Тема урока: "Сигнальные цвета и знаки безопасности"

Разделы: Технология


Учебная дисциплина “Охрана труда” – обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов. Изучением “Охраны труда” достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями её безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда. Основная цель учебной дисциплины – вооружить будущих выпускников образовательных учреждений теоретическими и практическими знаниями необходимыми для:

  • идентификации негативных факторов производственной среды;
  • защиты человека от вредных и опасных производственных факторов;
  • создание комфортных условий для трудовой деятельности;
  • обеспечение условий для безопасного труда;
  • оказание первой помощи пострадавшим на производстве.

Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников образовательных учреждений в области безопасности труда. Она базируется на значениях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Учебную дисциплину “Охрана труда” рекомендуется изучать на на завершающем этапе формирования специалиста.

В результате изучении учебной дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и термины безопасности труда;
  • классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
  • действие негативных факторов на человека и их нормирование;
  • источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
  • методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно:
  • физических (вибрация, шум, инфа- и ультразвук, электромагнитные и ионизирующие
    излучения, механическое силовое воздействие);
  • химических и биологических;
  • факторов комплексного характера.

Уметь:

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей будущей профессиональной деятельности;
  • разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасность и безвредность условий труда.

Большое внимание в учебной дисциплине уделено обеспечению комфортных условий трудовой деятельности а именно:

  • микроклимата помещений;
  • освещение.

Программа учебной дисциплины предусматривает рассмотрение психофизиологических и эргономических основ безопасности труда, видов и условий трудовой деятельности, нормативно-правовых и экономических основ управления охраны труда, оказание первой помощи пострадавшим.

При изучение учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на её прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.

Необходимо применять единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. При проведение занятий целесообразно применение технических средств обучения, экскурсии по предприятиям, имитационные обучающие игры, в том числе и компьютерные, плакаты, пособия, макеты.

Примерная программа учебной дисциплины рассчитана на 71 часа.

Содержание: “Охраны труда” Введение. Студент должен:

Знать:

  • содержание и задачи учебной дисциплины, её роль в формирование специалиста;
  • основные понятия, термины и определения в области охраны труда.

Основные понятия и терминологию безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.

Раздел 1. Управление безопасностью труда.

Тема 1.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Должен знать:

  • законодательство о труде;
  • систему стандартов безопасности труда;
  • систему управления безопасностью труда;
  • систему контроля и надзора за безопасностью труда;

Уметь:

  • регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве;
  • пользоваться нормативной документацией;
  • контролировать условия труда;

Правовые и нормативные основы безопасности труда:

Закон об основах охраны труда в РФ, трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила безопасности, систему строительства норм и правил.

Структуру системы безопасности труда Госстандарт России.

Организационные основы безопасности труда:

Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда, аттестация рабочих мест, расследование и учет несчастных случаев на производстве,

ТЕМА: “Сигнальные цвета и знаки безопасности”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Используя имеющиеся знания о знаках и сигналах дорожного движения осуществить перенос знаний на новую ситуацию – на урок охраны труда.

Одновременно ознакомить учащихся со знаками безопасности; научить: различать знаки по группам, проводить анализ меду известным материалом о знаках общего назначения и специальными знаками на стройплощадке.

НА ДОСКЕ: число, тема, план урока, плакаты с сигнальными знаками.

НА УЧЕБНЫХ СТОЛАХ: карты-миниатюры: с сигнальными знаками, со строительными участками.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (2-3 мин.).

УЧИТЕЛЬ: Перед началом объяснения новой темы урока, мы повторим с вами пройденный материал ранее изученной темы. Будем использовать в момент повторения:

  • Карточки задания.
  • Эвристическую беседу с конкретно поставленными вопросами.

II. Проверка домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ: вначале повторим материалы прошлого урока на конкретно поставленные вопросы:

  • Предназначение сигнальных Цветов? (Ответ у доски.)
  • Что означает красный цвет? (Ответ.)
  • О чем предупреждает желтый сигнальный цвет? (Ответ.)
  • С какими из цветов допускается использование табличек белого цвета?
    (Ответ.)

УЧИТЕЛЬ: После услышанных ответов проводит самопроверку. Поставьте себе “5” – если всё верно, “4” – если одна ошибка, “3” – если две ошибки в ответе.

А теперь поднимите руки те учащиеся у которых ответы совпали с ответами отвечающих. Те учащиеся, у которых есть ошибки, дайте анализ ответов на поставленные вопросы отвечавшим у доски.

III. Объяснение нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Объяснения провожу монологическим методом (с частично репродуктивным). Выделено четыре группы знаков безопасности:

  • Запрещающие – запрещение определенного действия.

Круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру каймой и символом черного цвета на белом поле перечеркнутым под углом 45 полосой красного цвета слева сверху на право вниз.

  • Предупреждающие – предупреждающие о возможной опасности. Равносторонний треугольник со скрученными углами желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета шириной 0,05 стороны и символом черного цвета.
  • Предписывающие – разрешают определенные действия при выполнение конкретных требований безопасности труда, требований пожарной безопасности и путей эвакуации.

Квадрат зеленого цвета с белой каймой и белым квадратным полем. На белом поле черный символ или подпись. Противопожарная подпись – красного цвета.

  • Указательные – указывают местонахождение различных объектов.

Синий прямоугольник с белой каймой шириной 0,02 меньшей стороны, с белым квадратом внутри, на котором наносятся символы или подпись черного или красного цвета.

Знаки, которые используются в темное время суток – освещаются.

IV. Закрепление нового материала.

УЧИТЕЛЬ: перед вами на учебных столах лежат карточки с указанными знаками по четырем группам. Самостоятельно подберите карточки в соответствии этим группам. В течении выполнения этой части урока, вы можете общаться друг с другом. После выполнения задания сверяйте с эталоном-образцом и ставьте себе соответствующую отметку.

V. Итоги урока.

Учащиеся ставят себе отметки, выводят общую отмутку за урок в зависимости от ответа по домашнему заданию и закреплению нового материала и общего понимания материала.

VI. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ: Как вы относитесь к отметке “3” и почему? (спрашиваю, тех кто поставил себе отметку “3”)

УЧЕНИК: Мне не нравится отметка “3”, я хотел бы получить “4”, но сегодня я немного растерялся и у меня допущены ошибки по закреплению нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Какой вывод каждый сделал для себя из урока?

УЧЕНИК: Я сегодня убедился, что хорошо понял эту тему и смог бы применять эти знания на рабочем месте, по крайней мере попытался бы.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока Время

Отметки

I. Проверка домашнего задания, работа по картам, плакатам у доски, работа по карточкам-тестам, решение проблемы (поставленный вопрос)

3 мин.

2 мин.

4 мин.

4

5

4

П. Изучение нового материала

22 мин.

4

III. закрепление нового материала: – решение проблемы.

5 мин.

4

IV. Самостоятельная работа: – карточки со знаками

2 мин.

4

V. итоговая отметка и рефлексия 2 мин.

4

Вывод:

Проводя уроки по адаптивной системе образования все учащиеся получают отметки на всех этапов урока и в целом за весь урок, снимается страх у ученика и развивается уверенность в своих силах и способностях как основы положительного результата, появляются отношения-взаимодействия учитель–ученик.