Урок математики в 4-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Постановка задачи измерения величины меньшей, чем заданная исходная мерка. Запись, чтение новых чисел. Обыкновенная дробь, как другая форма записи позиционных дробей с одной цифрой после запятой.

Цели урока:

  1. Формирование знаний о дробных числах.
  2. Развитие умения сравнивать, оценивать работу, строить план действий, отражать это графически.
  3. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.

Задачи урока:

  1. Вывести новый способ измерения величин и записи результата измерения.
  2. Познакомить с новой записью позиционных чисел (позиционных дробей).
  3. Научить читать и записывать новые числа.
  4. Дать понятие обыкновенной дроби, как другой формы записи позиционных дробей.

Ход урока

Создание учебной ситуации

- Какие учебные задачи решали на прошлых уроках?

(записывать и читать многозначные числа, строить величины и записывать результат их измерения)

- Прочитайте числа

20340 42300 34002 20304
  • Как можно назвать эту группу чисел? ( Многозначные, пятизначные, чётные).
  • Эти числа одинаковые?
  • Почему разные?
  • Чем похожи?
  • Запишите эти числа по образцу.
  • Как много вы смогли рассказать о числах!
  • А всё ли вы знаете о числах?
  • Этот вопрос будет ключевым вопросом нашего урока. Всё ли мы знаем о числах?

Тема нашего урока: Новый вид чисел, их запись и чтение.

(Этот вопрос и тема урока записаны на доске)

Рефлексия

- Прежде чем познакомимся с новыми числами, проверьте свои знания в записи и чтении многозначных чисел.

- Как избежать ошибок при записи многозначных чисел?

Математический диктант

  1. В этом числе 5 единиц 4 разряда, 2 единицы 3 разряда 5 единиц 1 разряда (5201)
  2. Запишите число, в котором 3 ед.тыс., 7 сотен, 2 дес. (3720)
  3. В этом числе 8 ед. 6 разряда, 9 ед. 5 разряда, 4 ед. 3 разряда. 1 ед.1 разряда (890401)
  4. Запишите число 45 тыс. 897
  5. Запишите число, в котором 3 сотни тыс., 5 дес. тыс., 8 ед. тыс., 6 сотен, 2 десятка ( 358620)

Взаимопроверка (числа записаны на доске). Дети читают числа, обсуждают ошибки.

  • Чем отличается запись числа 3024 от предыдущих записей?
  • Какую работу выполняет каждая цифра в записи числа?
  • Построим величину, результатом измерения которой является это число.
  • Как это сделать? (Выбрать исходную мерку, построить систему мерок, построить величину)
  • Исходная мерка Е1, площадью 1 клетка.

Построение величины А

- У кого получилась другая по форме фигура? Это ошибка?

-Запишем результат измерения этой величины с помощью таблицы

Е 3 Е 2 Е 1
3 0 2

- Что обозначает каждое число?

(Количество мерок)

- Как получили каждую мерку?

( Путем укрупнения каждой следующей мерки в 4 раза)

Физкультминутка

- Сконцентрируйте внимание в центре таблицы

- Я называю число, вы должны его найти, не поворачивая головы и не отводя взгляда от центра таблицы, ручкой проводя воображаемую линию от одного числа к другому.

10012                                  4608

18079

2546 7                                 3546

- Какая фигура у вас получилась?

(Прямоугольник)

-Какое число я не назвала? Прочитаем его (18079)

Постановка учебной задачи

-Измерим длину А меркой Е и запишем результат измерения в двоичной системе счисления.

- Как это сделать?

( Сначала построим систему мерок, в которой каждая следующая мерка в 2 раза больше предыдущей, измерим ими величину, запишем ответ)

 

 E4 > A, значит какими мерками выполним измерения?

(Е3, Е2, Е1)

Моделирование способа

- Какими мерками измерили величину А?

( Мерками Е3, Е2, Е1).

- Что видим?

(Остался отрезок, меньший чем основная мерка. Назовём его R. R меньше чем Е1).

-Как же продолжить измерение? Ведь надо измерить всю длину А.

(Нужно уменьшить основную мерку Е1).

-Во сколько раз уменьшим мерку Е1?

( В 2 раза, т.к. основание системы равно 2).

-Как получили первую систему мерок?

(Мерки увеличивали в 2 раза).

- А как будем измерять остаток?

( Е1 уменьшим в 2 раза , построим новую мерку измерим ей остаток R).

 

 Возвращаемся к величине А.

- Как выглядит результат измерения?

( Сначала измеряли величину целыми мерками, а затем остаток измерили новыми мерками)

-Как получили новые мерки?

(Е1 (основную мерку) уменьшили в 2 раза)

Физкультминутка

Преобразование модели, запись результата.

Запишем результат измерения с помощью таблицы.

 

Е3 Е2 Е1 е 1 е 2
1 1 1 1 1

- Запишем результат измерения числом.

(Дети предлагают 111112 )

- Можно считать эту запись верной?

-А по этой записи видно начало измерения величины уменьшенными мерками?

- Покажи в записи числа, где мы начали измерение величины уменьшенными мерками.

(1 человек у доски)

- Как можно отметить в числе это место?

(Дети предлагают разные условные значки)

- Математики договорились ставить точку или запятую. В нашей стране ставят запятую , а в Америке ставят точку.

- Где ещё вы видели запись чисел с точкой?

( В калькуляторе)

- Придумайте название для нового вида чисел.

- Что сделали с основной меркой, чтобы измерить величину?

(Уменьшили или раздробили на части.)

Чтение вывода в учебнике на странице 24.

Новый вид чисел называют дробями, которые как и многозначные числа могут быть записаны в разных системах счисления.

- Как вы думаете, какой вопрос нужно задать, чтобы продолжить знакомство с позиционными дробями?

( Как читать позиционные дроби?)

- Посмотрите на число 3,15

- Что означает цифра 3, записанная до запятой?

(Сколько основных целых мерок было взято для измерения величины)

- Что означает цифра 1, записанная после запятой?

(Сколько уменьшенных мерок было взято)

-Что означает цифра 5?

(Во сколько раз уменьшили мерку и во сколько раз укрупнили)

- Какую работу выполняет запятая?

(Отделяет целую часть от дробной)

Чтение дробей

- Прочитаем дроби:

231, 22 5 4,35 6 6,29 10

Итоговая рефлексия

-Чем отличается запись этих чисел, от записи чисел, с которыми работали в начале урока?

- Как можно по-другому назвать числа, записанные в начале урока?

(Целые)

- Какая задача стояла перед нами на уроке?

(Узнать новый вид чисел)

- Достигли мы цели?

- Как мы смогли это сделать?

(Работали все вместе)

Чтение чисел

Читаем число все вместе. Если число целое- встают девочки, если дробное- встают мальчики.

706 403,5 5 21,2 2 3408 9 638,2 8 132 3 4068 0,7 10

- В какой системе счисления записано число 0,7 10 ?

- О чём нам может рассказать это число?

( Что для измерения величины исходную мерку уменьшили в 10 раз, получили новую мерку, которая в величину уместилась 7 раз)

- Этот же результат измерения величины можно записать по другому:

0,7*10 =7 Эта новая запись числа называется обыкновенной дробью.

10

- Возвращаемся к вопросу, заданному в начале урока:

“Всё ли мы знаем о числах?”

( Оказывается, что не всё)

- Что хотели бы узнать на следующем уроке?

Домашнее задание

Учебник страница 26, № 42,43 (подготовка к следующему уроку “Введение разрядной сетки десятичных дробей”).