Конспекты подгрупповых занятий по воспитанию экологической культуры и развитию представлений об окружающем мире и о себе

Разделы: Работа с дошкольниками


“На бабушкином дворе”.

Цели:

  • Знакомство с домашними животными (их внешним видом, значением для человека).
  • Воспитание бережного отношения к животным через проживания.

Материал: игрушки (собака, кошка, курица, корова), картинки с изображением этих животных в естественной обстановке, чудесный мешочек, загадки о животных, куклы Алёнушка.

Ход занятий

Звучит музыка! Заходит Алёнушка!

В. Ребята, смотрите, к нам в гости пришла Алёнушка. Здравствуй, Алёнушка!

Алёнушка. Здравствуйте! Я пошла в лес, чтобы узнать, кто такие домашние животные, хотела посмотреть, где в лесу гуляет корова, курица, собака, кошка и заблудилась.

В. Дети, разве правильно ищет Алёнушка домашних животных?

Дети. Нет.

В. Найдет ли она их в лесу.

Дети. Нет.

В. Кто знает, где живут домашние животные?

Дети. В деревне, рядом с человеком.

В. Ребята, я не надолго побуду бабушкой, и мы вместе с вами расскажем Аленушке, где живут домашние животные.

В. Давайте встанем, ребята и посмотрим, кто здесь стоит? <рисунок 1>

Дети. Корова.

В. А как зовут детёныша?

Дети. Телёнок.

В. Что у этой коровы?

Дети. Туловище, голова, ноги.

В. На голове.

Дети. Рога.

В. На ногах.

Дети. Копыта, хвост.

В. А это что показываю на вымя (если затрудняются ответить, говорю сама). Корова живёт в коровнике.

В. Посмотрите, кто здесь живёт.

Дети. Курица.

В. (Описываем так же как корову) а теперь представим, что мы цыплята и поиграем в игру. Дидактическая игра “Хохлатка”.

По дворику хохлатка
По дворику мохнатка
С цыплятами идёт
Чуть дети зазеваются, шалят и разбегаются
Сейчас к себе зовёт:
“Куд, куда? Остановитесь!
Куд, куда. Вернитесь!
Не смейте убегать”

В. Рядом с избой стоит не курятник, не коровник, а маленький домик, в котором живёт совсем другое животное. Кто это?

Дети. Собака.

В. (Описываем так же) Скажите, у собаки есть рога?

Дети. Нет.

В. А клюв.

Дети. Нет.

В. Правильно.

В. А это животное с нами дома живёт, зимой любит греться в тёплой печке. Залезает к деду на коленки и мурлычет, кто это?

Дети. Кошка.

В. (Описываем так же) а у кошки есть клюв?

Дети. Нет.

В. А крылья?

Дети. Нет.

В. А теперь представим, что мы мышки и поиграем в игру “Кот и мыши”.

Подвижная игра “Кот и мыши”.

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот,
Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите
А проснётся Васька кот, разобьёт наш хоровод.

В. Все домашние животные нуждаются в уходе. Как люди о них заботятся.

Дети. Человек их моет, кормит, убирает за ними, чистит.

В. Правильно и заготавливает для них корм на зиму – для коровы сено.

Дети. Накошенную летом и хорошо высушённую траву.

В. Зерновой корм для курочки.

В. А это наш дом, в котором мы живём с дедушкой. Посмотрите, дедушка на что-то оставил. Давайте сядем и посмотрим. Да это же загадки, и мешочек, кто-то там шевелится, давайте отгадаем загадки и узнаем кто там.

В. Хвост узорами, сапоги со шпорами, ночью распевает, время считает.

Дети. Петух.

В. Голодна – мычит, сыта – жуёт, малым ребяткам молочка даёт.

Дети. Корова.

В. Маленькие лапки, в лапках цап-царапки.

Дети. Кошка.

В. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком.

Дети. Собака.

В. Хотите, поиграем в игру “Кто чем питается” “Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт”. (Показывает картинку домашнего животного, дети говорят чем питается, и что хозяину даёт).

В. Алёнушка запомнила, где живут домашние животные.

Алёнушка.

Корова в коровнике.
Курица в курятнике.
Собака в будке.
Кошка дома.

