Методика проведения практических работ по химии на примере первых уроков в курсе 8-го класса

Разделы: Химия


Методические рекомендации: Это первое знакомство учащихся с лабораторным химическим оборудованием. Поэтому, еще раз следует проговорить правила техники безопасности. С этого следует начать урок.

Чтобы сформировать у учащихся приемы обращения с лабораторным оборудованием, следует проводить работу неспеша, проверяя и поправляя, если надо, каждое действие учащихся. Чтобы избежать ошибок, можно вместе с учащимися собирать приборы, показывая как это делать на демонстрационном оборудовании.

После выполнения практической части, предоставляем учащимся время для заполнения отчета. Форма отчета может быть любой, но, как показывает опыт, удобнее это делать в виде таблицы. Причем рекомендуем первую практическую работу оформить на доске вместе с учениками. Оформляйте работу на развороте двойного листа, в этом случае будет достаточно места для всех записей и рисунков. В дальнейшем вы избежите проблем и вопросов по оформлению.

Учащиеся должны расписаться в журнале техники безопасности (специальный журнал фиксации инструктажа учащихся по технике безопасности) и впоследствии каждый раз в тетради перед началом работы (см. форму отчета).

Цели урока: Ознакомить учащихся с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.

  • Для этого необходимо решить следующие задачи:
  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с основным лабораторным оборудованием: посудой, штативом и специальным оборудованием (тигельные щипцы, асбестовая сетка);
  • научить учащихся приемам обращения с лабораторным штативом;
  • научить учащихся закреплять в лабораторном штативе пробирку, колбу (или химический стакан), выпарительную чашку;
  • научить учащихся пользоваться тигельными щипцами и другим специальным оборудованием;
  • учить учащихся аккуратному обращению с лабораторной посудой и приборами;
  • учить учащихся ставить цель, находить пути и способы ее достижения;
  • учить учащихся описывать наблюдения, изображать схематически приборы и делать выводы.

Оборудование:

Посуда и приборы лабораторный штатив, муфта, кольцо, лапка, пробирка, химический стакан (плоскодонная колба), выпарительная фарфоровая чашка, огнезащитная прокладка (асбестовая сетка), тигельные щипцы, лоток для оборудования

План содержания урока:

Организационный момент.

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. После приветствия учитель мотивирует учащихся на проведение практической работы. Просит освободить рабочее место от посторонних предметов, оставив на столе тетрадь для практических работ, учебник с инструкцией, линейку, простой карандаш, ручку.

Обращаем внимание учащихся на внешний вид. У учащихся одежда не должна иметь широкие рукава, длинные волосы должны быть убраны.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы актуализируем знания учащихся по правилам безопасной работы в лаборатории. Так как Техника безопасности уже отрабатывалась на первом уроке можно опросить учащихся фронтально, или предложить им работу по группам с карточками, на которых прописаны ситуации с нарушением техники безопасности (см. Приложение 1 “Карточки индивидуального опроса” и Приложение 2 “Ответы к карточкам индивидуального опроса”).

Народное творчество. Можно воспользоваться результатами народного творчества учителей химии и учеников.

Например:

Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь только то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй ее практически.
В химической лаборатории нельзя никогда
Голыми руками брать вещества.
Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь (не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым -
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Нельзя вдыхать пары и газы,
Если ты без противогаза.
Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –
Это строго-настрого запрещается.
Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.
С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,
Но крайне осторожно.
Если кислоты или щелочи на тебя попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.
Кислоту в воду добавляют –
Только так кислоту разбавляют.
Если жидкость воспламеняется легко,
Работаешь с ней от огня далеко.
С приборами нагревательными
Работай очень внимательно.
На рабочем месте – порядок и чистота,
Правило это выполняешь всегда.

О.В. Ильина
учитель химии (Москва)

Выполнение практической части. Практическую часть выполняем вместе с учащимися, показывая на демонстрационном столе правила обращения с лабораторным оборудованием. Как показывает опыт, школьнику лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. При выполнении практической части придерживаемся описания хода работы, приведенного в учебнике на стр. 57 – 60.

Рассматриваем устройство штатива, и назначение каждой составной части.

Учим школьников закреплять в штативе пробирку; плоскодонную посуду (стакан или колбу), объясняем назначение асбестированной сетки; круглодонную посуду (выпарительную чашку или круглодонную колбу), учим пользоваться тигельными щипцами для переноса горячей лабораторной посуды.

Оформление отчета по практическому занятию. Учим школьников делать четкие и грамотные записи по практической работе. Заранее на доске напишем схему оформления работы:

Практическая работа № 1

“Приемы обращения с лабораторным штативом”

Цель работы: Ознакомиться с лабораторным оборудованием. Научиться приемам обращения с лабораторным штативом.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

(подпись учащегося)

Ход работы Рисунок Вывод
Устройство лабораторного штатива.

Пользование штативом.

Закрепление в штативе пробирки;

Закрепление в штативе плоскодонной химической посуды (стакана или колбы);

Закрепление в штативе выпарительной чашки.

