Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Не секрет, что одна из серьезнейших проблем школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, абсолютное неумение правильно, логично построить свою мысль. Данная проблема наводит на размышление о методических путях ее решения. Что нужно изменить в методике преподавания, чтобы уроки русского языка стали для учащихся источником творческих сил, временем самовыражения, поиском ответов на волнующие вопросы? Наверное, живой интерес у ребят просыпается только тогда, когда язык становится и в школьном преподавании тем, что он есть на самом деле: “способом познания окружающего мира, человека, самого себя”. А раз так, то и содержание образования по русскому языку и цель обучения становятся иными. “Если в прежние годы школьный предмет русский язык был ориентирован преимущественно на обучение русскому языку, на формирование орфографических и пунктуационных навыков, то в настоящее время одной из центральных задач преподавания русского языка является изучение языка в тесной связи с обучением русскому языку”. (Бабайцева В.В. “Новый школьный учебный комплекс”. Изд-во “Дрофа”, 2000г. (Теория. Сборник заданий. Рабочие тетради))

Последователи методики развивающего обучения считают, что “цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся, наиболее полно соответствует частнопредметная цель русского языка – освоение учащимися его коммуникативной функции - умение адекватно воспринимать и использовать речь. В таком случае ведущей задачей обучения русскому языку становится развитие речи учащихся во всех ее формах: внутренней, внешней - устной, письменной; во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. Для решения этой задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность”. (Нечаева Н.В., Роганова З.Н. “Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 кл.” Москва, 1996г. стр.10)

Таким образом, содержанием школьного предмета русский язык становится развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы уметь сказать именно то, что хотел, довести до другого “часть своего Я”: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Реализовать это на практике не просто, потому что учащихся надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка, в каждом языковом явлении искать внутренний смысл.

Новые подходы к изучению словосочетаний как синтаксической единицы языка дают больше возможностей для решения названных выше задач, так как синтаксис начинается с сочетаемости слов, на основе которых образуются словосочетания и предложения. Умение правильно строить словосочетание и предложение очень важно, чтобы точно выражать свои мысли и чувства. Поэтому не случайно, приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание-предложение-текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание - это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Такое понимание словосочетания позволит не отождествлять слово и компоненты словосочетания. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание - называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.

При объяснении материала я пыталась идти не от теории к практике, а практику подкрепляла теорией, например:

Запись на доске.

Дождливая, вечер; ясный, утро; первый, звонку; заглянуть, мастерская; хорошо, учиться.

Вопросы к учащимся:

  • Что записано?
  • Что нужно сделать, чтобы из слов образовались словосочетания?
  • Нужно связать слова по смыслу и грамматически.
  • Как устанавливается смысловая связь частей?
  • По вопросам.
  • А как выражается грамматическая связь слов?
  • С помощью окончаний и предлогов.
  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Из главной и зависимой.
  • Как определяется, где главная часть, а где зависимая?
  • От главной части словосочетания задаем вопрос к зависимой.
  • Если в словосочетании одна часть главная, а другая зависимая, то какие между ними устанавливаются отношения?

Подчинительные, так как одна часть является независимой, главной, а другая - зависимой.

Запись на доске и в тетради:

Делаем вывод, что зависимое слово прилагательное согласуется с главным словом существительным в форме ед.ч., м.р., И.п. В предложении является определением, поэтому словосочетание дождливый вечер содержит определительные отношения. Главная часть, которая выражена именем существительным, имеет значение предмета называния, а зависимая часть словосочетания выражена именем прилагательным - признак предмета называния.

Главная часть словосочетания, которая обозначает предмет называния, выражена глаголом со значением действия, а зависимая часть словосочетания выражена наречием со значением признака действия, т.е. она называет признак предмета называния. Все словосочетание хорошо учиться называет действие, определяемое признаком и содержит обстоятельственные отношения.

Большое внимание уделяю формированию умения “видеть” структуру словосочетания, отличать его от других сочетаний слов. С этой целью предлагаю учащимся следующие задания:

Из данных сочетаний слов выписать словосочетания и доказать, что слова вступили в подчинительные отношения. Укажите, что с чем связывается в словосочетании, что чем определяется и что к чему относится:

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, будем играть, выбираю профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, двадцать пять, альбом или тетрадь, упорно учиться.

Каждое правильно записанное словосочетание оценивается в один балл, учащиеся подсчитывают, у кого больше баллов. Игровая форма работы активизирует познавательную деятельность учащихся.

В ходе выполнения практических работ учащиеся придут к выводу, что как главная, так и зависимая части словосочетания могут быть выражены разными частями речи.

Задание: Обозначьте главное слово в словосочетании и поставьте к зависимому вопрос. Укажите, какими частями речи выражена главная часть словосочетания:

Слушать учителя, помощь взрослым, праздник ветеранов, выполнить аккуратно, веселый рассказ.

Чтобы вызвать интерес учащихся к теме, настроить их на познание нового, уместны, на мой взгляд, следующие задания:

а) прочитайте приведенные ниже словосочетания. Укажите главное слово, поставьте от него к зависимому вопрос. Будьте внимательны, так как одно и то же слово может быть в одном словосочетании главным, а в другом - зависимым.

