Наибольшее и наименьшее значения функции

Разделы: Математика


Цели урока:

образовательные:

  • систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  • проверить уровень усвоения изученного материала;
  • применять теоретический материал при решении задач.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • совершенствовать умения находить наименьшее и наибольшее значения функции.

воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.
  • воспитывать чувство уважения между учащимися для максимального раскрытия их способностей.

Оборудование:

  • раздаточный материал:
  • тесты по теме;
  • карточки для разноуровневой самостоятельной работы;
  • алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции.
  • мультимедийное оборудование

Тип урока: закрепление

Методы работы: фронтальный опрос, практический, индуктивный, проблемно-поисковый метод самостоятельной работы.

ПЛАН УРОКА

Организация на урок.

Повторение пройденного:

устная работа (фронтально) (задания из ЕГЭ) .

Работа учащихся с тестами (самостоятельно) .

Проверка тестов

Совместная работа учащихся и учителя.

Самостоятельная работа учащихся (по карточкам разного уровня сложности) .

Итог урока, выставление оценок.

ХОД УРОКА

1. Организация на урок.

Сообщение цели урока, краткий план урока.

2. Устная работа

а) Задания из части А ЕГЭ <Приложение 1>

б) Повторение алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке

АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИИ НА ОТРЕЗКЕ.

ЗАДАЧА. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции:

а) у = х4 – 2х3 – 3 на [0; 2];

б) у = 2х2 – 4х + 3 на [0; 4];

в) у = 3х2 – х3 на [-1; 3]

Пример решения для случая а)

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ Образец записи решения.

1) Найдите производную функции. 1) у = 4х3 – 4х = 4х(х2 – 1) = = 4х (х – 1) (х + 1) .
2) Найдите точки, в которых производная равна нулю или не существует. 2) 4х (х – 1) (х + 1) = 0
х1 = 0, х2 = 1, х3 = -1.
3) Определите критические точки внутри данного отрезка. 3) Внутри [0; 2] критическая точка х = 1.
4) Найдите значения функции в критических точках (внутри данного отрезка) и на концах отрезка. 4) у(1) = 1 – 2 – 3 = -4.
у(0) = -3,
у(2) = 16 – 8 – 3 = 5.
5) Выберите наименьшее и наибольшее значения. 5) min у (х) = –4,
[0; 2]
maх у (х) = 5
[0; 2]

3. Работа учащихся с тестами

Практический и теоретический.

Тест по теории

ВАРИАНТ 1

1. Если функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) и f ' (х) > 0 для всех х (a; b) , то функция ________________ на интервале (a; b)

2. Если функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) и f '(х) _____ 0 для всех х (a; b) , то функция возрастает на интервале (a; b)

3. Пусть функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) , х0 (a; b) , и f '(х0) = 0.Тогда если при переходе через стационарную точку х0 функции f(х) ее производная меняет знак с “+” на “–”, то точка х0 – точка _______________ функции f(x)

4. Если функция у = f(х) непрерывна в точке x0 и производная в этой точке меняет знак с “___” на “___”, то х0 - точка минимума

5. Если х0 - точка экстремума функции у = f(х) , то производная в этой точке равна___________.

ВАРИАНТ 2

1. Если функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) и f '(х) ____ 0 для всех х (a; b) , то функция убывает на интервале (a; b)

2. Если функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) и f '(х) < 0 для всех х (a; b) , то функция _______________ на интервале (a; b)

3.Пусть функция f(x) дифференцируема на интервале (a; b) , х0 (a; b) , и f '(х0) = 0. Тогда если при переходе через стационарную точку х0 функции f(х) ее производная меняет знак

с “–” на “+”, то точка х0 – точка__________ функции f(x)

4. Если функция у = f(х) непрерывна в точке х0 и производная в этой точке меняет знак с “___” на “___”, то х0 - точка максимума.

5. Точки, в которых производная функции равна 0, называются __________________

Тест. Исследование функции по графику производной

На рисунке изображен график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством.

Вариант 1.

Свойство

функции

Интервал

(-2; 0)

(3;6)

(1;3)

(0;2)

(2;3)

Возрастает

Убывает

Имеет

максимум

Имеет

минимум

Вариант П.

Свойство

функции

Интервал

(-2; 0)

(-2; 2)

(3; 5)

(1; 3)

(0; 2)

Возрастает

Убывает

Имеет

максимум

Имеет

минимум

4. Проверка. Самостоятельно (самопроверка) и учителем.

Теоретический тест проверяется соседом по парте с помощью показа ответов на экран и ставит оценку

Критерии оценки:

  • “5” - 5 верных ответов
  • “4” - 4 верных ответа
  • “3” - 3 верных ответа
  • “2” - 2 верных ответа

Практический тест проверяет учитель

5. Работа у доски.

Повторяем еще раз алгоритм. У каждого на столе лежит этот алгоритм.

№937 (б)

6. Выполнение дифференцированных заданий. (самост. работа)

1 уровень - Задание б) , которое дано на карточке алгоритма

2 уровень - Задание в) , которое дано на карточке алгоритма

3 уровень - Найдите наименьшее и наибольшее значения функции у = – cos x – x на [–1,5; 2,5]

7. Подведение итогов.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач математики, физики, химии, экономики и других дисциплин. Этим мы с вами займемся на следующем уроке. т.е. рассмотрим практические задачи связанные с нахождением наименьшего и наибольшего значения.

Рефлексия:

Продолжите фразу:

  • “Сегодня на уроке я узнал…”
  • “Сегодня на уроке я научился…”
  • “Сегодня на уроке я познакомился…”
  • “Сегодня на уроке я повторил…”
  • “Сегодня на уроке я закрепил…”

8. Д/з №938 (1,2) , 939(1)

дополн. № 944 (3)