Обучение визуальной грамоте на уроках мировой художественной культуры

Разделы: МХК и ИЗО


Наука располагает достаточно достоверными фактами, ясно свидетельствующими о том, что специфические человеческие способности и свойства отнюдь не передаются людям в порядке биологического наследования, но формируются у них прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Каждый отдельный человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что ему дает природа при его рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития общества. Созидая, человек несет дальше эстафету человечества. Отношения с миром выстраиваются через зрение, слух, обоняние, вкус осязание, мышление, созерцание, ощущения, хотения, деятельность, любовь, то есть участие всех органов его индивидуального чувствования. Важнейшим из перечисленного является зрение.

Общеобразовательная школа – культурный институт, способный показать ребятам мир во всем его многообразии. Научить ребенка смотреть и видеть – задача каждого педагога, через свой предмет, свою любимую науку вдохнуть стремление к самообразованию, к расширению границ знания.

Говоря об обучении визуальной грамоте на уроках, я руководствуюсь, прежде всего, понятием “грамота”. Это тот минимум, та основа, на которой строится весь образовательный процесс. Как без умения читать и писать невозможно полноценно познавать мир, так и без овладения основами зрительного восприятия знания о мире буду ограничены. Смотреть на мир и видеть – это разные понятия. Научить видеть – это, во-первых, читать символы и знаки эпохи, времени, во-вторых, постигнуть образное решение автора, в-третьих, научиться сопереживать творцу, в-четвертых, аргументировано выражать свои переживания, мысли.

Детям свойственно замечательно относиться к своему творчеству и критично или равнодушно к произведениям, созданным другими. Они “великие торопыги”, не выдерживают, не могут долго сосредотачиваться на том или ином объекте. Систематическое обучение визуальной грамоте прививает ребятам важные образовательные навыки. На полное усвоение ими увиденного входит довольно-таки много времени и энергии. Не все увиденное можно сразу понять, за любым явлением культуры, будь то фильм, живописное полотно, спектакль, стоит масса информации, которую нужно усвоить. Смотришь на храм, фотографию, фреску, скульптуру… довольно долго и пытаешься понять, что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо.

Классные выставки.

Как у преподавателя мировой художественной культуры, одна из основных моих задач – научить ребят видеть в жизни подлинные ценности, наслаждаться красотой, отличать великое, вечное, значимое от проходящего, незначительного, не существенного. Отчасти эту задачу позволяют решать кабинетные выставки. Экспонаты для них собираются “всем школьным миром”: учениками, родителями, педагогами, друзьями друзей и т.д. Выставки бывают авторские, тематические, проблемные, праздничные, коллекционные, жанровые, поурочные. Каждая решает свои задачи, и этим определяется поиск зрительного образа выставки, поиск композиционного решения и материалов, в которых она будет выполнена.

Выставка должна ставить перед зрителем вопросы, что-то недоговаривать, провоцировать на диалогическое общение, которые и возникает как на уроках мировой художественной культуры у старшеклассников, так и у младших школьников на уроках театра. Таким образом организованное зрелище заставляет непроизвольно размышлять над видимым, вновь сосредотачиваться и видеть. На уроках ученики получают творческие задания по выставочному материалу, их выполнение оценивается. Организацией и оформлением выставок занимаются ребята, посещающие факультативные занятия по МХК: они готовят экскурсии и выступают в качестве гидов на уроках и классных часах. Мотивация для участия в таких вернисажах появляется без усилий. Ребенок сам предлагает: “А у меня тоже есть старинные открытки”, “А я могу принести интересные фотографии”, “А мой папа художник” и т.д.

На выставках представлены работы разного уровня исполнительского мастерства, но все равно они носят избирательный характер и учащиеся об этом знают. Стало хорошей традицией экспонировать работы наших выпускников, обучающихся в творческих вузах: К. Хохловой, О. Михейкиной, Д. Баркиной, А. Грива.

