Урок самообучения в 5-м классе по теме: "Площади"

Разделы: Математика


Цели:

  • Дать понятие площади. Ввести формулу площади прямоугольника.
  • Учиться вычислять площадь.

Оборудование:

  1. Плакат с определением площади
  2. Карточки-задания
  3. Разрезные фигуры
  4. Цифры от 1 до 5

Ход урока

І. Историческая справка (краткое сообщение ученика)

Площадью называется величина, характеризующая размер геометрической фигуры. Определение площадей - одна из древнейших практических задач. Далеко не сразу человек додумался до “квадратных” единиц. Но уже древние греки умели правильно находить площади многоугольников.

Каменщики определяли площадь прямоугольной стены дома, они перемножали высоту и ширину стены. Таково принятое в геометрии определение: площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. Обе стороны должны быть выражены в одних и тех же линейных единицах. Возьмем квадрат со стороной 1 метр. Его площадь равна квадратному метру (кв. м), а площадь квадрата со стороной 1 сантиметр равна 1 кв. см.

ІІ. Работа с учебником

Прочитайте параграф 18 стр.137 - 139. Запомните правила на стр. 138. Расскажите соседу по парте.

ІІІ. Ответь на вопросы

  1. Чему равна площадь фигуры, если эту фигуру можно разбить на 18 квадратов со стороной 1 см?
  2. Запишите формулу площади прямоугольника в тетрадь.
  3. Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
  4. Какие фигуры называются равными?
  5. Могут ли равные фигуры иметь различные площади?
  6. Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?
  7. Запишите формулу площади квадрата.

ІV. Практическая работа

1. Раздаю различные фигуры:

А) Найдите фигуры с равными площадями.

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

<Рисунок4>

<Рисунок5>

Выполните необходимые измерения и найдите:

А) площадь тетрадного листа

Б) площадь страницы учебника

В) площадь крышки стола

3. Найдите площадь каждой фигуры, изображенной на рис. 68 стр.140.

(Обменялись тетрадями и сверили ответы)

4. Построй в тетради соседа прямоугольник. Найдите площадь построенного прямоугольника.

V. Работа с книгой

Выполните задания № 697, № 698, № 699 стр. 140.

(Сверьте ответы)

VІ. Самостоятельная работа

(Проверь самостоятельную работу у соседа и поставь оценку)

1 вариант 2 вариант
1. Найдите площадь прямоугольника, длина которого равна
45 см. ширина - 23 см. 48 см., ширина - 34 см.
2. Длина прямоугольника ВСДЕ равна 56 см., а его ширина в 7 раз меньше. Чему равна площадь прямоугольника? Длина прямоугольника МНКО равна 63 см, а его ширина в 7 раз меньше. Чему равна площадь прямоугольника?
3. Какова сторона квадрата, если его площадь равна 40 дм 2 Какова сторона квадрата, если его площадь равна 121 м 2

VІІ. Домашнее задание

1. Вернитесь к учебнику. Параграф 18. Запомните правила площади.

2. Расскажи родителям, бабушке, сестренкам, братишкам, что такое площадь и как ее вычислить.

3. Вычисли площади самой большой и самой маленькой комнат в вашей квартире.

VІІІ. Итог урока

Приведите примеры: где в жизни используются знания о вычислении площади.

Какую оценку ты поставишь себе за сегодняшний урок? (поднимите карточку с цифрой).

Литература

  1. Учебник “Математика 5 класс под ред. Дорофеева
  2. Словарь Ожегова С.И.
  3. Наглядная геометрия под редакцией И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ергажиева
  4. Математика (учебник-собеседник) 5 класс. Просвещение, 1994г.
  5. Энциклопедический словарь юного математика, издательство “педагогика”, 1985 г.

Плакат

  1. Площадь - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.
  2. Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе).

Например: Красная площадь - Москва.