Интегрированный урок (русский язык + технология) по теме: "Цветы"

Разделы: Технология


Цели:

  1. Воспитывать любовь к природе, интерес к художественным текстам, музыке, живописи.
  2. Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения.
  3. Способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности, умению отбирать материал для раскрытия темы сочинения.
  4. Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.

Тип урока: комбинированный.

  • Вводная часть
  • Организационный момент
    1. Подготовка учащихся
    2. Постановка целей
  • Основная часть
  • Практическая работа
  • Подведение итогов

Учитель русского языка: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, в нашей творческой мастерской. Работать будем в необычном режиме – два в одном: урок развития речи – подготовка к сочинению и урок технологии – изготовление искусственных цветов. Урок по времени рассчитан на два часа.

Учитель технологии: Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет это творение смотреть или читать, слушать.

Учитель русского языка: Тема нашего урока – ЦВЕТЫ.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро людям нежность отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.

(К.Жанэ)

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт в душе.

Давайте же и мы познакомимся с цветами и вместе с писателями посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими, подружимся, и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

Обратите внимание на нашу поляну с цветами, выберите по одному (на доске рисунки цветов: колокольчик, ромашка, подснежник). Каждый из вас получит художественный текст о своём цветке (Приложение 1). Все эти тексты написал Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Имя этого писателя вам уже знакомо. У него много рассказов о природе, и это не удивительно, потому что родился он в семье лесничего, рано узнал лес, полюбил его. Позже много путешествовал. Его произведения побуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой.

Давайте прикоснёмся к искусству слова (дети зачитывают тексты). Этот материал вы можете использовать в своём сочинении.

Первоначально все растения были дикорастущими, и человек использовал для себя то, что они давали в природе. С течением времени человек отбирал в природе наиболее полезные растения для себя и возделывал их, чтобы получить лекарства или пищу.

Скоро было замечено, что цветущие растения очень красивы, они особенно радуют глаз человека зимой, когда всё вокруг покрыто снежным покровом.

Чтобы иметь возможность постоянно наслаждаться созерцанием живых растений, люди стали самые красивые выращивать в комнатах.

Сегодня с одним таким цветком мы вас познакомим. Это пуансеттия красивая – “Рождественская звезда” - самый нарядный цветок декабря (рисунок 1).

Учитель технологии: На западе его считают традиционным рождественским цветком. Окраска верхних листьев может быть белой, розовой, красной, жёлтой, и окрашиваются они как раз накануне Рождества, образуя красивые соцветия.

Сегодня мы с вами будем изготавливать искусственный цветок – пуансеттию.

Прежде всего нужно подобрать ткань для цветка. Для искусственных цветов подходят хлопчатобумажные ткани, шелк, шифон, бархат. Выбранную ткань необходимо обработать раствором желатина. Так же необходимо приготовить выкройки цветка из плотного картона. На каждой детали выкройки проставляется номер, количество и пишется название цветка (рисунок 2).

Цветок пуансеттии можно изготовить из ткани с люрексом. Изготовив несколько цветов, можно составить композицию для настенного панно .Искусственные цветы можно применять как украшение для вечернего платья.

Прежде чем приступить к работе, ознакомимся подробно с инструкционной картой (приложение 2), повторим технику безопасности при работе с ножницами и электрической плиткой.

Работу выполняем по инструкционной карте (учитель показывает и выполняет вместе с детьми).

Звучит этюд “Маргаритки” Скрябина.

Учитель русского языка: Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы.

Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко (присесть, сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками).

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними.

С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются).

У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.

Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

 Продолжается работа по инструкционной карте с учителем технологии.

Учитель русского языка: Давайте выясним, что для вас связано со словом “цветок”:

Ассоциации: Рифма
(слова, возникающие (созвучные слова)
в памяти со словом
“цветок”)
лето, радость, природа, садок, кулачок, лепесток,
любовь, красота, сад, колобок, денёк, звонок,
счастье, солнце, улыбка, кружок, росток, василёк,
тепло, бабочка, май, узелок, пирожок, снежок
нежность, ласка и др. и др.

(детям даётся минута и затем заслушиваются их слова)

А я предлагаю вам четыре слова: цветок, лепесток, снежок, росток. К концу урока вы должны составить четверостишие с этими словами.

Продолжается работа по изготовлению искусственного цветка.

Учитель русского языка: Я хочу познакомить вас с картиной А.Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”.