В кабинете искусства организуются и выставки - коллажи. Это однодневки, организованные к мероприятиям и коллективным творческим делам: Литературной гостиной, публичной читке пьес, Дню Победы… Они могут быть заранее спланированными и возникшими спонтанно, реализующими чью-то хорошую идею.

Организацию любой выставки предваряет подготовительная работы. Ее выполняют заинтересованные и не очень заинтересованные лица:

  1. Собирается материал.
  2. Систематизируется.
  3. Наполняется содержанием.
  4. Определяется тема.
  5. Отбирается информация для освещения выставки соответственно теме.
  6. Находится образное решение.
  7. Выбирается фактура, в которой экспозиция будет оформлена.

Такая деятельность сопровождается продуктивным общением учащихся, педагогов, иногда других заинтересованных лиц. Совместная культуротворческая деятельность направлена не только на приобщение к культурным ценностям, но и на формирование ценностно-ориентированной среды.

С 1 класса я приобщаю учеников к коллекционированию конкретных фантиков с загадками, птицами, сказочными героями (как несправедливо отправлять такую красоту в мусорное ведро), фотографий, рассказывающих о природе, игрушек-животных. Какое увлекательное занятие – коллекционирование кукольной одежды, книжек-малюток, морских камней. В этом году с первоклассниками на уроках мы посмотрели выставку любимых елочных игрушек, лего-проектов, моделей машинок. Собственник каждого экспоната выступил с небольшими комментариями.

За активность в коллективном творческом деле ребята получают призы: поделки учеников старшего возраста, что формирует не только желание творить, но дарить это творчество другим. Ведь создавая произведение, мы не только проявляем свой потенциал, реализуемся, но и приносим радость другим, изменяем мир, делаем его красивее. В этом учебном году были организованы выставки:

  1. Фотовыставка авторских работ Б.П. Ткачукова “Восточный Саян”.
  2. Акварельных работ “Этот удивительный цветной мир”.
  3. Открыток “Дети в произведениях советских художников 40-70-х годов 20 века”.

Выставки по отдельным темам уроков по мировой художественной культуре:

  1. Кижи – памятник деревянного зодчества.
  2. Женский образ в произведениях возрожденцев.
  3. Титанизм Леонардо да Винчи.
  4. Чеховское Мелехово.
  5. П. Пикассо и другие.

Круглый стол.

Это такое особенное место в нашем кабинете искусства. Круглый стол, покрытый ажурной скатертью, предназначен для учеников. На нем всегда “легкий” беспорядок из альбомов, новых журналов, вырезок из газет, карт, буклетов, открыток, путеводителей, игрушек, фотографий, видеокассет, репертуаров театров, программ фестивалей, афиш и других материалов. На переменках и после уроков ребята все это берут в руки. Знакомятся с материалами, что не предполагает глубокого проникновения в содержание, скорее носит информативный, приобщающий к культурным ценностям характер. Через визуальное восприятие срабатывает фиксирующая память. Информация, потребляемая таким образом, формирует не только компетенцию, но и эстетический вкус. Этот ненавязчивый способ образования учащихся выполняет воспитательные задачи. Содержимое круглого стола всегда носит тематический характер: “Смоктуновский в театре и в кино”, “Культурные новости из Екатеринбурга”, “Кинофестиваль “Молодое кино”, “Юбилейная открытка”, “Монастыри России”, “Факты, удивившие нас”, “Кукольный мир”, “Чудеса света”, “Современная драма”, “Воспоминание о лете” и т.д.

Настольные учебно-прикладные игры.

Столичные творческие мастерские (С-Петербурга, Москвы) выпускают настольные игры. Некоторые из них я успешно использую на уроках, факультативных занятиях. Авторы этих игр ставят перед собой серьезные задачи: духовное возрождение и развитие самосознания российской земли. Исследования психологов и педагогов показали, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз и гармонизируют внутренний мир ребенка. Игры содержат тот необходимый объем информации, так называемые “биты знаний”, которые без усилий запоминаются ребенком.

