Пермский звериный стиль

Разделы: МХК и ИЗО


II. Цель: Дать представление о пермском зверином стиле и научить использовать эти знания в рисунках.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление о понятиях анимизм, фетишизм, тотемизм, пермский звериный стиль.

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к культуре народа коми;
  • развивать мотивацию у учащихся к изученному материалу и передачи знаний сверстникам;
  • формирование художественного вкуса учащихся;
  • совершенствовать навыки работы в граттаже.

Воспитательные:

  • воспитывать и развивать интерес к истории родного края;
  • воспитывать внимательность и аккуратность при работе с изобразительными средствами.

Стимулирующие:

  • стимулировать учащихся к изучению истории родного края и гордости за выполненную работу.

Самообразовательные:

  • побудить к поиску новой информации по данной теме урока в музее, в библиотеке, в Центре Национальных культур.

III. Методы и методические приёмы:

- словесные;
- наглядные;
- практические.

IV. Оборудование:

Для учителя:

Зрительный ряд:

  1. тема урока (написанная на ватмане);
  2. иллюстрация святилища древних коми;
  3. таблица с изображениями пермского звериного стиля;
  4. классная доска, на которой натянута леска в 4 ряда;
  5. таблички с надписями: анимизм, фетишизм, тотемизм.

Для учащихся:

  1. листы, приготовленные для граттажа (бумага, натёртая воском и покрытая тушью или гуашью);
  2. альбомный лист; карандаш, ластик; пёрышко (или другой острый предмет: толстая игла, зубочистка…) для выцарапывания граттажа.

Литературный ряд: эпиграф к уроку с высказыванием А.И. Леоновой.

V. Форма организации учебно-воспитательного процесса:

Вводный урок по теме: Декоративно-прикладное творчество Республики Коми.

VI. План урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к восприятию новой темы
  3. Объяснение нового материала
  4. Самостоятельная работа учащихся
  5. Итог урока

VII. План изучения нового материала:

  1. Объявление темы
  2. Беседа
  3. Демонстрация таблицы пермского звериного стиля с изображением вотивных знаков
  4. Вопрос к учащимся: Что такое зооморфные и антропоморфные мотивы?
  5. Беседа
  6. Демонстрация таблицы пермского звериного стиля с изображением наверший; чашей; ложек; кресал; пряжек; крючков; гребней; подвесок; пронизок.
  7. Вопрос к учащимся: Давайте представим, а какой тотемный знак мог быть у вашего рода?
  8. Постановка цели выполнения задания
  9. Самостоятельная работа учащихся

VIII. Оформление классной доски (схематично)

IX. Ход урока

X. Литература:

Для учителя:

  1. Историко-культурный атлас Республики Коми: Издательский дом «Дрофа» и «ДиК» М 1997.
  2. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Изд. Наука. М 1980.
  3. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
  4. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник / Сост. Н.Д. Конаков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1993.