Интегрированный урок по информатике и ИЗО на тему: "Графический редактор. Пейзаж"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Класс: 5 класс.

Форма урока: нетрадиционная - интегрированный.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: “Графический редактор”.
  2. Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях.

Задачи образовательные:

  • повторить назначение и структуру графического редактора, закрепить и повторить основные приемы работы с графическим редактором;
  • повторить жанры изобразительного искусства.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности учащихся через умение применять знания в новых ситуациях.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать нравственно-эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир.

Методы:

  • по источникам знаний:
  • словесный (беседа) ;
  • наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации) ;
  • практический;
  • видеометод (просмотр видеоматериалов, упражнения с использованием компьютера;
  • по характеру познавательной деятельности:
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • по степени самостоятельности школьников:
  • учебная работа под руководством учителя;
  • самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: видеофрагмент “Пейзаж”, компьютеры, карточки с заданиями, тест для контроля знаний.

Ход урока

1. Оргмомент.

(Сообщение темы, цели, плана урока) .

2. Повторение теоретического материала.

Вопросы:

  1. Для чего предназначен графический редактор Paint?
  2. Как запускается графический редактор?
  3. Из чего состоит рабочее окно программы?
  4. Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик.
  5. Инструменты рисования линий: линия, кривая.
  6. Инструменты создания стандартных фигур: эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник.
  7. Еще какие инструменты вы знаете? (масштаб, надпись, выделение областей) .

3. Закрепление и проверка основных приемов работы с графическим редактором.

Задания:

  1. Выберите карандаш или кисть.
  2. В палитре выберите голубой цвет.
  3. Проведите линию горизонта от правой до левой границы рабочего поля.
  4. Выберите инструмент заливка.
  5. Щелкните мышью над линией горизонта.
  6. Выберите в палитре зеленый цвет.
  7. Щелкните мышью в любом месте под линией горизонта.
  8. Выберите красный цвет
  9. Инструмент эллипс.
  10. На голубом небе нарисуйте круг-солнце.
  11. Выберите инструмент линия.
  12. Нарисуйте лучи солнца.
  13. Выберите инструмент распылитель.
  14. Нарисуйте на небе белые облака.
  15. Нарисуйте вдаль убегающую дорогу.

Вывод: в “Графическом редакторе” изобразили “Пейзаж”.

4. Повторение жанров изобразительного искусства и конкретно “Пейзаж”.

1) Жанры изобразительного искусства:

  • анималистический,
  • батальный,
  • исторический,
  • портрет,
  • натюрморт,
  • пейзаж.

(На экране виды жанров. Вспомнить, что обозначает каждый из них.)

2) Просмотр видеофильма “Пейзаж”.

3) “Пейзаж” в переводе с французского “природа”. Послушаем стихотворение о пейзаже:

“Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!

4) Виды пейзажей:

  • сельский,
  • городской,
  • морской.

5. Физкультминутка (для глаз) .

Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов.

Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

Морской (рисуются виды моря) он ещё называется маринистикой, а

Художники-маринисты.

5) Просмотр слайдов великих художников-пейзажистов: Левитана, Куинджи, Айвазовского.

6) Повторение порядка работы над пейзажем:

- Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

- Работа начинается с наброска карандашом.

- Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

- Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

7) Но мы с вами ещё ничего не сказали о цветовой гамме. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

К нам на урок пришли 4 художника, давайте послушаем их, что же они хотели сказать Вам, ребята.

I  Художник:

Четверо художников,
Сколько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога…

/ Задание: Разбираем цветовую палитру/

II Художник:

У второго - синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева
Первые проталинки,
Первая трава.

III Художник:

На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые,
В небе облака.

IV Художник:

А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники
Догадайся сам?

Вывод: Времена года.

8) А теперь поговорим о времени суток.

Задание: Разбираем цветовую палитру.

Утро:

Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.

День:

День работал целый день -
Переделал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.

Вечер:

Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес…
День погрустил немного и исчез.

Ночь:

Звёзд полно - и в небе, и в воде.
На земле - ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.

6. Физкультминутка (для рук)

7. Практическая работа. (дифференцированные задания)

1. Задание. На прошлом уроке мы выполняли рисунки в карандаше.

Выполнить законченный вариант картины “Время года и время суток” (на компьютерах) .

2. Задание. Из элементов пейзажа составить композицию и дополнить её с помощью красок и кистей (на местах)

8. Подведение итогов урока

а) Итак, графический редактор одна из удобных информационных технологий для рисования.

б) Закончили изучать тему “Пейзаж”. Вспомнили жанры изобразительного искусства, виды пейзажей, познакомились с цветовой гаммой в зависимости от времени года и части суток.

2) Оценки.

9. Домашнее задание.

Тест для контроля знаний.

Подготовка иллюстрационного материала к жанру “Портрет”, “Натюрморт”.

Тест для контроля знаний.

  1. Верно ли что…
    Графический редактор предназначен для работы с растровыми изображениями - изображениями, построенными из множества отдельных цветных точек.
  2. Какой командой запускают графический редактор Paint.
  3. Основную часть окна составляет…
  4. Что содержит палитра?
  5. Какой инструмент позволяет провести линию толщиной в одну точку.
  6. Какой инструмент позволяет провести более широкую линию.
  7. Что служит для стирания изображений.
  8. Что создаёт “размытое” пятно.
  9. Маленькие квадратные точки разного цвета называются…
  10. Для чего служит инструмент “Масштаб”?
  11. Какой инструмент позволяет рисовать овалы и окружности?
  12. Для рисования кривых служит инструмент…
  13. Какой инструмент используют для проведения прямых линий…
  14. Какой инструмент служит для создания прямоугольников…