(в соответствии с каждым пунктом хода работы следует сделать рисунок с указанием составных частей приборов) (в этой графе указывают назначение каждой детали оборудования)

Например:

Огнезащитная прокладка (асбестовая сетка) используется при нагревании плоскодонной химической посуды, закрепленной в штативе, чтобы получить равномерное нагревание.

И т.п.

Рабочее место ________________________

(подпись учителя)

С целью воспитания ответственности за оборудование, аккуратности, бережливости предлагаем учащимся после окончания практической работы разобрать штатив, убрать рабочее место и сдать его учителю. Учитель проверяет сохранность оборудования и ставит свою подпись в тетради учащегося.

Домашнее задание:

Учебник “Тетрадь для учебной работы” Тетрадь

“Начала химического эксперимента”

другое
Подготовиться ко 2-ой части практической работы: изучить ход работы на стр.60-62 ______________ Прочитать и заполнить раздел “Умение обращаться с нагревательными приборами” стр.19-22

Прочитать текст практического занятия на стр.27-28.

_____________

Практическое занятие 1 (продолжение, второй урок) “Приемы работы со спиртовкой. Изучение строения пламени”

Методические рекомендации: При формировании основных практических умений не следует экономить время. Надо дать учащимся возможность в свободном темпе выполнять все операции. Только тогда они будут уверены в себе, и не будут бояться выполнять практические работы. Поэтому первую практическую работу разбиваем на два урока и тщательно формируем навыки обращения с лабораторным оборудованием. Данный урок посвящаем изучению нагревательных приборов, а также изучаем строение пламени. В зависимости от оснащения кабинета химии, нагревательные приборы разные, но подходы к их изучению одинаковые.

Важно, чтобы учащиеся четко определили самую горячую и самую холодную части пламени. В дальнейшем это необходимо для проведения других практических работ.

Цель урока: Отработать приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем), изучить строение пламени.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • отработать с учащимися правила безопасной работы в лаборатории;
  • ознакомить учащихся с устройством нагревательного прибора (спиртовки или др.);
  • научить учащихся приемам обращения с нагревательными приборами (спиртовкой, электронагревателем);
  • отработать с учащимися правила нагревания;
  • продолжить формирование умения наблюдать;
  • продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Оборудование:

Посуда и приборы спиртовка (электронагреватель), спички, лучина, штатив для пробирок, держатель для пробирок, пробирка с водой, лоток для оборудования

План содержания урока:

Организационный момент.

  1. Повторение правил безопасной работы в лаборатории.
  2. Выполнение практической части.
  3. Оформление отчета по практическому занятию.

Организационный момент. Приветствуем учащихся и поясняем, что сегодня мы будем продолжать формировать навыки безопасной работы в лаборатории. Рассказываем о значении нагревательных приборов для экспериментирования. Озвучиваем тему урока, цель и задачи. Просим открыть тетради для практических работ и записать шапку отчета.

Повторение правил безопасной работы в лаборатории. Перед началом работы повторяем правила Техники безопасности, обращая особое внимание на правила работы с нагревательными приборами (пп.21 – 27, 31, 34 см. Приложение 1).

Можно обсудить с учащимся ответы, которые они привели в тетради “Начала химического эксперимента”. Это поможет актуализировать их знания и подготовит к проведению эксперимента.

Выполнение практической части. Вместе с учащимися рассматриваем, а затем школьники зарисовывают нагревательный прибор (спиртовку).

Затем демонстрируем, как правильно зажечь и погасить спиртовку. Обращаем внимание на возможные ошибки. Предлагаем учащимся упражнение – самостоятельно зажечь и погасить спиртовку несколько раз.

Затем приступают к изучению строения пламени. Ход работы приведен в учебнике стр. 60-62. После исследования зон пламени предлагаем решить экспериментальную задачу: в какую часть пламени надо внести пробирку, чтобы вода в пробирке закипела максимально быстро?

Предлагаем ребятам проверить это. Они выполняют эксперимент дважды, нагревая пробирку в самой горячей и в самой холодной зонах пламени, отмечают приблизительно время каждого нагревания.

По окончании эксперимента, учащиеся приводят рабочее место в порядок, оформляют отчет и сдают рабочее место учителю.

Оформление отчета по практическому занятию.

Практическая работа № 1 (продолжение)

"Приемы обращения с нагревательным прибором."

Изучение строения пламени”

Цель работы: Ознакомиться с устройством нагревательного прибора. Научиться приемам обращения с нагревательным прибором. Изучение строения пламени.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

(подпись учащегося)

Ход работы Рисунок Вывод
Устройство спиртовки.

Обращение со спиртовкой.

Строение пламени.

(учащиеся должны привести рисунок спиртовки с указанием составных частей и рисунок пламени с указанием зон) (помогите ученикам сформулировать ответ на вопрос: каков принцип действия спиртовки, и какая зона пламени самая горячая)

Рабочее место ________________________

(подпись учителя)

После принятия рабочего места у учащегося, учитель собирает тетради на проверку.

Домашнее задание:

Учебник “Тетрадь для учебной работы” Тетрадь

“Начала химического эксперимента”

другое
_____ _____ _____ Напишите на двойном листочке письмо-сочинение о пользе химии. Адресуйте это письмо, кому захотите, например, письмо брату, письмо мэру Москвы, или письмо учителю.