Устные контрольные работы по математике для 5-го класса

Разделы: Математика


Сегодня нельзя быть типовой школой по содержанию, чтобы обеспечить выпуск “самобытных личностей”. Широкое распространение получило личностно-ориентированное образование, которое направлено на воспитание развитого самостоятельного человека. А обучение знаниям, умениям и навыкам по каждому отдельному школьному предмету выступает как средство образования.

Ведущей идеей личностно-ориентированного образования является идея гуманизации, ставящая во главу угла процесса обучения ученика с его интересами, самобытностью, возможностью. Такая позиция требует создания условий для проявления познавательной активности ученика, главным из которых является усиление общекультурного звучания математического курса и повышение его значимости для формирования личности будущего.

К средствам достижения учителем этой цели относятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
  • создание более широкого круга математических представлений;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания;
  • перенос акцентов с формального на содержательное усвоение понятий и законов;
  • приведение курса в соответствие с возрастными особенностями обучаемых, с опорой на их жизненный опыт;
  • разнообразие форм практической деятельности.

Одним из методов преподавания математики является систематическое проведение устных упражнений, которые требуют знания теории, умения применять эти знания к решению задач, применения рациональных приемов вычислений и преобразований, дают возможность прочно закрепить изученный материал.

Кроме повседневно проводимых устных упражнений, полезно проводить и устные контрольные работы.

Предлагаемые работы такого типа проводятся, в основном, после прохождения соответствующей темы и являются дополнением к письменным контрольным работам.

В этом учебном году я обучаю пятиклассников, а потому предлагаю карточки по некоторым темам математики пятого класса.

Контрольная работа №1.

Тема: “Натуральные числа. Вычисления с многозначными числами.

Законы арифметических действий.”

Карточка 1.

  1. Найти сумму 763 + 985 + 237 наиболее удобным путем. Какой закон сложения применен?
  2. Вычитаемое увеличим на 9. Как надо изменить уменьшаемое, чтобы разность увеличилась на 10?
  3. Делимое равно 85, частное 7, остаток 1. Найти делитель.
  4. Во сколько раз 1 час больше 1 секунды?

Карточка 2.

  1. Вычислить двумя способами 758 – (385 + 296).
  2. Разность двух чисел равна 4. Как надо изменить вычитаемое, чтобы разность была равна 0?
  3. Как изменится частное, если делимое уменьшить в 3 раза, а делитель увеличить в 3 раза? Привести пример.
  4. Во сколько раз 1 га больше 1 а?

Карточка 3.

  1. Вычислить двумя способами (364 + 789) – 264.
  2. Первое слагаемое уменьшили на 10 единиц. Как надо изменить второе слагаемое, чтобы сумма их увеличилась на 25?
  3. Одно число больше другого на 28, а произведение их равно 0. Назвать эти числа.
  4. Сколько литров воды вмещает прямоугольный бак длиной 3 м, шириной 8 дм и высотой 10 дм.

Карточка 4.

  1. Найти произведение 25 х 347 х 4.
  2. Среднее арифметическое двух чисел равно 32, одно из этих чисел равно 20. найти второе число.
  3. Вычитаемое уменьшили на 10. Как надо изменить уменьшаемое, чтобы разность увеличилась на 2?
  4. Прочитать число МСМХVIII.

Карточка 5.

  1. Вычислить 125 х 58 х 8.
  2. Сумму чисел 37 т 38 увеличить в 4 раза, а затем результат уменьшить на 25.
  3. Как разделить сумму на какое-нибудь число (например, 924 : 3).
  4. Сколько гектаров составляют 340000 кв.м.?

Карточка 6.

  1. Выполнить действия (420 – 84) : 42.
  2. Как измениться произведение, если в 8 раз увеличить один из множителей, в другой уменьшить в 2 раза?
  3. Автобус прошел некоторое расстояние за 3 часа. В первый час он проехал 36 км, во второй – 28 км и в третий – 26 км. Какова средняя скорость автобуса?
  4. Округлить до сотен 3453.

Карточка 7.

  1. Вычислить (1005 : 5 – 67 х 3) х 189 + 25.
  2. Как найти неизвестный делитель, если известны делимое и частное? Привести пример.
  3. Уменьшаемое уменьшили на 12. Как надо изменить вычитаемое, чтобы разность уменьшилась на 10?
  4. Объем комнаты 45 м3, длина пола 5 м, ширина 3 м. Какова высота этой комнаты?

Контрольная работа №2.

Тема: “Действия над обыкновенными дробями”.

Карточка 1.

  1. Назвать члены дроби и объяснить, что они показывают.
  2. Вычислить: 2 + (4/5 + 1 2/5 : 7) 6 1/3.
  3. Найти число, 5/12 которого равно 60.
  4. Найти Х, если х : 7/15 = 45.

Карточка 2.

  1. Какая дробь называется правильной, а какая неправильной? Привести пример.
  2. Как складываются дроби?
  3. На сколько сумма чисел 10 3/4 и 8 1/2 больше, чем число 16 1/4?
  4. Найти Х, если 2/5 х + 5 = 25.

Карточка 3.

  1. Как обратить неправильную дробь в смешанное число? Привести пример.
  2. Сформулировать правило вычитания дробей.
  3. Найти уменьшаемое, если вычитаемое равно сумме чисел 4 1/3и 5 5/6, а разность равна 9 1/2.
  4. Найти 7/8 от 4 4/5.