Одновременно задействуются левое и правое полушария головного мозга, слуховая и зрительная память. За 6-10 сеансов игры весь блок информации сканируется мозгом и переводятся в базовую память навсегда. Яркий изобразительный ряд развивает образное мышление, создает положительный эмоциональный настрой. Увлекательные игры способствуют концентрации внимания и развитию памяти. У игр нет возрастных ограничений. В них могут играть люди от 6 до 106 лет. Я предлагаю учащимся игры-лото: “Русский и зарубежные художники”, “Архитектура С-Петербурга”, “Шедевры Третьяковской галереи”.

Просмотр видеопродукции.

Кино и сегодня остается самым массовым и доступным видом искусства. Но и огромное количество телеканалов, и употребляемая в большом объеме кинопродукция, и возрождение кинокомплексов не делают нашего зрителя воспитанным, а вкус избирательным. Научить видеть художественные достоинства фильма – задача не простая. Важно разобраться в понятиях: авторское кино, стилевые особенности, роль оператора в создании фильма, альтернативные кино, ассоциативный монтаж, второй план, жанр и т.д. Далее следует научиться общаться на языке этих понятий. Совместный просмотр художественных, документальных, учебных фильмов требует предварительной подготовки к восприятию как педагога, так и учеников. Современная техника позволяет делать остановки и возвращаться к необходимым эпизодам. Это не ущербно для восприятия общего материала. Мы учимся смотреть и видеть. В рамках изучения эпохи Возрождения в 9 классах с учащимися смотрим фрагментарно фильм Ф. Дзиффирелли “Ромео и Джульетта” как хорошо костюмированное кино, где адекватное эпохе пластичное решение образов, характерный жест, исторически выдержанный танец.

Совсем другие задачи решаем при просмотре фильм Г. Козинцева “Гамлет”. Режиссер 15 лет готовился к съемкам этой картины. К просмотру мы тоже готовимся основательно:

  1. Изучаем биографические сведения о У. Шекспире. Каждый ученик приносит на урок сведения и факты, чем-то удивившие его.
  2. Читаем эпизоды пьесы.
  3. Изучаем творческий путь режиссера. Читаем фрагменты его писем к актерам.
  4. На круглом столе материалы по творчеству И. Смоктуновского, исполнителя роли Гамлета.
  5. Читаем стихи Блока, Пастернака, Рецептера, посвященные героям пьесы Гамлету и Офелии.
  6. Перед просмотром записываем вопросы, которые необходимо будет обсудить:

а) Что такое гамлетизм в современном понятии?

б) В фильме создан образ Дании – тюрьмы. Через какие элементы возникает этот образ?

в) Гамлета называют гением. В чем это продуктивно выражается?

г) Какова роль призрака отца Гамлета?

д) Каков Гамлет в любви, дружбе, отчаянии?

е) Соотносимы ли безумие Гамлета и Офелии?

ж) Можно ли разделить героев на 2 лагеря: Короля и Гамлета? Может быть, есть третья, четвертая группировки?

з) Чей пластический образ повторяет героев картин С. Боттичелли, Э. Греко, П. Пикассо?

И много других. Последний вопрос из этого ряда предполагает остановки и повторы в просмотре. Ответить на него – не простая задача.

Учащиеся просматривают репродукции картин, затем эпизоды фильма. Без желания увидеть невозможно ожидать успеха. Результат этой деятельности приносит истинное удовольствие. Ребенку хочется крикнуть: “Я вижу!” Ученики понимают, что ничего случайного в художественных произведениях нет. Автор во имя своей идеи продумывает все детали и очень рассчитывает, что его символы будут “прочитаны”.

После глубокого режиссерского анализа фильма я провожу урок, посвященный Гамлету В. Высоцкого и А. Демидовой. Здесь уместно говорить о трактовке литературного образа через актерскую природу отдельно взятого талантливого человека.

В рамках урока, посвященного П. Брейгелю, смотрим фрагменты фильма А. Тарковского “Андрей Рублев”. Общение с учениками по этому материалу решает следующие задачи:

  1. Показать мизансцены в кадре, решенные по композициям полотен П. Брейгеля.
  2. Разобраться в цветовом решении картин и световом решении кадров фильма.
  3. Поразмышлять о темпо-ритмическом рисунке картин и фильма.
  4. Подчеркнуть синтетичность искусства кино.

