План-конспект "Бессоюзное сложное предложение"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • формировать их личностную позицию;
  • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

  1. 1.Запись на доске:
    - тема урока;
    - стихотворный текст для анализа;
    - дополнительное задание.
  2. 2. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске).
  3. 3. Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов (участников семинара).
  4. 4. На рабочем столе учащихся: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд. – М. : Просвещение, 2003.; тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Работа с эпиграфом к уроку.
  3. Сообщение темы урока и постановка целей.
  4. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Запись текста под диктовку.
  7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  3. Визуальный контроль готовности к уроку.
  4. Работа с журналом.

2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

  • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

  • Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
  • Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.

  • Запись эпиграфа в тетрадях.
  • Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

  • Настроимся на разговор о доброте.
  • Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

  • Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Выполните задание под номером один.

№1. Задание к эпиграфу

Задание для первого уровня: объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму.

(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением)

-Задание для второго и для третьего уровней: найдите и сформулируйте известные вам орфограммы.

(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением; правописание окончаний глаголов; непроизносимые согласные; правописание приставок; правописание гласных после шипящих)

-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)

- Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)

- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

(1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)

(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения.

(Тема урока записана на доске)

Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.

- Актуализация уже имеющихся знаний.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

4.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.

Дома вы ознакомились с параграфом 85 и составили опорный конспект.

Используя свой конспект, вы должны выполнить задание под номером два.

(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах)

№2. Самостоятельная работа, с последующей проверкой.

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

 Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

5.Проверка самостоятельной работы.

Первый уровень. (проверка осуществляется учителем в индивидуальном порядке - 1-2-е работы)

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

Второй уровень (учащийся работает у доски )

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

-Выставление оценки-

Третий уровень. (учащийся работает у доски )

1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.

[условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

-Выставление оценки-

6.Дополнительное задание. (на дополнительную оценку)

На доске:

- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…
  2. Держится мир на доброте…
  3. Хочешь изменить мир к лучшему…

Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся).

7.Подведение итогов урока.

1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

  • Обратите внимание на эпиграф.
  • Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

8.Запись текста под диктовку.

№3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

О доброте

Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:

ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.

Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.

- Выразительное чтение текста учащимся.

- Запись текста под диктовку.

9.Домашнее задание.

№4. Задание по группам.

Задание для первого уровня.

Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

Задание для второго уровня.

Напишите сочинение-рассуждение по записанному вами тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

Задание для третьего уровня.

Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.

10.Слово учителя.

Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски). Помните: с доброты человек начинается!

Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.

Приложение 1