Карточка 4.

  1. Как обратить смешанное число в неправильную дробь? Привести пример.
  2. Как умножить дробь на дробь?
  3. Вычислить (11/12 + 1/12 – 7/9) х 4 1/2 : 1/6.
  4. Найти Х, если 7 11/18 + х = 12 7/9.

Карточка 5.

  1. Сформулировать основное свойство дроби.
  2. Как разделить дробь на дробь? Привести пример.
  3. Как изменится величина дроби, если числитель увеличить в 8 раз, а знаменатель увеличить в 2 раза?
  4. Сравнить дроби 12/35 и 13/20.

Карточка 6.

  1. Что значит сократить дробь?
  2. Как найти числи по заданной его части? Привести пример.
  3. Вычислить: (1/3 + 2/5) х 1 4/11 – 7/8.
  4. Может ли частное от деления какого-либо числа на дробь равняться 0?

Карточка 7.

  1. Как сравнить две дроби?
  2. Назвать два взаимно обратных числа и сформулировать их свойства.
  3. Какое число надо прибавить к 8 1/4 , чтобы результат был равен разности чисел 25 3/4 и 8 3/8?

Контрольная работа №3.

Тема: “Десятичные дроби. Понятие процента. Задачи на проценты”.

Карточка 1.

  1. Как увеличить десятичную дробь в 10, 100, 1000 и т.д. раз?
  2. Найти 25% от 3,6.
  3. Выразить в метрах 6494 см.
  4. Вычислить (0,4 х 0,4 + 1,24) х 5 : 3,5

Карточка 2.

  1. Как уменьшить десятичную дробь в 10, 100, 1000 и т.д. раз?
  2. Найти 75% от 8,4.
  3. Выразить в квадратных метрах 53,4 кв.дм.
  4. Вычислить (0,7 х 0,7 + 5,51) : 0,4.

Карточка 3.

  1. Как сравниваются десятичные дроби?
  2. Найти число, 20% которого составляют 21,6.
  3. Выразить в килограммах 258,4 г.
  4. Вычислить (4,44 х 5 – 2,2) : 8.

Карточка 4.

  1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
  2. Найти 66 2/3% от 3,3.
  3. Выразить в тоннах 2154 кг.
  4. Вычислить (16,8 + 5,2) : 5,5 х 17,5.

Карточка 5.

  1. Как вычитаются десятичные дроби?
  2. Найти число, 40% которого составляет 14,4.
  3. Выразить в рублях 3 рубля 75 копеек.
  4. Вычислить (36,9 – 14,4) : 0,75 х 1,6.

Карточка 6.

  1. Как умножить десятичную дробь на десятичную?
  2. Найти число, которое в 4 раза меньше суммы чисел 3,2 и 8.
  3. Выразить в арах 3,5 кв.м.
  4. Вычислить 6,9 + (82,5 – 13,5) : 6,9

Карточка 7.

  1. Как разделить десятичную дробь на целое число, на десятичную дробь?
  2. Найти число, 60% которого составляет 7,2.
  3. Выразить в километрах 11347 м.
  4. Вычислить (86,4 + 11,2) : 1,6 + 11,7.

Контрольная работа №4.

Тема: “Геометрические фигуры”.

Карточка 1.

  1. Начертите окружность. Измерьте ее радиус. Вычислите ее диаметр.
  2. Чему равна большая сторона прямоугольника, если его площадь равна 21 кв.дм, а меньшая сторона 7/10 м.?
  3. Как изменится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 5 раз?
  4. Какова ширина окна в классе?

Карточка 2.

  1. Начертите угол, назовите его элементы.
  2. Чему равен периметр прямоугольника, длина которого 45 см, в ширина составляет 7/9 длины?
  3. На сколько надо умножить 12 ? , чтобы получить 1?
  4. Начертить “на глаз” прямой угол и проверьте его величину транспортиром.

Карточка 3.

  1. Начертите острый и тупой углы. Сравните их путем измерения.
  2. Аквариум имеет объем 480 куб. дм. Какова его высота, если длина 8 дм, а ширина составляет ? длины?
  3. Какой угол образуют стрелки часов в 3 часа?
  4. Начертите окружность. Проведите и измерьте диаметр, вычислите радиус.

Карточка 4.

  1. Каким прибором измеряются углы?
  2. Каков объем деревянного бруса, длина которого 2 1/2 м, ширина 2/5 м, толщина 1/10 м.?
  3. Какой угол образуют стрелки часов в 12 часов?
  4. Начертите квадрат и найдите его периметр.

Карточка 5.

  1. Какой луч называется биссектрисой угла? Каково свойство биссектрисы?
  2. Чему равна толщина бруса, если его объем равен 27 куб.м, длина 12 2/3м, ширина 1 8/19 м?
  3. Какой угол называется тупым? Начертите тупой угол и измерьте его величину.
  4. Какова площадь классной доски, поверхности стола?

Как видно, карточки составляются так, что охватывают теоретический материал всей темы, содержат упражнения вычислительного характера и задания на практическое применение правил, законов математических действий. В каждой работе карточки равноценны по трудности. Содержание работ может быть изменено в соответствии с подготовкой учеников.