Существуют несколько методических подходов к анализу художественного текста. Каким бы путем мы ни анализировали произведения, важно первое эмоциональное впечатление и умение зрителя сопереживать авторам.

Создание авторских экскурсионных работ.

Можно долго и старательно приобщать учащихся к культурным ценностям в пространстве кабинета и школы, но во второй половине дня ребенок оказывается в других обстоятельствах, а по окончании школы – в большом мире. Станет ли поурочное приобщение к прекрасному постоянной потребностью?

Размышляя над этой проблемой, я сегодня ищу такие формы творческой деятельности, которые зримыми нитями соединяли бы кабинетный мир и мир проспектов, городов, стран. В этом учебном году я предлагала ученикам 11 классов, изучающим культуру XX века, создать авторские экскурсии по городу. Необходимо было определиться с темой, поработать с литературой по краеведению, создать собственную культурную карту города, спроектировать путеводитель, оформить содержательную часть. Задача оказалась не из легких. Культурная карта города сегодня столь же переменчива, как само время. В городе открываются новые галереи, досуговые центры, реставрируются памятники архитектуры, появляются новые улицы, проходят фестивали искусств, восстанавливаются храмы. Наши ученики еще очень молоды, у них нет опыта отслеживания этих процессов и отбора материала. Сама попытка решить поставленную перед учащимися задачу оказалась продуктивной. Они посмотрели на город в целом, обратились к истории, к говорящим фактам, увидели достоинства и недостатки городского пространства…

Яркими проектами были:

  1. Челябинская Пушкиниана.
  2. Немецкая культура в Челябинске.
  3. Город Мастеров. И другие.

Посещение культурных мероприятий городского уровня.

Множество традиционных культурных программ и просто разовых мероприятий ежегодно проходит в нашем городе: Рождественские музыкальные вечера в Органном зале, Музыкальный фестиваль “Ирина Архипова представляет…”, драматургические марафоны, театральная “Камерата”, кинофестиваль “Новое кино России”, джазовые фестивали, книжные презентации, фестиваль гитарной музыки, авторские вечера, уличные празднества, фестивали самодеятельного творчества. Яркими событиями года были выставки в картинной галерее: японского искусства, экспозиция Русского музея, Н. Шилова. Разнообразные программы концертного зала им. С. Прокофьева удовлетворяют интересы самого разного зрителя. Все это лишь малый перечень того, что формирует творческое поле города и позволяет реализовать воспитательные задачи. Посещения таких мероприятий – лучший урок МХК. Ученики 7-11 классов в этом году рассмотрели все экспозиции картинной галереи. Коллективные экскурсии требуют подготовки. Я смотрю выставку до т ого, как приведу ребят на нее. Подбираю экскурсовода, обговариваю будущую встречу с учениками. Акцентирую внимание ребят на том особенно важном, что раскрывает содержание видимого. Готовлю для них вопросы. После экскурсии обязательно обмениваемся впечатлениями или ведем творческие дневниковые записи, собираем и обмениваемся дополнительными материалами. Такая политика надолго закрепляет в памяти зрительные впечатления и пережитые чувства, позволяет этими материалами воспользоваться в дальнейшем и оставить потомкам артефакты нашего времени.

К посещению театрального спектакля юного зрителя тоже необходимо готовить: воспринимать спектакль как художественное целостное явление, размышлять о компонентах, составляющих эту целостность. Умение оценить декорационное решение спектакля, костюмы, грим, фактуру, актерскую пластику, мизансценирование, затем разобраться в том, что делает спектакль одним продуктом.

Хочу подчеркнуть: куда бы мы с ребятами ни отправились за культурными впечатлениями, количество желающих почерпнуть их не имеет значения. Я предлагаю много мероприятий, и если есть один ученик, проявивший интерес, мы обязательно пойдем в культпоход.