Внеклассное мероприятие "Легенды батюшки Урала"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. обобщить знания о природе Южного Урала в познавательной, занимательной форме.
  2. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • лист с легендой об озере (станция №1) ,
  • карандаши, листы бумаги, фломастеры,
  • лист со стихотворным материалом (станция №2) ,
  • рисунок со словом-анаграммой,
  • нарисованные ребусы,
  • лист с загадками (станция №3) ,
  • природный материал (шишки, мох, цветы и т.д.) ,
  • мел,
  • костюмы.

Предварительная подготовка: учитель пишет легенду об озере, подбирает стихотворный материал, заготавливает ребусы, создает рисунок со словом-анаграммой, готовит игрушки: ящерицу, лягушку.

Действующие лица: гном, леший

Возраст детей: 9-12 лет

Ход мероприятия

Из отряда выбирается староста, который получает карту с отмеченным на ней маршрутом прохождения станций.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в занимательную экспедицию по нашему краю. А кто из вас знает, как называется наш край?

Дети: Южный Урал

Учитель: Вы готовы? Тогда вперед!

Первый пункт назначения - станция Водная. (проводится в беседке)

На камне лежит лист, на котором сидит лягушка.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что нам хочет показать лягушка? (берет лист и читает) :

Когда-то, очень давно, много миллионов лет назад, когда еще не было людей на нашей планете, произошла смена полюсов, и в результате этого сдвинулась земная кора. Вследствие чего в нашем регионе образовалось множество водоемов.

Учитель: И теперь лягушка предлагает вам ответить на несколько вопросов. Она хочет выяснить у вас:

  • Чем отличается озеро от реки?
  • Какие озера Челябинской области вы знаете?

Учитель: Южный Урал не даром называют краем озер: как вы думаете, сколько их насчитывают на территории Челябинской области? (около 3170) . Большинство из них - малые, величиной менее 0,5 кв.километра. Большинство озер находится на севере и востоке области. Самые глубокие и красивые озера образовались в разломах земной коры. У них обрывистые, скалистые берега, поросшие хвойным лесом, и каменистое дно. Эти озера находятся на восточных склонах Уральских гор.

  • Как вы думаете, а какое самое глубокое озеро в нашем регионе? (Увильды)

Это самое крупное озеро на Южном Урале. Его глубина 38 метров, а площадь-68,1 км. Оно имеет форму груши и расположено между городами Карабаш и Кыштым.

- На каких озерах вам удалось побывать?

  • Какую роль играет озеро в жизни растений, животных и человека?
  • Придумайте правила, которые помогут экономить воду.
  • Нарисуйте условные знаки к этим правилам.

Станция вторая - Лесная.

На стволе дерева сидит ящерица, к стволу дерева (на котором сидит ящерица) прикреплен лист.

Учитель: Стихотворение:

Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы.

И с шелестом берез зелено-дымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес – и, как в безумной бездне,
Все-все, до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи

Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела!

Учитель: - Какие растения вы встречали в лесах нашего края?

Учитель: - Название цветка, изображенного на рисунке, и лошади, которой принадлежит эта подкова, - слова-анаграммы.

Так чья же это подкова? (Пони, цветок - пион)

Учитель:

Назовите деревья Челябинской области?

Почему ель называют музыкальным деревом?

Назовите растения, которые нуждаются в охране? (Венерин башмачок, Ветреница, купальница, Лилия)

Какие вы знаете грибы-двойники? (белый гриб - есть двойник, желчный гриб (горчак) и чертов гриб) .

Привал.

Учитель:: Ребята, вы, наверное, немного устали? Давайте поиграем (игра проводится на площадке) .

Игра “Кот и мыши”: На расстоянии 10 метров чертятся две линии. За одной - домик “кота”, за другой - домик “мышей”. Водящий - “кот” - спит в своем домике, а “мышата” идут к нему со словами:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири. (в этот момент мыши подходят к коту и могут его потрогать)
Вдруг раздался страшный звон,
Побежали мыши вон.

После слова “вон” кот просыпается и бежит догонять мышей. Мыши должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

Игра “капканы”: Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы захлопываются, т.е. ребята опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

Станция – Уральские самоцветы

Ребят встречает Веселый Гном

Гном: - Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были таки могучи силы недр.

Ребята, давайте представим, что мы отправились в подземное путешествие. Оказавшись под землей, можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

Я - соль Земли, - говорит соль, - без меня каши не сваришь.

А без меня сваришь? - спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

А на чем варить будете? - интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

Прежде, чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать”.

Вы уже догадались, что спорили между собой полезные ископаемые.

Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Гном:

Урал не случайно называют кладовой и сокровищницей нашей страны. На его территории открыты более 12 тысяч месторождений самых различных полезных ископаемых. Уральские горы очень древние и сильно разрушены, поэтому то, что когда-то было скрыто на больших глубинах, оказалось близко к поверхности. Значительная доля полезных ископаемых Урала добывается в недрах Челябинской области. У нас насчитывается около 200 видов полезных ископаемых. Особенно богата область железными, медными, алюминиевыми, никелевыми, золотоносными рудами, строительными и поделочными материалами и драгоценными камнями.

Подумайте, о каком полезном ископаемом говорится в стихотворении?

Камень набережных и площадей,
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов. (гранит)

Античных статуй вечная краса,
Затмившая собою небеса…
Сей камень – настоящий образец.
Как звать его, скажите, наконец? (мрамор, известняк)

Гном: - Как вы считаете, нужно ли беречь и охранять полезные ископаемые? Почему?

Учитель: Ребята, наша экспедиция подошла к концу. А теперь, все, что мы с вами вспомнили и узнали, отобразим в “Памятнике Природы”.

Дети создают из подручного материала памятник (из мха, шишек, камней, хвои, веток и т.д.)