Прежде всего мы замечаем ромашки, они расположены в центре. Живописец уделил им особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут в России повсюду. Без них, как и без берёз, невозможно представить себе наши луга, поля, согретые солнцем лесные поляны. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображенным на картине. И это заслуга художника.

Продолжается работа по изготовлению искусственного цветка.

Учитель русского языка: В начале урока каждый из вас выбрал по одному цветку, которые растут на нашей поляне. Давайте назовём их. Все эти цветы нам хорошо известны. А сейчас давайте обратимся к истории цветов. Я предлагаю вам небольшую викторину. Цветы, которые вы видите на фото (рисунок 3, рисунок4, рисунок5, рисунок6, рисунок7 ), вам, безусловно, знакомы. У них, как и у каждого живого существа, своя история.

Послушайте и скажите, о каком цветке идёт речь.

1.Родина этого цветка – Мексика, где его клубни употребляли в пищу, не обращая внимания на “вершки”. 400 лет назад этого красавца привезли в Европу, чтобы разнообразить овощное меню французов, испанцев и немцев. Но клубни не пришлись по вкусу европейцам, гораздо больше им понравились яркие цветы различной формы. Цветок называли по разному, а в наш обиход вошло название, которое дал неудавшемуся овощу немецкий селекционер. Он предложил назвать яркий цветок в честь профессора Петербургской Академии Наук. Хотелось бы услышать от вас название цветка. (Георгин)

2.Какой цветок служил в средневековой Англии отличительным знаком актеров. По предписанию королевы Елизаветы они могли появляться вне театра в обыкновенном платье, но обязательно с этим цветком на башмаках. Вскоре с этим цветком, но не на башмаках, а за ухом, стала выходить на приём и сама Елизавета. В таком виде она изображена на серебряной монете своего времени. (Роза)

3. Во времена раскопок гробницы Тутанхамона был найден чудом сохранившийся венок из цветов. В дошедших до нас описаниях жизни фараона говорится, что Тутанхамон любил этот цветок настолько, что близкие родственники умершего сплели ему венок, считая, сто Тутанхамон очень расстроится, если не найдет рядом с собой в загробной жизни самых любимых цветов. (Василёк)

4. По словам Ганса Христиана Андерсена, “чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Так же считал и большой любитель природы Жан Жак Руссо. Среди разнообразия растительного мира он выделял один цветок, часто любовался им, упоминал его в своих произведениях. Какой же это цветок? (Барвинок)

5. Карл Линней назвал этот цветок “диантус”, что в переводе означает “божественный цветок”. Упоминание о нём встречается в “Божественной комедии” Данте в части “Ад”. Каково его русское название? (Гвоздика)

Много интересного о цветах вы можете узнать из книг. Слово библиотекарю. Библиотекарь представляет выставку книг и журналов о цветах.

Работа с учителем технологии по инструкционной карте.

Учитель русского языка: Давайте зачитаем четверостишия, которые у вас получились (дети зачитывают):

У дороги рос неизвестный цветок,
У него резной лепесток.
С неба падал снежок,
На еще неокрепший росток.

Они могут стать эпиграфом к вашему сочинению, и всё, что вы сегодня узнали о цветах, можете использовать в своих сочинениях.

А я зачитаю вам сочинение о циннии.

“Я только что сорвал последний цветок циннии. Правда, он уже немного завял, но так же красив, как и летние цветы.

Циннии мне очень нравятся.

Я даже весной сажал их у себя на балконе.

И вот сейчас передо мной в стакане с водой стоит последняя цинния. Цветок красный с жёлтым отливом. В самой середине лепестки закрылись, как будто готовясь ко сну.

А весь цветок гордо расправил свои лепестки, наслаждаясь тёплой погодой сентября.

Если приглядеться, то можно заметить, что одна сторона лепестков красная, другая жёлтая. Стебелёк у цветка изогнутый, и от него во все стороны отходят не такие сочные, как летом, но все же зелёные листочки.

Листья у цветка большие, широкие. Пощупаешь их – они кажутся бархатными.

Я смотрю на цветок и удивляюсь, что стебель в стакане с водой похож на зелёный зигзаг молнии”.

Учитель технологии: Давайте подведём итог нашего урока.

Каждый из вас изготовил один цветок. Составив все цветы вместе, мы получили прекрасное панно (рисунок 8, рисунок9).

Учитель русского языка: Результат нашего урока мы увидим, когда дома вы напишите сочинение о вашем любимом цветке.