Например:

Большое желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, учеба в институте, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

б) Найдите словосочетание по следующим схемам:

1. прил. + сущх.: едем направо, в синюю высьх, слушаюх песню, помощьх друга, тоскуешь по дому, веселый друг.

2. сущ. + сущ.: беседуем за столом, вершинах ели, учиться с желанием, снега растаяли, быть другом.

на веселом карнавале, возле дороги, говорить громко, прибежал мальчик, шел и думал.

в) Подумай, согласен ли ты с денными условиями для нормального существования словосочетаний. Докажи свою точку зрения.

1) Надо, чтобы слова, выражающие главную и зависимую части, сочетались друг с другом в нужном падеже, роде и числе? 2) Надо, чтобы самостоятельные части речи сочетались? 3) Надо, чтобы слова, выражающие главную и зависимую части по смыслу подходили друг к другу?

г) Подберите к данным рисункам все возможные словосочетания. Прочитайте их вслух. Составьте со своими словосочетаниями рассказ.

д) Творческое задание: представьте, что вы - фокусники. Ваша волшебная палочка - словосочетание. С его помощью вы можете сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два - совершенно разных по значению.

На доске написаны слова:

Ключ, перо, лук, течь, ножка.

В тетрадях появляется:

ключ в замке, поэтическое перо, лук со стрелами, большая течь, ножка стола;

горный ключ, перо курицы, зеленый лук, течь по равнине, ударил ножку.

Таким образом, в процессе работы над словосочетаниями приходим к выводу о том, что словосочетание - это целая синтаксическая единица, состоящая из главной и зависимой части, которые находятся между собой в подчинительных отношениях. Каждая из частей выражена словами, связанными по смыслу и грамматически. Традиционная схема анализа словосочетания анализа дополняется терминами главная часть, зависимая часть. Это необходимо для понимания синтаксической сущности словосочетания, которое не является суммой слов как лексико-морфорогических единиц.

Итак, подходим к анализу двукомпонентного простого словосочетания типа разноцветный круг, приятный голос, горячо спорить, думать о друге.

Задание: Из предложения выписать простое словосочетание по схеме прил. + сущХ. Произвести ее анализ.

Разноцветный круг искрился всеми радугами солнечных красок.

Запись в тетради:

Устный разбор.

Словосочетание разноцветный круг простое, т.к. состоит из двух частей (главной и зависимой), которые выражены словами. Главная часть, выраженная именем существительным, имеет значение предмета называния. Зависимая часть, выраженная именем прилагательным, имеет значение признака предмета называния. Зависимое слово согласуется с главным в форме ед.ч., м.р., И.п. В предложении оно является определением, следовательно, словосочетание выражает определительные отношения. Словосочетание целое, так как главная часть его в предложении выражает подлежащее.

В пятом классе учащиеся наряду с двукомпонентными простыми словосочетаниями научились выделять и сложные двукомпонентные словосочетания типа большой разноцветный круг, бесценный родной край, офицерский сюртук без эполет, всегда готовый к бою, сухой смолистый аромат.

Характерной особенностью этой группы словосочетаний является то, что зависимая часть, распространяя главную часть, построенную как простое словосочетание, уточняет ее и относится по смыслу к ней в целом. (Прокопович Н.Н. “Словосочетание в современном русском языке”)

Зависимая часть, распространяющая главную часть, построенную как простое словосочетание, и зависимая часть, входящая в состав последнего, ни по смыслу, ни грамматически друг с другом не связаны. Слово бесценный согласуется в роде, числе и падеже со словом край, а по смыслу относится к главной части родной край

Работая с отрывком из рассказа Юрия Яковлева “Хромой лев”, даю учащимся следующие задания:

Прочтите текст. Какова основная мысль этого отрывка? Разберите по членам предложения первое и третье предложение.

А что значит разобрать по членам предложения?

Указать главные члены и зависимые и показать, как они связаны между собой.

.

Предложение разобрали. А теперь попробуем определить отношение членов предложения друг к другу, что к чему относится. Найдем в предложении словосочетание большой разноцветный круг.

Подумайте, к чему относится прилагательное разноцветный?

К слову круг. Оно вступает в подчинительные отношения и связывается с главным словом по смыслу и грамматически.

А с каким словом связано прилагательное большой?

Со словом круг.

А к чему по смыслу относится?

К части сложного словосочетания, построенной как простое словосочетание, разноцветный круг.

Вывод. Прилагательное большой по смыслу и грамматически связано со словом круг, а относится по смыслу к главной части, построенной как простое словосочетание разноцветный круг:

Таким образом, сложное двукомпонентное словосочетание возникло на основе сочетания главной части, построенной как простое словосочетание, с зависимой частью, выраженной словом.

Обучая языку, необходимо, как мне кажется, всегда опираться на художественный текст, способный вызвать эмоциональное переживание учащихся. При этом нужно обращать внимание на образность языка, на средства ее создания, т.е. постепенно готовить детей к пониманию отличительных особенностей художественной речи.