В. Ребята, да дедушка что-то оставил, да это же записка, хотите прочитать её. “Я знал, что вы хорошо расскажите Аленушка про домашних животных и она не пойдёт искать их в лес. За это вам оставляю угощенье, а сам пошел косить траву для коровы”. Угощайтесь, ребята.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста

“Путешествие с Капелькой”.

Задачи:

  1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;
  2. Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса);
  3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
  4. Воспитывать бережное отношение к воде;
  5. Обогащать и активизировать словарь;
  6. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.

Оборудование: картинки с изображением воды в природе, три прозрачных стакана с водой, молоком и соком; на каждого ребенка стаканы с водой, где разведены соль, сахар и лимонная кислота; прозрачные сосуды различной формы.

Ход занятия

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

Воспитатель (далее В). Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Дети. Это звуки воды.

В. Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдет о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька. (Показывает каплю воды). Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…

В. Так ли это? Как вы думаете? (Дети отвечают). А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.

Дети. Пруд, озеро, море, река, океан.

В. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего?

Дети. Воды.

В. Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода – это основа жизни.

Капелька. Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Дети. Бежать, течь, капать, литься и т.д.

В. Дети, посмотрите на стенд, на котором находятся картинки. Ответьте на мои вопросы и покажите то, что я загадала. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов?

Дети. Водоросли.

В. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?

Дети. Водопад.

В. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его?

Дети. Водолаз.

В. Теперь снова посмотрите на картинки и послушайте их названия. Подумайте, что общего в этих словах?

Дети. Общая часть “вод”.

В. Молодцы!

Капелька. Ребята, а у вас в группе есть вода, где она находится?

Дети. В кране. (Идут в умывальную комнату).

Капелька. Попробуйте открыть кран и удержать воду в руках.

Дети. Не получается.

Капелька. Почему?

Дети. Потому что вода жидкая, она течет.

Капелька. А есть ли запах у воды?

Дети. Нет, она без запаха.

В. Ребята, заполните водой прозрачные сосуды разной формы. (Дети выполняют задание). Видите, вода не имеет своей формы – она приобретает форму сосуда. А теперь получше закройте кран, чтобы вода не капала. Зачем это нужно, как вы думаете? (Дети отвечают). Воду нужно беречь, она нам очень нужна. Вот послушайте, что об этом говорит Капелька.

Капелька.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря –
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет…

Капелька. Берегите ВОДУ!

В. Ребята, Капелька приготовила вам сюрприз.

Дети переходят к столу, на котором стоят стаканы с водой. Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна), затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и еще один стакан с соком (ложка тоже не видна). Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что вода – прозрачная.

Каждому ребенку раздаются стаканчики с водой: кому-то с простой, кому-то со сладкой, кому-то с соленой, кому-то с кислой.

В. Пускай каждый из вас кончиком языка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладкая вода? Почему?

Дети. В ней развели сахар.

В. У кого соленая? Почему?

Дети. В ней развели соль.

В. У кого кислая? Почему?

Дети. В ней развели лимонную кислоту.

В. А у кого простая вода?

Дети. В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она безвкусная.

Капелька. Дети, сейчас мы с вами поиграем. (Все встают в круг и играют в игру с мячом “Скажи наоборот”).

В (бросает мяч ребенку). Из одного крана течет горячая вода, а из другого……

Ребенок (бросает мяч обратно). Холодная.

В. Река глубокая, а ручеек….

Ребенок. Мелкий.

В. Река может бежать быстро, а может и ….

Ребенок. Медленно.

В. В океане волны большие, а в реке….

Ребенок. Маленькие.

В. В ручейке вода бежит, а в пруду…

Ребенок. Стоит.

В. Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже вода…

Ребенок. Грязная.

В. А теперь сядьте за столы, Капелька сделала вам еще один сюрприз. (Каждому ребенку раздается стакан с соком). Выпейте свой сок и скажите из чего он сделан. (Дети отвечают). Молодцы! Поблагодарите Капельку и попрощайтесь с ней. (Дети благодарят Капельку и она уходит). Спасибо за то, что вы хорошо работали на занятии, отвечали на вопросы. Умницы!