе в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…(врун, драчун, неряха, плакса, грубиян..).

Докажи, что рассказ Дж. Родари “Почему идёт дождь” - художественный. Доказывая, что это текст художественный, ученики находят в тексте “ненаучные разговоры”. Попробуй сделать этот текст научным. Повторное чтение текста с целью “изъятия ненаучных разговоров”, формирует навык чтения.

Давайте порассуждаем, без чего не может жить поэзия?

Такие задания формируют первичные исследовательские навыки, развитие творческих способностей, воспитывают внимательное отношение к слову, способствуют интеллектуальному развитию. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ – взгляд на себя (сегодня на уроке мне удалось…, на мой вгляд поэзия это…, самым интересным для меня было…).

Основная задача литературного чтения по развивающей системе – формирование отношения к литературе как к искусству. На материале поэтических и прозаических текстов разных жанров, созданных мастерами отечественной и зарубежной культуры, создаются условия для формирования мира нравственных и эстетических ценностей юного читателя. Результат: Дети умеют работать с дополнительной литературой, ведут семейные читательские дневники, в которых наблюдается сотрудничество родителей с ребенком, имеют высокий темп чтения, скорость письма выше нормы.

Окружающий мир. Содержание интегрированного курса “Мы и окружающий мир” составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории. Выделены такие программные темы, которые не близки социальному опыту детей младшего школьного возраста, не соблюдается принцип логичности и последовательности, сложный стиль подачи текстов. Такой учебник рассчитан только на сильного ученика. По программе выделено малое количество часов (1час в неделю в первом классе).

Выявить позитивные и негативные стороны СРО позволяет проведение различных диагностических и экспериментальных тестов.

Тест “Уровень познавательного развития школьника” (автор Тихомирова) позволяет более объективно оценить степень развития умственных действий и предвидеть возможные трудности ребёнка при переходе в основную школу, и выявить негативные и позитивные стороны развивающего обучения. Обследованию подлежат умения проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Тест был проведён в Нижнеудинской средней школе №12 в 4а классе. В классе 22 ученика, все занимались по системе Занкова. Результаты теста:

  • Высший уровень 21-24 балла: имеют 6 учеников.
  • Выше среднего 17-20 баллов: имеют 11 учеников.
  • Средний уровень 14-16 баллов: имеют 4 ученика.
  • Низкий уровень менее 14 баллов: имеет 1 ученик.

Дети со средним и низким уровнем знаний, имеют хронические заболевания и, как правило, часто болеют. А так как каждый урок в развивающем обучении, несёт какое-то открытие, то такие дети начинают отставать от программного материала.

О развитии можно судить лишь при отслеживании продвижения каждого ученика. Не все дети достигают высокого уровня, но если в своём развитии

Ребёнок продвинулся с низкого уровня на средний, или со среднего на уровень выше среднего, то обучение было развивающим и у него благоприятный прогноз адаптации к основной школе. Если же показатели развития стоят на месте (был средний уровень и остался средним) или снижаются (был высокий, стал средний), то эти дети составляют группу риска по адаптации в пятом классе и требуют помощи и коррекции.

Заключение

Проанализировав работу по данной теме, было выявлено, что основная особенность системы развивающего обучения – её ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребёнка.

Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями. Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, необходимо прежде всего изучить его стартовый уровень по следующим показателям: состояние здоровья, социально- педагогическая готовность, общее развитие и наличие базовых знаний, умений и навыков. Ученики, окончившие занковские классы, характеризуются сформированностью деятельности наблюдения, способностью истолковывать увиденное в свете имеющегося опыта, особенностью мыслительной деятельности.

В нашей школе уже 14 лет на базе занковских классов формируются гуманитарно-эстетическте классы, с сохранением дидактических особенностей развивающего обучения. Работа по учебникам Н.В. Нечаевой по русскому языку, А.Г. Ванцян по математике. В.Ю. Свиридовой по литературе в пятых классах способствует реализации принципа преемственности идей дидактической системы Занкова в основном звене школы. Ученики из этих классов становятся участниками и победителями областных и всероссийских олимпиад. В 2006 году получили призовые места на олимпиаде в городе Обнинске. Призовые места на районных олимпиадах и научно – практических конференциях, активное и успешное участие в интеллектуальном всероссийском марафоне “Потенциал России” - всё это результаты учащихся прошедших курс развивающего обучения в начальной школе и продолжающих его в среднем и старшем звене. Это яркое свидетельство того, что элементы развивающего обучения в среднем и старшем звеньях следует сохранять, чтобы ребёнок оставался любознательным и успешным.

Если говорить об общих типических чертах эмоционально-волевого, личностного развития школьников в занковских классах, то на первое место можно поставить яркость их эмоциональных реакций, связанных с учением. Дети не просто положительно относятся к учебе, они увлечены ею. Самое главное в работе детей занковских классов – найти возможно большее количество вариантов анализа и доказательства своих суждений. Детям и учителю интересны обсуждение сопоставление как правильных, так и неправильных ответов. Система рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание.

На эффективность реализации СРО оказывают влияние как внутренние факторы (заложенные в самой системе: учебный план, содержание материала, принципы и т.д.) так и внешние: (содружество ученика и учителя, ученика и родителя, физическое состояние ребенка).

Достоинства развивающего обучения: построение процесса обучения на основе самостоятельного поиска новых знаний на основе наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений; активность учащихся: на уроках ребята не боятся, что ответ будет неправильным, принимается и обсуждается любой ответ, который может перейти в спор, помогающим дойти до истины; предметы литературного чтения, информатики, окружающего мира обогащают кругозор, развивают наблюдательность, мышление, дают общее представление общей целостной научной истины мира; преемственность начального и среднего звена (создание гуманитарных классов);

  • оптимальное общее развитее школьников, включающее три линии развития – ум, волю, чувства и формирование человека высокой нравственности;
  • система готовит творческую личность готовую к жизни в современном обществе.

Данная система развивает и обучает любого ученика, если у него нет каких-либо отклонений в состоянии здоровья.

Проблемы развивающего обучения: несвоевременное обеспечение учебно-методическими пособиями (в связи с отдаленностью региона от центра и отсутствием финансирования); многие учителя берут для реализации на практике только части системы, нарушая при этом целый процесс, направленный на общее развитие учащихся, где каждый предмет выполняет свою роль и взаимосвязан с другим происходит односторонняя ориентация на теоретическое мышление;

недоступный стиль подачи текстов и заданий по предмету окружающий мир; идет уменьшение количества часов по чтению и математике; дети должны быть физически подготовлены т.к каждый урок несет какое - то открытие; отсутствие методических указаний к учебникам; отсутствие сотрудничества с другими школами, научными центрами, а так же отсутствие системы научно-методической консультации.

Несмотря на существующие проблемы развивающего обучения, эта система интересна учителю, ученикам, родителям. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становятся видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это главное.

“У каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном. Чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым”. Как раз развивающее обучение помогает отыскать творческое начало в ребёнке.