Разработка урока в 8-м классе по теме: "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"

Разделы: Физика


Цели:

  1. Дать формулу расчета сопротивления проводника, понятие удельного сопротивления, единицы удельного сопротивления в ходе выполнения экспериментальных заданий.
  2. 3акрепление умений учащимися собирать электрическую цепь, использовать амперметр и вольтметр для измерения силы тока и напряжения соответственно, использовать полученные значения силы тока и напряжения для определения сопротивления проводника.
  3. Развитие умений учащихся: а) делать самостоятельно вывод по полученным экспериментальным данным; б) работать в группах; в) использовать формулу для расчета сопротивления проводника в решении задач; г) использовать табличные справочные материалы.
  4. Воспитание коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи. Осуществление политехнического воспитания.

Ход урока

1. Повторение (фронтально, устно)

  1. 3акон Ома.
  2. Как получить R из закона Ома?
  3. Что является причиной сопротивления?
  4. 3ависит ли сопротивление от напряжения? Силы тока?

Сообщение цели учащимся:

  1. От чего и как зависит сопротивление проводника в ходе экспериментальной работы по группам мы и узнаем.
  2. Познакомимся с новой формулой расчета сопротивления проводника, новой физической величиной - удельное сопротивление проводника.
  3. Научимся применять новые знания в решении задач.

Для чего служит вольтметр? Как его подключить к проводнику? 6. Для чего служит амперметр? Как его включить в цепь, если надо измерить силу тока на проводнике? 7. Какую формулу надо использовать, чтобы вычислить R?

Познакомить учащихся с реостатом.

2.Инструкция по технике безопасности.

З. Экспериментальная работа по группам (по четыре человека).

Оборудование на столах, за которыми сидят учащиеся:

  1. Источник постоянного напряжения на 3,6 Вольт.
  2. Реостат школьный лабораторный.
  3. Амперметр, вольтметр школьные лабораторные.
  4. Соединителъные проводники.
  5. Исследуемые проводники (по два проводника на каждую группу; укреплены на дощатых панельках, изготовленных на уроке технологии самими учащимися). Один проводник из алюминия, другой из стали.
  6. Задания для практической исследовательской работы:

Для 1,2,3 групп: Имеются два стальных проводника одинаковой толщины, но разной длины. Поочередно включая их в электрическую цепь, измерить на них силу тока и напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника и сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от его длины?

Для 4,5,6 групп: Имеются два стальных проводника одинаковой длины, но разной толщины (разной площади поперечного сечения). Поочередно включая их в электрическую цепь измерить на них силу тока и напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника и сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от площади его поперечного сечения?

Для 7,8,9 групп: Имеются два проводника одинаковой длины и толщины (площади поперечного сечения). Один изготовлен из стали, другой - из алюминия. Поочередно включая их в электрическую цепь измерить на них силу тока, напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от того, из какого материала он изготовлен?

4. Итоги экспериментальной работы.

  1. Заслушивание выводов учащихся.
  2. 3аписывание на доске выводов учащихся:

Сопротивление проводника зависит от:

  • его длины (прямо пропорционально) l;
  • его площади сечения (обратно пропорционально) S;
  • вещества проводника .

З. Формула на доске:

Вывод сами ученики делают: Чтобы рассчитать сопротивление проводника, надо знать:

  • его длину;
  • его площадь сечения;
  • вещество проводника.

5. Удельное сопротивление проводника.

  1. Ученики сами записывают на доске формулу.
  2. Учитель дает единицы удельного сопротивления проводника.
  3. Знакомство с таблицей удельных сопротивлений проводника в учебнике и сборнике задач.

6. Закрепление материала.

  1. Каждая группа вычисляет сопротивление своих проводников (значения сечений им сообщить)
  2. Расчитать удельное сопротивление одного из проводников (с которыми выполняли работу) и сравнить с табличными значениями.

7. Итоги урока. Сообщение оценок. Анализ работы групп, отдельных учащихся.