“Художественный текст и как коммуникативная единица, и как материал для изучения языковых единиц в действии выступает на уроке в своей главной дидактической функции - функции образцовой модели для выработки коммуникативных умений”. Поэтому не случайно я поставила цель - расширить знание учащихся о роли словосочетания в тексте как речевой единицы и способствовать выработке умений воспринимать и использовать в речи коммуникативные потенции слов. Обращение к текстовой роли словосочетаний как номинативной единицы возможно и на уроках русского языка, и на уроках литературы. (Иванова Г.Л. “Словосочетание в тексте” РЯШ, 1994г. №5.)

На уроках русского языка предлагаю учащимся следующие задания:

Прочтите четверостишье, выпишите словосочетания, выражающие зрительные впечатления от осеннего леса.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою толпой
Стоит над солнечной поляной (И.А. Бунин)

Подумайте, какими другими словами можно обозначить краски осеннего леса? Подберите синонимы к словам “лиловый”, “золотой”, “багряный”. Составьте с ними словосочетания. Что изменилось в тексте?

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури... (А.С. Пушкин)

- Что такое ясная лазурь?

- Как это можно назвать иначе?

- Прямое или переносное значение имеет здесь лазурь? Сравните: ясная лазурь - синее небо.

Какое выражение вам больше нравится? Почему?

Одно или несколько значений имеют прилагательные в следующих словосочетаниях? С каждым словосочетанием составьте предложение. Запишите.

Черная земля - черная совесть; железные нервы - железный замок; злой человек - злой ураган; ласковое море - ласковая мама.

4.

Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурной, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную. (М.Ю.Лермонтов)

1) Выпишите словосочетания. Подумайте, с какой целью поэт использует художественный прием инверсии в следующих словосочетаниях: тучки небесные, степью лазурною, цепью жемчужной?

2) Как вы понимаете выражение “степью лазурною”? Подберите синоним к слову “лазурный”.

3) Как вы понимаете выражение “цепью жемчужною”? Подберите синоним к слову “жемчужный”.

4) Найдите в тексте сравнения. Что с чем сравнивается, по каким признакам?

5) Это произведение грустное или веселое? Все ли благополучно в жизни автора? Объясните ответ.

Для учащихся трудно дать краткую качественную характеристику, оценку персонажа, лица, предмета или явления, поэтому работа на уроках со словосочетаниями, которые помогают “свертывать текстовую информацию”, придавать целостность и смысловую законченность описанию лица, предмета, явления; уместна и целесообразна.

Задание 1. Перед вами отрывок из русской сказки “Белая уточка”. Выпишите словосочетания прил. + сущ., пронаблюдайте, какую роль они выполняют в тексте. “Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню... Обрызнули деток живящей водой - они встрепенулись, обрызнули говорящею - они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали шить-поживать, добро наживать”.

Вывод:

а) словосочетания красная девица, белая береза. В данных словосочетаниях их зависимая часть, выраженная именем прилагательным, является постоянным эпитетом, т.е. художественным определением, который используется в произведениях устного народного творчества как художественный прием.

б) красная девица, молодая княгиня - качественные характеристики персонажа

В каком, значении употребляется слово красная?

в) живящая вода, говорящая вода - качественные характеристики предмета

г) целая семья - ключевое словосочетание отрывка.

Задание 2: Прочтите текст. Какова основная мысль отрывка? Выпишите словосочетания, которые помогают дать качественную оценку персонажу, предмету или явлению. Снова прочтите текст, опустив все прилагательные. Что изменилось?

Стража спящая стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне,
Перед ней хоруншин сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят,
У ворот собаки спят;
...И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
'И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.

В.А.Жуковский "Спящая царевна"

Учащиеся приходят к выводу, что, опустив все прилагательные, отрывок потерял образ загадочного вечного покоя, волшебного мертвого сна.

Задание 3: Выписать словосочетания, которые помогают дать качественную характеристику царевны:

…перед ним царевна спит,
Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан.
Губки алые горят,
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки - чудо красотой.

Задание 4:

а) Запишите по схеме (прил. + сущ.) постоянные эпитеты к словам:

ночь –

девица –

береза –

терем –

молодец -

Докажите, что вы записали словосочетания. Объясните, почему это:, эпитеты, а не простые определения. Используя данные словосочетания, придумайте небольшой текст.

б) Составьте небольшой текст-описание на основе словосочетаний: руки белые, слезы горючие, вода студеная, сыра земля, чужедальная сторона, красная девица, добрый молодец. В чем особенность данных словосочетаний?

Ученики с интересом выполняют подобные задания, предлагают свои варианты, точно угадывают характер авторского описания.

Таким образом, обращая внимание на роль словосочетаний в текстах русских сказок, учащиеся приходят к выводу, что в них ярко проявляется характеристика персонажей через описание внешности, деталей одежды, быта. Частое использование постоянных эпитетов, сказочных формул, поэтических повторов вносят в сказочный текст особое звучание. Учащиеся пристальнее всматриваются в слово, учатся использовать речевое своеобразие сказок в творческих работах.