Урок литературного чтения в 3-м классе по произведениям А.А. Вознесенского

Разделы: Литература, Начальная школа


Жанр: стихотворение

Вид жанра: пейзажная лирика

Тема: Природа.

Языковые средства: образные, выразительные средства, сравнение, метафора.

Темп: размеренный.

Конспект урока литературы:

Тема раздела: мир просит тебя, открой меня заново.

Тема урока: Творчество А.А.Вознесенского.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с творчеством А.А.Вознесенским.
  • Продолжать формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.
  • Формировать умение видеть авторские средства выразительности.
  • Продолжить учить анализировать этот жанр. Учим видеть языковые особенности лирического произведения.
  • Формировать представления о литературоведческих понятиях: сравнение, метафора.
  • Ввести в обиход школьника популярные образы известных живописных работ.

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса детей через знакомство с новыми словами, через умение подбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Развитие воссоздающего воображения. Развивать мыслительные процессы, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение чувствовать красоту и незаменимость авторского слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства; чуткое, бережное отношение к природе.

Ход урока

Дети садятся. Выключается свет. Зажигаются свечи (на каждой парте).

У: - Ребята, я хотела бы начать нашу встречу с прослушивания замечательного произведения. Это отрывок из рок-оперы “Юнона и Авось”, “Я тебя никогда не забуду”.

(ЮНОНА, в римской мифологии одна из верховных богинь, супруга Юпитера. Соответствует греческой Гере.) - Если нужно, то можно кратко рассказать.

У: Мне хотелось бы, чтоб вы вслушались в слова, уловили мелодию.

Прослушивание песни.

У: Ну как? Поделитесь впечатлениями.

- А как вы думаете, почему я начала нашу встречу с песни?

Если получится, то подвести к теме урока.

У: - Кто пишет песни. (композитор и поэт)

У: Правильно. Вот у этого поистине великолепного произведения есть папа и зовут его Андрей Андреевич Вознесенский.

Показ портрета и надписи.

У: Давайте ещё раз прочитаем полностью имя поэта.

У: Что-то может быть заметили? (имя и отчество совпадают)

Настроить детей к обсуждению фамилии поэта.

Давайте подберём слова к такой красивой фамилии (романтическая, красивая и т.д.)

У: Что такое вознесение? (ввысь, вверх)

У: Самое замечательное, что этот человек жив, он живёт в нашем с вами мире, в г. Москве.

Знакомство с биографией поэта. (Кратко)

Указание на выставку. (Стоят книги со стихотворениями А.А.Вознесенского)

У: Сегодня автор нашего учебника Наталия Александровна Чуракова хотела бы познакомить нас с поэзией А.А.Вознесенского.

Я прочитаю вам сначала первое стихотворение, вслушайтесь в слова. Попробуйте осмыслить их.

Чтение стихотворения учителем.

У: Поделитесь вашими впечатлениями. Может, вы услышали что-то необычное или представили себе какую - то картину?

Давайте откроем учебник стр. 114. и прочитаем самостоятельно в полголоса.

У: Вы поняли смысл стихотворения? Если нет, то причины.

У: Какой приём использует автор в стихотворении? (приём сравнения).

У: Объясните, зачитайте.

У: Для чего автор сравнивает? (Для создания ярких поэтических образов).

У: Чем заполнена чашка? Зачитайте.

У: А почему именно со стынущим чайком, а не с водой, например? (дымок от чая, и у коровки ножки)

У: С чем бы вы сравнили божью коровку? (ответы детей). А давайте поставим вместо красной чашки, Катино слово? Можно ли так делать? Почему?

Красота авторского слова не заменима.

У: А может какое-то слово вам подсказало приём сравнения? Слово как.

У: Посмотрите на иллюстрацию, напоминает она вам чашечку?

Сумел художник, изобразить то, о чём нам поведал поэт?

У: определите характер стихотворения, настроение автора (с каким настроением писал?)

У: Как вы думаете, что хотел А.А. нам сказать этим стихотворением?

Чтение второго стихотворения детьми самостоятельно. (Я считаю, что это необходимо, т.к. произведение сложное даже в чтении и нужно дать детям понять эту сложность)

У: Всё ли вам понятно в этом стихотворении.

Разбор слов (словарная работа)

ЯСЕНЬ, род листопадных деревьев или кустарников семейства маслиновых. Ок. 70 видов, в Евразии, Сев. Америке и Сев. Африке; в России 4 вида: 1 — в европейской части и 3 на Дальнем Востоке. Высаживают в садах, парках; древесину используют в столярном деле и мебельном производстве (ценится наравне с красным деревом).

ВНЕ..., приставка. Образует прилагательные со знач. находящийся за пределами чего–н., напр. вневедомственный, внеслужебный, внеатмосферный, внеземной, внеконкурсный, внеурочный.

ВКОСЬ, нареч. Не прямо, по косому направлению. Взглянуть в. Сложить платок в.

У: Давайте прочтем ещё раз.

У: Какой приём использует автор?

Знакомство с приёмом метафора, вывешивание таблички со словом на доску.

У: В первом стихотворении, какое слово нам показало сравнение (как), вот если бы автор использовал его и в этом, то называлось бы сравнением.

У: Как называет поэт семена ясеня, а почему?

У: Ребята, а вам понравилось слово “валятся”? Почему? Можно заменить другим? Например? Падают. А почему А.А. написал “валятся”, разве он не знает более красивых слов?

У: Какую картину вы представляете?

У: Художник специально оставил место для вашей фантазии, постарайтесь создать мини-иллюстрацию для этого стихотворения.

Мои дети рисуют прямо в учебниках, так как это их личные. Можно использовать листочки, затем использовать для выставки.

У: Загляните друг другу в учебник, у всех одинаковые картины? Нет? А почему? (Каждый видит по-своему природу).

У: А теперь давайте посмотрим, как видит природу Марк Шагал.

У: Что вы видите на картине? Деревня, почему? Беседа по картине (тема раскрыта в методичке).

У: Сегодня мы познакомились со стихами Вознесенского, посмотрели картину, скажите, есть что-либо общее? Единая мысль? (Всё о природе).

У: А можно ли связать фразу: “Мир просит тебя: открой меня заново!” с нашим уроком, почему?

У: Ребята, что наиболее интересным было для вас? Чем поделитесь с родителями, друзьями?

У: какое д/з вы бы предложили товарищу после нашего урока?

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Вознесенский Андрей Николаевич (190 г. рожд.). Мать - Вознесенская Антонина Сергеевна (1905 г . рожд.). Супруга - Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик.

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший молодому, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил". Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.

В то время поэтические вечера в Политехническом стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В свое время он подвергся резкой критике Н.С.Хрущева, был под угрозой высылки из страны, после чего на протяжении ряда лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати. Неизменным остается лишь восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи.

Увлекается плаванием, парасейлингом, водными лыжами. Любит собак.

Живет и работает в Москве.